Распечатайте это немедленно
Дизайнеры на примере своих работ показывают, как подходящая бумага помогает продать идею.
Материал подготовлен при поддержке компании Xerox
Четыре дизайнера рассказывают о своей работе: зачем в 2019 году они печатают проекты на бумаге, какие хитрости можно использовать при самостоятельной печати, как сэкономить на полиграфии и какие материалы лучше выбрать.
Оглавление:
Мы попросили дизайнеров протестировать бумагу Xerox двух видов:
— Colour Impressions — мелованная и фактурная;
— Xerox Colotech+ — немелованная и более гладкая бумага.
Алексей Евдокимов
Сооснователь агентства TBTBO
Личный опыт
Я давно и тесно связан с дизайном — в TBTBO у меня роль идеолога и проектного менеджера, координирую работу команды. При этом многое умею делать руками: от веб-проектов до книжных обложек и плакатов. Когда надо оперативно сделать что-то, могу решить задачу сам.
Один из знаковых для меня проектов — создание обложки собственного музыкального альбома Stay Tuned. Вместе с дизайнером Володей Коломейцевым мы создали иллюзию 3D без использования 3D. Часть предметов вылепили из пластилина, что-то купили в магазинах игрушек, всё покрасили белой краской и сделали фотокомпозицию.
К альбому Stay Tuned прилагается буклет и серия открыток, у каждого трека есть собственный логотип.
Из недавних бумажных проектов я бы выделил работу нашего агентства для презентации театрального шоу по роману Агаты Кристи. Для встреч с потенциальными инвесторами мы придумали нестандартную подачу проекта: упаковали всё в папку, которую мог бы вести детектив из романа. Очень важно было не переиграть с бутафорией и сделать всё аутентично.
Для одного из разделов мы взяли пожелтевшую бумагу семидесятых годов и попросили набрать текст бабушку, которая работала машинисткой. Она много курила за работой, бумага пропахла табаком — это тоже придало фактурности продукту. В работе с бумагой очень важны детали.
Бумага в дизайне
Для проектов в TBTBO мы всегда делаем пробную печать, не все нюансы можно увидеть на экране. К тому же мы не любим отправлять заказчику файлы, стараемся показывать макет на встрече или хотя бы по Skype. Мы продаём образ бренда, его суть, позицию и сообщение, а не просто красивые картинки. Клиенту нужно это почувствовать, в том числе и на тактильном уровне. Как минимум тот же логотип можно распечатать на бумаге формата А3 и оформить в картонную рамку — паспарту. Когда продукт живёт на бумаге, он переходит на новый уровень восприятия.
Простые полиграфические задачи можно решить прямо в офисе. Но всё зависит от ситуации. Что-то достаточно сделать «на коленке», но если продукт важен для бизнеса, лучше обратиться в типографию. Всегда нужно делать пробный экземпляр, после этого редко бывают ошибки. На всякий случай мы закладываем 20% на брак: если нужно 100 экземпляров, напечатаем 120. Очень важно выбрать надёжную типографию, в которой отвечают за качество.
Тест-драйв
Для теста мы взяли бумагу Colour Impressions, Xerox Colotech+ и обычную офисную бумагу. С последней всё и так ясно — нужен был контрольный образец, чтобы сравнить с ним бумагу Xerox. Печатали в дружественной студии печати «Марки», там стоит серьёзный японский принтер.
Иллюстрации, на которых мы тестировали бумагу, будут использованы в оформлении интерьера ресторана высокой кухни. Это интересный проект, в работе над которым мы отвечаем за всю коммуникацию бренда: внутренняя и внешняя айдентика, подача блюд, история, которую расскажет гостям официант, и так далее. Этому проекту подошла печать на Colour Impressions — она плотная, результат выглядит как самостоятельный мерч, не хватает только подписи иллюстратора.
Бумага фактурная и шероховатая, хорошо впитывает краску и неоднородна в плане заливки. Она идеально подходит для печати плакатов и открыток — их захочется повесить на стену или положить в альбом.
Бумага Colour Impressions здорово подойдёт для презентации идеи. Я бы показал на ней прототип мобильного приложения. Мобильные решения обычно презентуют на электронных устройствах, но ради эксперимента можно распечатать на такой бумаге.
Бумага довольно дорогая, примерно за те же деньги можно напечатать небольшой тираж в типографии. Но для точечных проектов это идеальный вариант, я уже заказал несколько пачек.
Также мы распечатали конкурсные работы Архитектурного бюро М4. Ребята из бюро участвовали во Всероссийском конкурсе по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Мы готовили презентации для подачи жюри, продумали каждый проект как отдельную историю со своим сюжетом и выиграли в шести номинациях из девяти.
Моя любимая презентация — альбом города Оленегорска. Есть саамская сказка о храбром юноше, который принёс солнце в страну, где его никогда не было. По легенде, храбрецу помогал олень. Мы хотели пронести эту историю через весь альбом и нарисовали на каждой страничке бегущего оленя. Когда быстро листаешь альбом, олень оживает и мчится навстречу солнцу.
Работы на конкурс принимали в электронном виде. И сейчас мы вернулись к проекту специально, чтобы подготовить подарок для бюро. Мы распечатали презентации на бумаге Xerox Colotech+, а в типографии каждую связали нитками — получился альбом. У бумаги приятная фактура, оптимальная плотность и степень белизны. На некоторой бумаге чёрный цвет «проваливается», заливка идёт серыми пятнами, а здесь чёрный получился очень насыщенным.
Мы передали альбомы в М4 — теперь они показывают их на встречах. Можно было бы напечатать работы на стандартной бумаге и сброшюровать пружиной, но это не так эффектно. У человека формируется мнение о проекте, пока он листает альбом. Получилось на профессиональном уровне — такой результат получаешь в типографии, а не в копировальном центре за углом.
Книга о дизайне: Пол Рэнд, «Дизайн: форма и хаос».
Объект полиграфического дизайна: Манускрипт Войнича.
Своя любимая работа: альбом L-Tune — Stay Tuned.
Интересные дизайнеры: работы команд Pentagram, Landor, IDEO, Frog design, Droga5.
Свят Вишняков
Арт-директор студии ONY
Личный опыт
Первое высшее образование я получал на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ. Но уже со второго курса понял, что хочу заниматься чем-то творческим, параллельно с учебой стал работать в издательском доме «Афиша».
В дизайн пришёл абсолютно случайно — поступил в Британку за компанию, а меня затянуло. Сейчас я арт-директор студии ONY. Мы занимаемся диджиталом и брендингом, разрабатываем фирменные стили и делаем сайты. Я либо работаю над айдентикой сам, либо занимаюсь управленческой работой и помогаю другим дизайнерам.
В ONY я редко использую бумагу, у нас много анимационных форматов — такое надо показывать на экране. Но ещё до студии я много работал с полиграфией и продолжаю работать с бумагой на фрилансе. У меня дома лежат огромные книжки с разными типами бумаг, с их помощью выбираю бумагу под конкретные цели. Сейчас делаю айдентику от визиток до мерча для одного фонда.
Бумага в работе
Бумага — классный материал со множеством характеристик: от цвета и плотности до фактуры. При выборе материала важно думать о задачах продукта.
Когда печатаешь книгу, можно взять слишком толстую бумагу, тогда будет неудобно перелистывать страницы, а слишком тонкая бумага просвечивает с обратной стороны. В обоих случаях читателю будет некомфортно.
Я часто работаю с немелованной бумагой — краска на ней приятно «проседает». Если нужно, например, напечатать полноцветные фотографии, можно использовать глянцевую бумагу — цвета получатся максимально яркими.
Мне нравится, что в книгах можно чередовать тип бумаги в зависимости от контента. Текст можно разместить на одной бумаге, а фото — на другой. Я часто сам использую этот ход.
В берлинской книжке по архитектуре Small Interventions я чередовал тетрадки из офсетной немелованной и глянцевой бумаги.
Качество бумаги не имеет значения, когда распечатываешь листок с информацией для себя, особенно если он нужен на пару часов. Когда делаешь что-то более значимое, даже формальный бланк, стоит выбрать бумагу поплотнее. У листа появится объём и вес — документ будет смотреться выигрышнее.
Если стоит задача напечатать что-то как можно дешевле, можно сэкономить на самой печати, подготовив небольшой тираж дома или в офисе. Вложить деньги лучше в качественный материал.
Напечатанные на тонкой офисной бумаге флаеры покажутся мусором. Вместо неё можно подобрать какую-то странную бумагу — металлизированную или фактурную. Даже такой простой ход поможет отстроиться от похожих рекламных носителей.
Но некоторые технологии невозможно воспроизвести в офисе: не получится нанести золотую краску или флуоресцентную зелёную. В обычном принтере большинство цветов получается при смешении чернил, тот же зелёный — смесь красок из синего и жёлтого бочонков. Так что для любой сложной печати нужна типография. Промышленные принтеры стоят очень дорого, в офисе такое устройство не окупится.
Если печатаете что-то в типографии, советую всегда заказывать цветопробу. Выпускать без неё тираж очень рискованно — трудно предсказать, как цвет ляжет на новую бумагу.
Тест на офисном образце ничего не даст: бумага разная, цветопередача будет отличаться из-за физических свойств материала. На самом деле даже температура в помещении или влажность воздуха влияют на цветопередачу. Если в типографии что-то пойдёт не так, можно показать согласованный образец, тогда тираж напечатают заново.
При изготовлении сложной брошюры или книги нужно заказать в типографии пробный экземпляр. Его ещё называют «куклой» изделия. По сути, это муляж, сделанный из выбранной вами бумаги. С помощью «куклы» можно изучить корешок и обложку книги, понять, хорошо ли она открывается, почувствовать, как объект ведет себя в реальном мире. Может быть такое, что книгу планировали выпустить в мягком переплёте, но после печати поняли, что обложка не держит форму. Всегда классно увидеть объект вместо плоского макета.
Тест-драйв
Я решил протестировать бумагу на макетах Architectural Association Visiting School Moscow. Это британская архитектурной школа, у которой есть отделения по всему миру. Я несколько лет с ними сотрудничаю, разработал айдентику и делал многие печатные объекты. Школа проводит много воркшопов, участникам часто дарят сумки с мерчем — там могут лежать блокноты, открытки и стикеры. Вся эта продукция выполнена в соответствии с фирменным стилем AA Visiting School Moscow.
Изначально я планировал ограничиться Xerox Colotech+. Вся моя графика одноцветная и строится на композиции — важны не цвета, а чёткость деталей. Но потом я подумал, что будет классно использовать два типа бумаги в одном объекте. И решил кашировать, то есть склеить бумагу. Иллюстрацию напечатал на Colotech+, Colour Impressions использовал для оборотной стороны, а после склеил листы. Важно использовать хороший клей, иначе бумага пойдёт волнами. Благодаря склейке лист стал толще, появилась разница фактур.
Краска хорошо легла на Xerox Colotech+ и не размазалась. Иногда при печати контур плывёт, а здесь рисунок вышел чётким, бумага приятная на ощупь. Было бы здорово увидеть большую цветовую линейку — не хватает разнообразия. У белого есть множество оттенков, от выбеленного до кремового или серого. Colour Impressions мне сложно оценить — на ней я не печатал полноцветные изображения.
Бумагу Colotech+ можно сложить вдоль по длинной стороне и напечатать летнее меню ресторана. Она здорово подходит для малых форматов. Можно использовать её для бланков — они будут смотреться выгоднее документов, напечатанных на офисной бумаге. Можно сделать на ней титульную страницу договора — набрать заголовок, шапку и добавить логотип компании. Тогда первая страница станет полноценной обложкой, а не просто формальным листком.
Книга о дизайне: Йозеф Мюллер-Брокманн «Модульные системы в графическом дизайне».
Объект полиграфического дизайна: все книжки Ирмы Бум.
Своя любимая работа: плакаты для онлайн-школы bang bang education.
Интересные дизайнеры: Ines Cox, OK-RM, Костя Еременко, Offshore Studio, дизайн-бюро «Щука».
Юлия Плотник
Ведущий дизайнер в LINII Group
Личный опыт
Выбирая профессию, я поняла, что мне интересен визуальный язык и его возможности — любой человек на планете может его «прочитать». Поэтому я поступила на графический дизайн в Московский художественно-промышленный институт.
В LINII Group я занимаюсь брендингом: фирменным стилем и упаковкой. Веду как отдельные проекты, так и работаю в команде дизайнеров, в некоторых проектах выступаю как арт-директор.
На презентациях обычно показывают идеи на мониторе, но иногда лучше принести концепции, распечатанные на бумаге. Так клиент лучше чувствует материал, может его пощупать и внимательнее рассмотреть.
Бумага в работе
С помощью бумаги можно рассказать целую историю. Например, в книге события становятся драматичнее — и глянцевую бумагу сменяют чёрные матовые страницы. Человек считывает такую коммуникацию не только визуально, но и за счёт тактильных ощущений.
На работе мы пользуемся стандартной бумагой формата A4 с плотностью 90 грамм. Я люблю матовую немелованную бумагу, но многие предпочитают глянцевую — на ней цвета выглядят ярче. Мне не очень нравится глянцевый блеск, матовая бумага плотностью 150–200 грамм выглядит презентабельнее.
Для презентаций лучше брать плотную бумагу формата А3. Когда знакомишь заказчика с идеей, важно произвести хорошее впечатление во всём. Макет нужно подать так, чтобы на него было приятно смотреть, важна цветопередача. Если на бумаге макет выглядит хуже, чем на мониторе, это испортит впечатление.
Я много работаю с упаковкой и часто использую бумагу, чтобы посмотреть на графику в объёме. Недавно занималась новогодними стаканчиками для кафе Prime. Стаканы объёмом 0,7 литров печатают в Америке — это долгий процесс, поэтому новогоднюю серию сдаём за восемь месяцев до праздника. За окном распускались цветочки, а я вспоминала зиму. Печатала макеты и проверяла, как ведет себя графика в реальном размере.
Тест-драйв
Для тестирования бумаги я выбрала свой личный проект — шрифт «Кругозор». Это мой первый шрифт, я делала его вместе с Валерием Голыженковым во время обучения на онлайн-курсе в bang bang education.
Выглядит так, будто у всех элементов одинаковая толщина. На самом деле она везде разная. И для создания такого эффекта нужно учитывать свойства оптических иллюзий. Например, горизонтальные линии кажутся толще вертикальных. Мне понравилось создавать свои правила для шрифта: для начала придумывается схема построения для «Н» и «О», остальные буквы строятся на их основе. Как будто придумываешь героя, а потом наблюдаешь за его действиями. Меня очень вдохновил процесс.
Сейчас я доделываю «Кругозор», скоро его можно будет скачать. Мне помогает автор курса Валерий Голыженков — он настоящий профессионал, который большую часть времени делает коммерческие шрифты. А друзья подготовили трогательный подарок на день рождения — деревянный «Кругозор» с магнитной основой. Очень здорово, когда плоский объект становится объёмным.
Я печатала слайды на бумаге Xerox Colotech+ плотностью 90 и 250 грамм. В работе многое зависит от принтера — толстая бумага может застрять. Мой не справился, и краска отошла хлопьями. Я вижу, что бумага качественная и презентабельная, жаль, что не удалось совместить её с принтером. Уверена, на подходящей технике она бы себя хорошо показала.
А на бумагу плотностью 90 грамм краска легла прекрасно, чётко отобразила графику. Xerox Colotech+ кажется более плотной, опрятной и приятной на ощупь, чем стандартная бумага того же веса. Обычная бумага выглядит проще и дешевле.
После эксперимента листы Colotech+ остались лежать в принтере, и коллеги, печатавшие что-то на ней, сразу заметили подмену — их приятно удивило качество бумаги.
Мне кажется, из этой бумаги можно сделать что-то объёмное и креативное. Например, известная студия Pentagram делала айдентику для фестиваля London Design Biennale 2018 — она была основана на бумажных масках, выражающих семь эмоций. Не стоит сбрасывать со счетов работу с живым материалом, с помощью него можно расширить спектр своих инструментов.
Книга о дизайне: Дональд Норман, «Дизайн привычных вещей».
Объект полиграфического дизайна: Out of the box — книга, которая помогает пожилым людям разобраться с настройками телефона.
Своя любимая работа: упаковка детского питания. Пока не могу её показать, но было интересно исследовать сложную тему чувства вины мам и давления общества на них.
Интересные дизайнеры: работы команд Special Projects, Dumbar, Wolff Olins, Hey, Anton and Irene, Anagrama, Pearlfisher, Savvy studio, Backbone Branding.
Мила Силенина
Фрилансер
Личный опыт
Я начала изучать графический дизайн в Британке в 2013 году, уже через год стала работать как фрилансер. Сейчас сотрудничаю с разными российскими компаниями, преподаю графический дизайн и люблю свою работу.
Часто работаю с культурными институциями, например, с Центром имени Мейерхольда. Для ЦИМа я делаю плакаты, буклеты и сувенирную продукцию. Также я сотрудничаю с коммерческими предприятиями моих друзей — клубами, ресторанами и кафе. Иногда дружественные культурные учреждения просят помочь с оформлением мероприятия, например, сделать плакат для выставки или посвящённый событию зин.
Ниже пример печати весеннего буклета Центра им. Вс. Мейерхольда.
Бумага очень важна в моей работе. Макет на экране всегда сильно отличается от продукта, который изготовят в типографии. Перед запуском тиража в производство мне нужно увидеть изделие в реальном размере. Это помогает оценить пропорции, сочетание шрифтов и читаемость кеглей. Для этого я делаю пробную печать на домашнем принтере формата А3.
Заказчикам обычно показываю макеты в электронном виде. В таком формате можно быстро обменяться впечатлениями и внести правки. А чтобы оценить, как будет выглядеть в итоге печатная продукция, мы всегда стараемся сделать пробный печатный экземпляр.
Бумага в работе
Качество бумаги важно даже на предварительном этапе. Например, часто на занятиях по рисунку в кружках детям не разрешают делать наброски на хорошей бумаге, чтобы не тратить дорогой материал на проходные задачи. Я не согласна с такой позицией, качественные материалы повышают ценность результата в глазах самого автора.
Выбирая плотность бумаги, дизайнер проектирует читательский опыт. Газетные страницы быстрее поддаются перелистыванию — бумага сама прилипает к подушечкам пальцев, страницу хочется скорее перевернуть. А плотная бумага, вставленная в середину блока, делает полосу более значимой — читатель остановится на ней. Это работает подсознательно, мы не замечаем такие вещи.
Многие вещи можно напечатать дома. Например, в типографиях делают фальцовку — то есть складывают готовое изделие определённым образом. Это может быть открытка, меню в ресторане или что-то посложнее. Но такие вещи можно напечатать своими силами и сложить вручную. Для обрезки понадобятся либо канцелярский нож и коврик, либо гильотинный резак. Правда, так ровно не получится обрезать очень толстый книжный блок, с этой задачей лучше справятся в типографии.
Ниже примеры брошюр, которые можно сложить самому.
Сигнальный экземпляр помогает найти недостатки, которые дизайнер не заметил при разработке макета. При работе над буклетом или книгой важно не забыть о раскрываемости корешка. На экране изображение может выглядеть отлично, а посаженный на клей переплёт не раскроется полностью или попавшая на сгиб картинка частично «уйдёт» в корешок. Нужно следить за тем, чтобы значимые элементы не попали в эту область.
Работая за компьютером, я часто приближаю или отдаляю макет, чтобы лучше рассмотреть детали. Из-за этого теряется чувство масштаба. А в сигнальном экземпляре я вижу, какие элементы нужно уменьшить или увеличить, появляется другой угол зрения. На печатном образце можно абсолютно случайно заметить недоработки, которые ускользнули при работе за компьютером.
Тест-драйв
Бумагу тестировали на книге фотографа Антона Силенина Whole Quotient, я графический дизайнер проекта. Фотограф исследует различия в работе оптики и человеческого глаза: люди фокусируются на разных деталях и изучают новые пространства постепенно, с помощью периферического зрения. Образец книги полностью напечатан на бумаге Xerox.
Кадры в макете собраны в панораму — она имитирует человеческое зрение по углу обзора и детализации. Фотографии сделаны с небольшой разницей во времени, но природное освещение менялось, и цвет того же неба получился разным. Это часть замысла художника. Мы хотели увидеть, получится ли передать отличия очень близких оттенков на бумаге. Книга Whole Quotient только готовится к печати, мы добавляем к ней материал.
Мы тестировали бумагу Xerox Colotech+ плотностью 100, 200 и 300 грамм на многофункциональном японском устройстве. Распечатали всю книгу на листах разной плотности и сравнили, как выглядят переходы между фотографиями.
У всех образцов очень благородная текстура. Бумага хорошо принимает краску и подходит для печати фотографий. Ещё у неё нет лишнего блеска, который часто проявляется при лазерной цифровой печати. Обратила внимание, что у бумаги плотностью 100 грамм тон белого немного холоднее, чем у других образцов. Результат очень понравился — возможно, напечатаем книгу на Xerox Colotech+.
Бумагу смело можно использовать для любой полиграфии. Тонкие образцы подойдут для печати документов, будет видно, что в компании внимательно относятся к деталям. Можно подготовить на ней презентацию с фотографиями или коммерческое предложение. А более плотная бумага подойдёт для дипломов или приглашений. Ещё Colotech+ можно выбрать для печати плакатов — постер не будет бликовать на стене. Печать получается очень чёткой. Даже на домашнем или офисном принтере выглядит профессионально.
Книга о дизайне: Visual Grammar by Christian Leborg.
Объект полиграфического дизайна: плакаты и лифтеты Volksbühne (Berlin).
Своя любимая работа: буклеты Центра имени Вс. Мейерхольда.
Интересные дизайнеры: Irma Boom, Joost Grootens, Experimental Jetset, The Rodina, Studio Dumbar, Metahaven.