Стоит ли запускать бизнес в нестабильные времена?

Периоды неопределенности - нормальное явление. Более того, такие процессы происходят намного чаще, чем это может казаться. И здесь важно разобраться в нашем восприятии действительности. Рассмотрим понятие неопределенности со стороны работы мозга, а также перенесем эти знания на бизнес.

Приветствую. Я – Игорь Гудков, основатель образовательной социальной сети AskHow. В этой статье делюсь своим опытом создания стартапа.

Я рассматриваю понятие неопределенности с двух сторон. Первое, когда происходит что-то совершенно новое, то есть мы до этого момента с подобным еще не сталкивались. Речь именно про что-то внезапное, что мы даже не прогнозировали. Второе, неопределенность – это про то, когда изначально был сделан неверный прогноз. И отвечая на вопрос про запуск стартапа в нестабильную эпоху, начну с небольшого комментария о работе нашего мозга. Это очень важно.

Что такое неопределенность для мозга?

Основные функции работы мозга: выживание, сохранение энергии и размножение. Чтобы их выполнить, мозг использует инструмент прогнозирования. Вы лучше поймете это, когда попробуете сфокусироваться на чем-то хорошем, а потом на плохом. Согласитесь, что сосредотачиваться на последнем отчасти намного легче. Почему? Потому что мы постоянно все прогнозируем.

Чтобы выполнить выше перечисленные функции, мозг все время накладывает прошлый опыт на текущую реальность, а потом прогнозирует в ней возможные опасности. Например, если после анализа получается, что дорога вроде как относительно безопасна, то, скорее всего, пойдем по ней. И вот какое-то время мы используем привычный маршрут, как вдруг на знакомой нам дороге падает дерево. Непредсказуемо? Конечно. Ситуация сразу нас дестабилизирует.

Получается, что любая ситуация, которая не вписывается в прошлый опыт, для нас неопределенная. Со временем приобретенный опыт становится частью нашей картины восприятия и тогда от неопределенности не остается и следа.

Например, начало пандемии – это как раз то самое неожиданно упавшее дерево. Весь рынок привык пользоваться уже проверенными временем инструментами, сформировавшимися 5-7 лет назад, как вдруг надо что-то менять.

Наступили неопределенные времена, но нужно заметить, что на разных сферах отыгралось по-разному. Например, офлайн-сфера очень сильно пострадала. Бизнесы, выстроенные по шаблонам, не смогли адаптироваться к новым условиям и лишились привычного трафика. Сфера онлайн напротив стала стремительно расти вверх. Те, кто умеет модернизировать шаблоны, кто больше открыт к изменениям и постоянно ищет возможности, выигрывают. По моему мнению, начать бизнес в эпоху неопределенности намного легче.

Зарождение стартапа во времена пандемии

Касательно моего образовательного социального проекта AskHow. Я запустил этот стартап вместе со своими партнерами в разгар пандемии, потому что мы были очень заинтересованы. К тому же, это был не первый мой проект. Примерно после десяти стартапов я перестал считать. Запусками занимаюсь уже более восемь лет. И когда ты делаешь это постоянно, то начинаешь относиться к любым изменениям рынка нормально. Для меня один из главных вопросов при дестабилизирующей ситуации всегда звучит так: «Как я могу выгодно использовать новые условия реальности?».

До образовательного проекта AskHow у меня было свое маркетинговое агентство. Клиенты приходили преимущественно из США. У них разные бизнесы, нуждающиеся в собственных сайтах. Потом СВО внесла свои коррективы в этот бизнес. Я стал думать над тем, как в полной неразберихе и новых условиях могу и дальше быть полезным для мира.

На тот момент я находился в центре Кремниевой Долины, где, как вы знаете, сосредотачиваются эксперты из IT-сферы. Мой партнер по проекту Татьяна Урусова многих знала лично, поэтому мы загорелись идеей онлайн-встреч. Созванивались в зуме. Обменивались между собой знаниями и опытом. Нам нравилось это делать.

Такие онлайн-встречи отчасти породили идею о создании образовательного социального стартапа AskHow по обмену знаниями и опытом. Мы стали постепенно развиваться, а также почти сразу зашли в IT-парк Казани. Сейчас AskHow – это функционирующая платформа для экспертов, которые могут записывать там полезные видеоуроки на разные темы, а также продавать свои микрокурсы.

5 рекомендаций начинающим стартапам

Хочу дать пять рекомендаций всем начинающим предпринимателям и основателям стартапов, которые боятся периодов неопределенности или как-то сомневаются в себе.

Принимайте любую ситуацию

В первую очередь нужно всецело принимать любую ситуацию и думать над тем, как ее видоизменить. При таком подходе у вас высвобождается энергия действия, и вы начинаете пробовать снова и снова. В противном случае происходит стагнация.

Дайте себе право на ошибку

Заранее договоритесь с собой о том, что будете пробовать до тех пор, пока не получите какой-то результат. Он может быть разным: ничего не получилось либо, наоборот, вы наконец-то добились того, о чем мечтали.

Я знаю статистику, что за последние десять лет, как правило, выживает один из тридцати стартапов. Секрет «выживших» в том, что одни дают себе право на ошибку.

Верьте себе

Ваша собственная вера должна быть непоколебима. Если создатель вдруг теряет веру и энергию, то проект обречён. Речь в какой-то степени и о постоянной проработке собственного мышления.

Соотнесите свои внутренние ценности с ценностями бизнеса

Еще рекомендую делать бизнес, опираясь на внутренние ценности. Если они совпадают с ценностями вашего проекта, значит, у вас будет энергия для работы. Например, моя самая главная ценность - самореализациия. Теперь перенесу эти мысли на мой проект AskHow.

Мы помогаем клиентам, то есть экспертам из разных сфер и ниш, реализовывать себя. Они заходят к нам на платформу, как правило, без каких-либо инфопродуктов либо их очень мало. Мы же даем им возможность записывать свои видеоуроки и микрокурсы, чтобы систематизировать и упаковать свои знания на постоянной основе. И самое главное – это все делается для тех, кому это действительно нужно.

Не будьте идеальными

Относитесь к себе как к неидеальному. Вовремя освобождайтесь от самобичевания. Делайте то, что нужно, и смотрите, что из этого получится. Например, я раньше очень сильно стеснялся того, что не достигал каких-то больших целей в бизнесе. У меня начинали окупаться кейсы, а я вдруг выгорал. Считаю, что тогда у меня просто не было комплексного подхода.

Всегда помните о том, что только время покажет, насколько вы сделали все, что могли. Всем начинающим бизнесменам, предпринимателям и стартапам желаю делать все возможное. Не бойтесь ошибаться. После достаточного количества проб и ошибок вы сможете узнать, как получить нужный вам результат, или, по крайней мере, будете знать все варианты того, как не надо делать. И то, и другое – неплохо. В общем, не бросайте все на полпути, продолжайте свою деятельность с большой внутренней верой и опорой на себя.

Буду рад, если поделитесь в комментариях, как вы относитесь к неопределенности? Мешает ли это вашему бизнесу или, наоборот, еще больше мотивирует?

33
Начать дискуссию