Рассказы о том, как все хорошо, навевают тоску

Интервью Константина Кафтана – руководителя и преподавателя курса «Руководитель поддержки пользователей в IT» в OTUS

Рассказы о том, как все хорошо, навевают тоску

Константин рассказал о своем преподавательском опыте: о формуле увлекательного занятия, качественной проверке домашних заданий и о работе с нелояльными студентами.

Константин Кафтан

Бывали ли у тебя сложные кейсы со студентами, например, негативные отзывы?

Да, однажды был случай — около года назад. В группе оказался студент, которого, похоже, работодатель буквально «загнал» на обучение. Ему не нравилось абсолютно всё: он ставил низкие оценки преподавателям и курсу. Когда общий рейтинг высокий, а один человек ставит резко низкие оценки, становится интересно: что пошло не так? Это была явно индивидуальная ситуация, а не проблема курса, особенно учитывая, что курс за годы работы получает стабильно высокие оценки. Мы поговорили со студентом, методист тоже подключился. Кажется, удалось достучаться, удалось донести, что те материи, которые мы подаем, полезны в повседневной жизни, в его работе. Также до команды преподавателей важно было донести, что негативные отзывы связаны не с ними, а с обстановкой, в которую попал этот студент.

Я считаю, что ситуация разрешилась благополучно: студент принял обстоятельства, продолжил обучение, но перестал ставить какие-либо оценки. Самое важное – он написал отличную проектную работу.

Как руководитель поддержки я пришел к такому важному, пожалуй, очень важному выводу: весь тот негатив, который ты получаешь, который ты видишь, он относится не к тебе лично. В ряде случаев он все-таки относится к продукту в целом. Важно разделять то, что именно попадает в тебя, а что относится к чему-то другому. И вот это понимание позволяет не бояться обратной связи, даже негативной.

Как провести увлекательное занятие?

Скажем сразу, двух одинаковых занятий никогда не бывает. Это связано с тем, что первое занятие на курсе всегда начинается с вопросов к студентам: из какой они сферы, какой продукт создают (B2B, B2C, премиальный или массовый). От этого зависит структура дальнейших занятий — что-то раскрываем глубже, что-то оставляем на ознакомительном уровне.

Я придерживаюсь подхода, который когда-то подсмотрел в статье одного преподавателя из «Кванта». Он сравнивал обучение с восхождением на скалу: студенты сталкиваются с трудными темами, и им нужны «площадки для отдыха». Такими «площадками» могут быть случаи из практики — особенно курьезные, которые заставляют улыбнуться и расслабиться.

Кроме того, я варьирую темп речи, интонацию, громкость и делаю паузы. Это не только помогает удерживать внимание, но и делает занятие более живым. Как говорил классик: «почему слушающие засыпают, а говорящие — нет? Потому что первые больше устают».

Если вспомнить другого классика, Толкин говорил, что рассказы о том, как все хорошо, навевают тоску. А рассказы о неприятностях получаются просто захватывающими. Поэтому на вебинарах я часто предлагаю разобрать грабли, на которые когда-то сам наступил, чтобы показать, как я действовал тогда, как следовало бы действовать, какие уроки я из этого вынес. Вот такие истории слушают с большим интересом. Мы с преподавателями ни в коем случае не пытаемся из себя сделать святых или пророков. Да, мы тоже с чего-то начинали, да, мы делали ошибки: рассказать о своих ошибках, это всегда очень ценно.

Есть ли какие-то фишки по взаимодействию со студентами на курсе?

Большинство студентов неохотно включают камеры, что объяснимо: вечер рабочего дня, свои дела – кто-то готовит, пьёт кофе или даже гладит кота. Поэтому важно находить способы держать с ними контакт. Например, я всегда оставляю окно чата на виду, чтобы оперативно реагировать на сообщения. Кроме того, стараюсь вовлекать студентов в диалог. После объяснения материала задаю вопросы: "как это реализовано у вас? работали ли вы с чем-то похожим?" Такие моменты помогают удержать внимание и вовлечь людей в процесс, особенно в вечернее время.

А насколько важно, чтобы студенты включали камеры?

Я не давлю на этот момент – человек может просто замкнуться, и вернуть его в диалог будет сложно. Предложить включить камеру – да, но настаивать точно не стоит, конец не всегда легкого дня может быть неудачным временем для включения видео . Камеры дают возможность видеть реакцию: иногда в глазах слушателя можно увидеть немой вопрос и быстро среагировать, объяснить проще или подробнее.

Как устроены домашние задания на курсе?

Любое домашнее задание должно иметь практическое применение. Мы стремимся к тому, чтобы студенты могли вынести результаты работы в своё портфолио. Главное, чтобы студент мог уверенно сказать: «Да, я это знаю, да, я это делал».

Сколько тебе требуется времени, чтобы проверить домашнее задание?

Наши домашние задания – это не код, который отработал или не отработал. Это текстовый материал, в который нужно погрузиться, вчитаться. Именно поэтому я проверяю работы в выходные, когда можно, что называется, уйти от мира: ближайшие два часа меня нет. Иногда вместо домашних заданий получаю пачку вопросов, на которые нужно ответить. Я очень рад тому, что студенты задают вопросы, когда они адаптируют то, что им рассказали на занятии именно к своей специфике, к своей работе. За пару часов я могу проверить иногда и 10 домашних заданий, а иногда только пару, все очень зависит от самого задания и группы студентов.

Можно сказать, что ты обогащаешься благодаря тому, что рассматриваешь разные кейсы студентов в домашних заданиях?

Конечно. Серебряной пули нет, поэтому смотреть, как та или иная структура, тот или иной метод работает в разных обстоятельствах – это важно, это нужно. Это даёт возможность скорректировать материал занятий, добавить примеры нестандартных ситуаций.

Что делать, если видишь, студенты не выполняют дз?

Есть такие студенты, которые на старте говорят: у меня полная беда со временем, я вряд ли смогу. Конечно, я сообщаю, что в сертификате будет отмечено, какое количество домашних заданий из Х заданных выполнено.

Кстати, здесь наблюдается интересная вещь. Очень видна разница в мотивации тех студентов, которые самостоятельно заплатили за курсы, и тех, кому обучение оплатила компания. Это абсолютно разная активность, это абсолютно разная мотивированность.

Мотивируешь ли студентов к обратной связи на занятия? Если да, то как?

Безусловно, в конце каждого занятия мы просим, заполнить опрос о том, как прошло занятие. Это касается как содержательной части: насколько тема была полезна и применима, насколько преподавателю удалось провести занятие интересно и увлекательно, так и технической: как было со связью? не было ли какого-то каких-то сбоев? Всегда нужно подчеркивать, что опрос представляет серьезную важность как для нас – преподавателей, так и для самих студентов, чтобы мы смогли что-то поправить перед следующим вебинаром.

Начать дискуссию