На концерте у зрителя могут забрать телефон. Это нормально?
Практика ещё не прижилась, но в будущем может стать новой нормой. Разбираемся в аргументах за и против.
Материал подготовлен при поддержке офтальмологического центра «Зрение»
В 1990-х, когда телефоны могли похвастаться разве что «Змейкой» и прочностью корпуса, воспоминания о концертах и вечеринках хранили в «архивах» собственной памяти. Вместо фонариков светили зажигалками, а руки поднимали, чтобы хлопать и махать в такт музыке.
Сегодня клубную темноту разрезают яркие дисплеи и вспышки, а вверх руки вытягивают ради видеосъёмки. Понравившийся трек можно «зашазамить» прямо на концерте. Глаза всё реже смотрят на сцену и всё чаще — на экран смартфона: своего или соседского.
Перемены породили дискуссию: как (и стоит ли) ограничить использование телефонов там, где раньше запретов не было.
Навигация по материалу
Почему телефоны начали всех беспокоить
Когда камеры едва справлялись со съёмкой в темноте, а интернет работал медленно, особого смысла доставать смартфоны и не было. С развитием технологий зрители получили возможность не только документировать каждый свой шаг, но и моментально делиться всем происходящим с другими.
Поначалу многие организаторы это поощряли: для соцсетей заводили тематические хештеги, на фестивалях оборудовали фотозоны, предлагали портативные зарядки и доступ к Wi-Fi. Но массовая тяга к записи контента изменила атмосферу на мероприятиях, что стали подмечать артисты. Кейт Буш как-то раз призналась аудитории, что предпочла бы смотреть на лица, а не на телефоны, планшеты и камеры. Адель напомнила зрительнице, что та может наблюдать за шоу своими глазами, вместо того чтобы «снимать DVD».
Greenday и Coldplay публично просили толпу хотя бы ненадолго убрать телефоны и «побыть в моменте». К тому же призывали Ник Кейв, Бейонсе, Бьорк и многие другие. Российские исполнители тоже не раз отмечали, что смартфоны мешают зрителям «погрузиться в атмосферу» и «по-настоящему» прочувствовать выступления.
Проблема не обошла стороной и клубную сцену. В конце 1980-х — начале 1990-х рейверы заряжались от единения с толпой и ценили возможность расслабиться, не боясь, что попадут в чей-то объектив.
Теперь же много кому куда важнее заснять диджейский «дроп» или себя (и никогда эти записи не пересматривать). Вот и получается: аудитория вроде бы есть, но «мёртвая», как сетовал однажды продюсер и диджей Боб Синклер.
Устав от новой реальности, некоторые клубы стали вводить запреты на съёмку или использование телефонов в целом. Полагали, что так одни гости смогут расслабиться, а другие — наконец попробовать пожить настоящим. Постепенно к ним начали присоединяться музыканты и организаторы фестивалей. Одни в ответ на недоумение напоминали: в кинотеатре же никто не смотрит фильм через дисплей смартфона. Другие подмечали, что в театрах, например, такие правила действуют давно.
Атмосфера атмосферой, но остаётся вопрос, как быть тем, кто использует зум на камере, чтобы лучше разглядеть происходящее. Например, если вы не видите шоу из-за плохого зрения. Есть способ всё равно запечатлеть всё своими глазами: сделать лазерную коррекцию зрения.
О том, что это за процедура и как она проходит, почитайте, кликнув на ссылку ниже.
Как запреты реализуют на практике
В концертной и клубной индустрии единого подхода нет, но чаще всего организаторы используют четыре подхода.
Выдают специальные чехлы. Преимущественно американской Yondr, чья разработка вошла в список лучших изобретений 2024 года по версии Time. Это неопреновый чехол с магнитным замком, разблокировать который можно только с помощью специального устройства. Последние организатор может разместить на выходе, а также в других разрешённых зонах.
На концертах услугами Yondr пользовались такие музыканты, как Боб Дилан, Мадонна, Рианна, Джастин Тимберлейк, Алиша Киз, Джек Уайт и группа Rammstein (между прочим, в России). А также комики: Кевин Харт, Дэйв Шаппелл, Крис Рок и другие. Владелец одного из американских стендап-клубов признал, что отраслевым стандартом практика не стала, но особых жалоб на неё нет.
В Yondr считают, что телефоны не просто вырывают человека из жизни. Они также мешают ему сосредотачиваться. Услугами компании пользуются и на частных мероприятиях, и в судах, и на рабочих местах. Среди корпоративных партнёров — Apple, Google, Amazon, Mercedes-Benz и Nissan. Но 70% заказов обеспечивают школы из более чем 20 стран.
- Плюс: телефон можно оставить при себе.
- Минус: позвонить получится только из разрешённой зоны.
Заклеивают объективы. Некоторые клубы в Европе и США закрывают задние и фронтальные камеры телефонов скотчем или наклейками. Так у гостей нет соблазна «нарушить ритуальную атмосферу на танцполе», ослепить окружающих вспышкой или стеснить тех, кто хочет расслабиться. «Что произошло в этих стенах, остаётся в этих стенах» — такую философию продвигают подобные заведения.
Ту же практику порой применяют рестораны, чтобы гости больше общались и не превращали телефоны в часть столовых приборов. По словам организаторов бельгийского фестиваля Voodoo Village, которые решили заклеивать камеры стикерами, «памятные впечатления создаются не камерой, а жизнью в моменте».
- Плюс: телефон можно оставить при себе.
- Минус: наклейки при большом желании можно содрать.
Забирают смартфоны. Более радикальная мера — попросить гостей сдать телефоны на временное хранение. Так делают в сообществе The Unplug Club из Англии: забирают устройства на входе и помещают в специальный стеклянный кейс. Посетители же идут проводить время за настольными играми, оригами и болтовнёй.
О том же как-то просила группа Mumford & Sons (и спровоцировала очереди на входе и выходе). А ещё аналогичную практику использует движение The Offline Club из Амстердама: гости сдают смартфоны, как только приходят, чтобы посвятить время чтению, рефлексии и общению.
- Плюс: не нужно переживать, что телефон выпадет.
- Минус: придётся отдать его незнакомцам.
Надеются на самоконтроль. Часть клубов на словах просит не использовать телефоны, рассчитывая на совестливость гостей. Иногда не зря: в Hï Ibiza, например, посетители замечали, что люди в толпе и впрямь послеживают друг за другом и лично призывают невеж прятать устройства.
Способы обозначить правила разные. Кто-то вешает таблички, но Heineken выступила с более креативной идеей. Она разработала специальный экран, который должен висеть над выступающим. С виду он чёрный, но если гость наводит на него камеру, то на экране появляется сообщение: «Сохрани воспоминание в собственной памяти, а не в памяти телефона».
Когда телефоны запрещала группа A Perfect Circle, за соблюдением правил следила охрана. На первый раз выдавала предупреждение. На второй — выводила непослушных гостей из зала без компенсации. Впрочем, в некоторых частных заведениях меры бывают ещё агрессивнее: нарушителей могут выгнать на улицу даже без вещей.
- Плюс: зрителя считают осознанным человеком.
- Минус: есть риск достать телефон по привычке.
Что о запретах телефонов думают сторонники и противники
Чем больше запретов вводят, тем сильнее разгораются споры между теми, кто поддерживает отказ от смартфонов, и теми, кто, наоборот, не понимает его.
«За отказ от телефона»: это мешает окружающим
Свет от дисплеев и вспышки в темноте отвлекают и артистов, и посетителей. А поднятые вверх руки со смартфонами загораживают обзор стоящим сзади. Об этом говорят не только зрители, но и сами музыканты, например группа Placebo.
Любители поснимать также стесняют тех, кто приходит попрыгать и потанцевать.
«Против отказа»: чужой телефон на самом деле редко кому мешает
Если зритель хочет веселиться и танцевать, то сосед с телефоном может просто убрать руку в сторону и никак этому не препятствовать. К тому же, по наблюдениям некоторых пользователей, только единицы записывают концерты целиком. В основном снимают фрагменты любимых песен, а в этом нет ничего страшного или неудобного для окружающих. В крайнем случае всегда можно попробовать поговорить с тем, кто мешает.
«За отказ»: артист не получает отдачи от публики, когда все снимают
«Когда я смотрю на вас, а вы стоите, уткнувшись в смартфоны, мне начинает казаться, будто мы для вас просто контент. А нам ведь хочется разделить с вами эмоции», — заявляла в 2022 году певица Mitski. А Джек Уайт намекал: выступать перед толпой, которая из-за телефонов в руках даже похлопать не может, — трата времени.
«Против отказа»: если все в телефонах — значит, артист просто плохо старается
У фронтмена Blur и участника группы Gorillaz Деймона Албарна такое мнение: «Зрители не станут сидеть в телефонах, если найти к ним подход». Нужно уметь работать с тем, что есть, вместо того чтобы вводить запреты.
Полный запрет — это в принципе сомнительное решение, если учесть, что телефон может понадобиться в любой момент, подмечают пользователи. Вдруг что-то случится дома, на работе или в самом заведении — и нужно будет срочно найти друзей и родных.
«За отказ»: запрет на телефоны помогает «защитить искусство»
Записи плохого качества или не самых удачных моментов могут отбить желание у других пользователей идти на концерт. Видео с дурацкой шуткой, которая вырвалась у артиста на сцене, грозит подпортить ему репутацию. А стендаперы рискуют потерять часть потенциальных зрителей из-за тех, кто выкладывает выступления целиком в интернет забесплатно.
«Против отказа»: отснятый контент продвигает артистов
Публикации в интернете обеспечивают артистам дополнительный пиар и продажи, сколько бы они ни говорили о пиратстве. Да и вообще: если выступление снимают, значит, считают, что оно заслуживает внимания. Артисту должно быть приятно.
«За отказ»: глупо платить за шоу и смотреть на него через смартфон
Некоторые недоумевают, зачем идти на живое выступление и тратить огромные суммы, чтобы потом наблюдать за сценой через крохотный экран телефона. Многим эта привилегия недоступна, поэтому нужно ценить момент.
«Против отказа»: каждый сам решает, как наслаждаться концертом
В условиях экономического кризиса поход на концерт того же Боба Дилана — действительно роскошь, о которой большинство и помыслить не может. Но именно поэтому тот, кто смог позволить себе такое удовольствие, должен иметь возможность провести вечер «как хочется». А недовольные пусть следят за собой.
«За отказ»: телефон отвлекает от настоящего
Отснятый на концерте контент мало кто пересматривает. Пока человек его создаёт, он пропускает жизнь, которая кипит вокруг. Запрет помогает переосмыслить ценность момента, завязать новые знакомства и лучше прочувствовать свои эмоции.
«Против отказа»: записи помогают пережить эмоции заново
Фото и видео — это «временные капсулы» и доказательство того, что момент действительно существовал. Они останутся на память автору, который, возможно, до сих пор не может поверить, что видел любимого артиста или исполнил мечту 20-летней давности.
«Воспоминания», отснятые на камеру смартфона, возможно, проживут дольше тех, что записаны в нашей памяти. Но вызовут ли они у вас те же самые эмоции, когда вы станете пересматривать видео? Собственная память в этом смысле ценнее: ведь мы запоминаем именно эмоционально окрашенные события. Чтобы создать такое воспоминание, мы по-настоящему проживаем момент — и смотрим на всё своими глазами. А если они вдруг проигрывают по качеству камере, исправить ситуацию поможет лазерная коррекция.
Методика коррекции Smile позволяет исправить форму роговицы. В клинике «Зрение» говорят, что процедура проходит без болезненных ощущений, а методика подойдёт даже тем, у кого тонкая роговица, глубоко посаженные глаза и есть риск развития синдрома сухого глаза.
Процедура занимает меньше минуты. Ложиться в закрытую капсулу не придётся, а вернуться к привычной жизни и «протестировать» обновлённое зрение получится на следующий же день. Это как с корабля на бал, только из кресла — на долгожданный концерт.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
Реклама, ООО «Инкерман». Медицинская лицензия № Л041-01148-78/00322950 от 23 декабря 2020 года.