#Нужноделать: агрегатор информации о комплексных обедах в ближайших общепитах
Существует актуальная проблема в обеденное время для всех без исключения людей, которые где-то работают и еду с собой не берут. Где вкусно поесть в комфортной обстановке и так, чтобы недорого? Вот эту проблему и будем решать.
В 2018 году активизировались стартапы в индустрии еды. Сейчас существует уже довольно много сервисов, которые агрегируют заведения общепита на предмет доставки еды и делают это успешно. Можно сказать, рынок уже поделен, но не всё так просто. Когда доставляют эту еду, у вас должно быть место, где вы её съедите. Если вы работаете в бизнес-центре и не хотите есть в офисе, то вы обычно идете в столовую или ищите ресторан, который недорого в обеденное время продает бизнес-ланчи.
Я предлагаю сконцентрироваться на поднише комплексных обедов и создать агрегатор, который не будет их доставлять (во всяком случае на старте), но предоставит исчерпывающую и актуальную информацию по меню и условиями комплексных обедов в заведениях вокруг.
Какие проблемы для клиента существуют, и как мобильное приложение их решает?
У всех людей во время работы возникает вопрос: "Где поесть вкусно, в хорошей обстановке и, желательно, недорого?" Если человек недавно работает в новой компании, то у него с этим может возникнуть проблема, так как он просто не знает куда пойти. Интуитивно он ищет на карте столовые. Если вблизи нет столовых или человек хочет избежать очередей, поесть в приятной обстановке и вкусно, то он может искать кафе и рестораны. Стоит отметить, что во многих ресторанах есть комплексные обеды ( обычно действующие с 11 до 15 часов), и стоят они ненамного дороже, чем полноценный обед в столовой.
Когда человек постоянно ходит в одно заведение, он может и не знать, что вокруг довольно много недорогих возможностей вкусно и недорого поесть. Он банально может стесняться просто спросить об этом в ресторане или кафе и по привычке идет в столовую. В то время как он стоит в очереди, потом ютится на неудобных стульях и в конце убирает за собой сам, его коллега может тратить столько же, сидя в приятной атмосфере и получая качественное обслуживание.
Исходя из этого, можно выявить следующие проблемы:
- Незнание интересных предложений по комплексным обедам поблизости.
- Проблема с поиском заведения, где поесть в обеденное время.
- Когда человек приходит в заведение, чаще всего он не знает, что там будет. Возможно, сегодняшний комплексный обед он не захочет.
- Боязнь показаться глупым. Человек банально из-за этого может даже не спросить про комплексный обед в удобном для него заведении.
Как эти проблемы решает мобильное приложение?
У приложения будет два основных режима работы. Первый - это список предложений по комплексным обедам в зависимости от близости к вам, второй - это карта, на которой отображаются заведения, где можно вкусно и недорого прямо сейчас поесть.
Когда мы заходим в карточку заведения, то мы можем посмотреть его описание, фотографии, видео и прочее, а также детально просмотреть предложения данного заведения. Первыми отображаются предложения по комплексным обедам, далее отображается остальная информация. Также в самой карточке заведения будут располагаться спецпредложения или акции данного заведения.
Как эти проблемы решает мобильное приложение? Какие проблемы существуют у общепита, планирующего реализацию комплексных обедов на рынке?
- Проблема с информированием потенциальных клиентов об интересных предложениях или акциях.
- Обеспечение полной загрузки заведения в это время, чтобы держать объем.
- Раскрутка и упаковка своих комплексных обедов. Важно не просто донести, важно еще убедить клиента, чтобы он пришел обедать именно в это заведение.
Если не разобраться со всеми этими проблемами, то решение с комплексными обедами для заведения может быть нерентабельным, и владелец потеряет деньги и время. Особенно этот вопрос стоит остро, если заведение новое или недавно ввело комплексные обеды.
Поэтому если владельцам заведений дать своеобразную гарантию, что их предложение будет просмотрено большим количеством людей, и они смогут повлиять на это рекламным путем, то их это точно заинтересует.
Как эти проблемы решает мобильное приложение?
У каждого заведения есть личный кабинет, где представитель заведения может опубликовать предложение и редактировать карточку своего заведения. Помимо всего этого, он может выделить своё заведение и предложения в мобильном приложении.
Владелец заведения сможет использовать данный сервис не только как информационную среду, но и как рекламный инструмент. Он сможет публиковать различные акции и спецпредложения, выделять свою компанию среди конкурентов, делать пуш-рассылку по своим клиентам, которые уже были в его заведении, или по клиентам вокруг.
Для простого обывателя польза приложения заключается в удобстве поиска и выбора наиболее интересных вариантов комплексных обедов, а для заведений - возможность информирования широкой аудитории о своих предложениях.
Сколько будем зарабатывать? И как?
Если смотреть на рынок комплексных обедов, то им приходится конкурировать со столовыми. Мобильному приложению также придётся с ними конкурировать.
Раз наш прямой конкурент - это столовые, то давайте посмотрим на их рынок в РФ.
Как видно на графике, объем рынка столовых в РФ в 2017 году составил 90 миллиардов рублей. В среднем, рынок растет на 5% в год, а это означает, что можно спрогнозировать рост рынка до 120 миллиардов рублей к 2023 году.
Мы видим, что объем рынка столовых в 2019 году составляет 99 миллиардов рублей, и если мы занимаем рынок на 5%, то получается, что мы "откусываем пирог" в размере 4.95 миллиарда рублей в год. Эти деньги уйдут в заведения, которые будут в мобильном приложении.
Данный показатель также весьма интересный, если работать с инвесторами. При определенных навыках можно придумать интересную модель монетизации всего этого и прилично зарабатывать.
А сколько мы заработаем?
Чтобы примерно рассчитать этот показатель, давайте ознакомимся с объемом рынка общепита в РФ.
Помимо объемов рынка, нам также важно знать количество заведений, чтобы была возможность продавать им наши услуги.
На 2015 год в РФ работает порядка 76200 заведений. Допустим, комплексные обеды готовы предоставлять 30% от этого количества, что составляет 22860 заведений, потенциально готовых с нами работать. И это только данные за 2015 год! Сегодня картина изменилась в сторону прироста на 15-20 %, а значит потенциально сейчас с нами готовы работать 27432 заведения. Это огромные цифры для подписной модели.
Какие варианты заработка?
1. Берем абонентскую плату за то, что заведение присутствует в приложении, по 1000 рублей с заведения. Смешная сумма для заведения?
2. Берем абонентскую плату за то, что заведение присутствует в приложении, по 5000 рублей с заведения. Уже интересней.
3. Берем % от брони столика и комплексного обеда в заведении, к примеру 5%.
4. Продаем премиум-размещение на месяц стоимостью 15000 рублей. Тот случай, когда заведение будет показываться первым и выделяться среди других.
5. Делаем всё бесплатно в начале, чтобы потом обложить всех абонентской платой или продаться компании X.
Чтобы выполнить план по подключениям, нам нужен мощный колл-центр или развёрнутая сеть из партнеров по городам, которые сами на месте будут развивать наш бизнес. Также, это IT-бизнес и, если на старте рентабельность будет слабая, то через год она должна будет стремиться к 40%. Это вполне реальная рентабельность, если погрузиться глубоко в расчеты, но мы же не книгу пишем, поэтому пока просто возьмем 40% рентабельности за основу. Если будем подключать по 100 заведений в месяц, потенциал у нас 1200 подключенных заведений в год.
Считаем, что если в этом месяце мы подключили 100 заведений, то под конец следующего месяца у нас будет уже 200 платящих заведений, потом 300 и так до конца года. Понятно, что обязательно нужно будет делать демо-доступ к платформе на 1-4 недели, но мы этим сейчас пренебрежем, так как мы разбираем идею, а не прописываем полностью финансовую модель бизнеса.
В итоге получаем следующие цифры по каждому из вариантов:
1. 7.800.000 рублей оборота в год. Очень сложно будет поддерживать рентабельность на уровне 40% при данной цене для заведений особенно в начале. Однако, через год можно уже весомо поднять цены. Многие, кто платил, продолжат платить, но, даже если не поднимать цены, можно всё равно продолжить увеличивать обороты и зарабатывать.
2. 39.000.000 рублей оборота в год. При рентабельности 40% - это прибыль 15.600.000 рублей. Это уже интересно и будет достаточно денег для рекламы. Все деньги, конечно, в карман не получится положить, так как нужна будет активная реклама мобильного приложения.
3. Чтобы посчитать примерный уровень дохода будем использовать объем рынка. Как было написано выше, объем рынка общественного питания в РФ составляет 1300 миллиардов рублей в год. Допустим, из всего оборота 10% вполне могут приходиться на столовые и комплексные обеды, это 130 миллиардов рублей. Если мы занимаемся 1% от этого рынка, то получаем 1.3 миллиардов рублей, 5% от этой суммы - это 65.000.000 рублей в год. Весьма интересный вариант, учитывая, что рынок постоянно растет и есть огромный потенциал по росту этого рынка, если смотреть на другие рынки. А ведь если все хорошо пойдет, вполне можно заниматься и 2-10% от этого рынка. Можно отказаться от других моделей бизнеса и сконцентрироваться только на этой, но можно её использовать как дополнительную.
4. Допустим, из всех заведений 10% будут заказывать премиум-размещение, это будет означать, что мы дополнительно заработаем 11.700.000 рублей.
5. Если будет достаточно финансирования, чтобы не брать оплату в первый, второй и третий год работы, то это будет замечательно! В итоге можно вырасти до очень весомой капитализации и продаться компании Х.
3 и 4 пункт могут идти параллельно с другими и являться дополнительным заработком к основному.
Мы видим, что с точки зрения заработка бизнес весьма интересный и перспективный, причем потребность действительно сейчас назрела. Большинство денег, которые будут зарабатываться в первый год, нужно будет инвестировать в рекламу, чтобы развивать данную платформу.
Мы сделали расчёт всего на 1 год в данной статье, но понятно, что если компания будет существовать 10 лет и стабильно расти, то доходы от деятельности могут легко превысить миллиард рублей. А если работать не только в РФ и активно осваивать другие рынки, доходы могут достигать миллиардов долларов.
Ниже посмотрите интересную картинку по количеству оборота общественного питания в миллиардах рублей в других странах.
Если посчитать оборот общепита на 1 человека, то получаем 8.855 рублей при условии, что в РФ 146.804.372 человек населения на 2017 год. В США этот показатель равен 131.245 рублей на одного человека при условии, что у них численность населения в 2017 году - 327.631.340. Здесь мы понимаем, что наш рынок при любом раскладе будет расти, так как это просто огромный разрыв между США и РФ.
Сколько денег нужно, чтобы все заработало?
Можно развиваться исключительно на деньги новоиспеченной компании, а можно в целях экономии строить партнёрскую сеть, франчайзинговую сеть, набирать дилеров и т.д. Работа с партнёрами существенно сократит расходы на привлечение заведений и раскрутку в общем приложения по стране.
Я сам просчитывал сколько нужно, чтобы разработать данное мобильное приложение с админкой для себя и для заведений. Получается в районе 1-3 млн. рублей. Разрабатывать есть смысл в регионах, тогда точно в эту сумму уложиться вполне реально.
Но после запуска нужна будет активная реклама. Думаю, чтобы компания заняла определенное место на рынке РФ нужно закладывать минимум 10 млн. рублей на раскрутку в первый год, а лучше все 30 млн. рублей.
В итоге, чтобы запуститься полноценно нужно порядка 33 млн. рублей, а чтобы запуститься экономно понадобится около 11 млн. рублей. Ниже по суммам я бы не рекомендовал, так как можно просто не успеть набрать критическую массу доли на рынке до того, как другие большие компании заинтересуются данной нишей.
Есть также вариант запуска в очень экономном режиме за 5 млн. рублей, но в этом случае нужно будет делать франчайзинговую сеть, и львиной долей от доходов делиться с партнёрами.
Я полагаю, есть как минимум год после запуска, чтобы набрать критическую массу доли на рынке.
Если идея понравилась и вы готовы инвестировать деньги на этот проект, пишите мне в социальных сетях: сможем более подробно обсудить данный бизнес и запустить его. Сейчас есть собственная команда разработчиков, опыт в построении франчайзинговой сети и время для этого проекта. Пишите мне в социальные сети.
Хочется отметить, что графики, присутствующие в статье, были взяты с исследования, которое проводил РБК в 2016 году. Исследование доступно публично и все могут с ним ознакомиться по ссылке. Однако, визуализацию для статьи подготавливал самостоятельно.
P. S. статья была написана в рамках конкурса, если у вас возникла конструктивная критика или вопросы, то прошу писать их в комментариях. Если будет возможность дополнять статью, то некоторые вопросы из комментариев буду вставлять вниз данной статьи. Спасибо всем за внимание! Спасибо VC.RU и банку "Сфера" за данный конкурс. Мне довольно интересно читать статьи других участников.