Как потоковое вещание убило классическое кабельное ТВ

Как потоковое вещание убило классическое кабельное ТВ

Последний раз я смотрел кабельный телевизор в 2020 году в отеле. Телефон сел, телевизор в номере попался «глупый», так что из всего невероятного богатства телевещания я, как порядочный пользователь Интернета, выбрал для разжижения мозга телеканал Спас. Стал бы я включать кабельное, будь у меня доступ к Ютубу? Конечно же нет.

Хотя бы потому что у Спаса есть канал на Ютубе.

Пора ли закапывать

Телевидению предвещают смерть с того момента, как видео в Интернете начало грузиться быстро и при этом в хорошем качестве, но пока оно ещё держится.

По данным Mediascope, в декабре 2022 года хотя бы на час в день телевизор включало 63% россиян. Половина из этих людей — старше 54 лет. Важный нюанс — эта статистика собрана только с тех людей, которые согласились на сбор данных и установили ТВ-метры, а их всего… около 20 тысяч.

Попробуем поискать в других местах.

По данным ВЦИОМ, интернет усиливает свои позиции в медиапотреблении, а телевидение — снижает. Около 70% опрошенных 18-24-летних отказались от телевизора в пользу Интернета, среди 25-34-летних — 48%. И это учитывая, что данные собраны с людей, которые в принципе согласились на опрос.

Если вы чувствуете, что вокруг стало меньше людей, которые смотрят телевизор на изначально предназначенном для этого устройстве через кабель — вам не кажется. Причина банальная: Smart-TV удобнее. Можно ставить на паузу, можно откладывать просмотр, можно отключить рекламу, можно вообще закрыть уже Первый канал и включить какой-нибудь стриминг и смотреть сериалы про ментов в почти неограниченном количестве. Становится ли при этом меньше людей, которые потребляют ТВ-контент в каком-либо виде — вопрос сложный.

Когда вы не смотрите телевизор, это не значит, что вы не смотрите телевизор. До определённого момента на Ютубе можно было смотреть острополитические шоу с государственных каналов, никак физически не контактируя с голубым ящиком. Более того, медиа взаимно друг в друга проникают, началось это давно и от этого уже никуда не деться. Хороший пример — сверхпопулярное «Что было дальше?», выходившее на YouTube-канале LABELCOM, который принадлежит компании Medium Quality Вячеслава Дусмухаметова — креативного продюсера телеканала ТНТ. Этой же компании принадлежит «Внутри Лапенко» и много других проектов, по которым с первого взгляда не скажешь, что их делают телевизионщики.

Плохо ли это? Скорее, закономерно. Устарел сам формат классического телевещания, а создававшие контент для него люди вполне способны приспособиться под меняющиеся условия.

Тем не менее, традиционное телевидение пока смотрят и наверняка будут смотреть ещё долго, хотя его конец рано или поздно всё равно наступит.

Почему оно умрёт

В славные времена расцвета телевидения у его зрителей не было других вариантов аудиовизуального контента. Сейчас этого контента вокруг не просто много, а тонны: интернет-сервисы подкладывают пользователям всё новые и новые рекомендации и порой хочется не найти что-то новое, а не смотреть ничего вообще, даже когда предложения подбираются индивидуально и в соответствии с твоими интересами. В контексте этого идея просмотра телеэфира с постоянными перерывами на десять-пятнадцать минут рекламного спама кажется лёгким издевательством. Мало того что кто-то решил за тебя, чего ты хочешь, так ещё и мешает.

Стриминговые сервисы позволяют смотреть абсолютно всё в любой момент и с минимумом рекламы. Сериалы, фильмы, телеэфир — неважно: их много, они закрывают все возможные потребности и позволяют пользователям платить только за то, что ему нравится. Это куда приятнее в сравнении с обычным «купить пятьсот каналов ради пяти нужных».

А ещё есть контентмейкеры.

Создание качественного материала давно перестало быть уделом избранных — многие топовые блоггеры по уровню продакшена и проработки материала ничуть не отстают от телевидения, а некоторые опережают на голову.

Одиночки или небольшие команды могут позволить себе взаимодействовать с аудиторией напрямую, делая бездушное потребление контента куда более личным. Для стримеров взаимодействие в прямом эфире и вовсе работа, и доходы с донатов топовых стримеров наглядно показывают, насколько люди любят взаимодействовать со своими кумирами. Телевидение не может позволить себе столько жизни, даже когда очень старается.

А ещё есть большие рекламные деньги.

Рекламный рынок Интернета обогнал телевизионный в России ещё в 2019 году и продолжает активно развиваться. Во-первых, здесь за людьми намного проще следить, находить среди них свою ЦА и показываться именно ей на глаза. В большинстве случаев это лучше, чем показывать рекламу всем сразу, как это происходит на ТВ. Во-вторых, уже показанную рекламу можно проанализировать, узнать, кто перешёл по ссылкам, на каком этапе потерялись покупатели, кем были люди, которые всё-таки дошли до рекламодателя и так далее, а реклама на ТВ — чёрный ящик, в котором могут появиться клиенты, а могут и не появиться. В-третьих, молодые платежеспособные люди предпочитают всемирную паутину, поэтому покупать рекламу нужно в месте их обитания.

Сколько ещё будет барахтаться

Стриминг стремительно развивается, снимает собственные фильмы и сериалы, наращивает денежный оборот безумными темпами и, может быть, к 2030 году съест телевизор окончательно — уж слишком привлекательна подписочная модель для зрителей. Аудитория кабельного ТВ, не переходящая в интернет, неизбежно стареет, её замещают держащие в руках смартфон с детского сада люди, не привыкшие что для доступа к информации в принципе нужно что-то кроме интернета.

На конференции SatComRus-2019, первый заместитель генерального директора по управлению, эксплуатации и развитию сети РТРС Виктор Пинчук сказал, что линейное телевидение никогда не умрет, потому что такие жанры, как новости, онлайн-трансляции и спорт, всегда будут востребованы телезрителями. Вот только новости можно смотреть в Telegram, с онлайн-трансляциями отлично справляются блоггеры, а спорт сам охотно идёт в интернет и создаёт собственные сервисы для просмотра.

Телевидение как формат постепенно уходит в сеть и взаимно растворяется с другими медиа. Вряд ли оно пропадёт окончательно. В конце концов газеты, радио и театр до сих пор живы, просто внимание людей сосредоточено совсем не на них.

Старший инженер ИТС "Citytelecom Санкт-Петербург" Егор Калугин

Начать дискуссию