СБЕР ЕАПТЕКА: что препятствуют цифровому буму в аптечном e-com?

Недавно СБЕР ЕАПТЕКА делилась результатами исследования по цифровизации аптечных сетей. Было установлено, что большинство компаний малого, крупного и среднего бизнеса в отрасли стремятся к дальнейшей цифровизации, однако встречают на своем пути ряд ограничений.

СБЕР ЕАПТЕКА: что препятствуют цифровому буму в аптечном e-com?

По итогам исследования СБЕР ЕАПТЕКА совместно с партнером по исследованию СберМаркетинг собрали панельную дискуссию «Аптечный e-com – чего не хватает для цифрового бума?» в рамках форума «Революция в продажах: e-com, marketplaces, retail & services», чтобы более подробно обсудить факторы сдерживания процесса диджитализации отрасли, а также наметить пути решения.

В качестве спикеров были приглашены одни из ведущих игроков отрасли и лидеры аналитики в рынке.

Запрос на персонализацию

Прежде чем переходить к обсуждению факторов сдерживания важно было посмотреть на тренды отрасли в целом.

Инэсса Головина, старший аналитик Data Insight, среди лидирующих трендов e-com фармы отметила – рост продаж аптечных товаров в неаптечных онлайн-каналах, приход маркетплейсов в категорию e-com фармы, их последующий стремительный рост и развитие eGrocery.

Также эксперт назвала уменьшение числа онлайн-аптек у одного пользователя за счет роста агрегаторов и маркетплейсов, рост запроса потребителя на персонализацию и бесшовный опыт, трансформацию покупателя в омни-покупателя и развитие ритейл-медиа.

В дополнение к тезису о растущем спросе на персонализацию и уникальный пользовательский опыт Мария Истомина, руководитель направления маркетинговой аналитики СберМаркетинга, отметила, что в аптеке людям, в первую очередь, важна личная консультация фармацевта и доверие к конкретной сети. И для успешной персонализации в e-com(e) нужно подумать, как в онлайн-каналы интегрировать существующий офлайн-опыт, за которым люди сейчас приходят в аптеку возле дома.

СБЕР ЕАПТЕКА: что препятствуют цифровому буму в аптечном e-com?

Глазами игроков: факторы сдерживания диджитализации

Запрос на персонализацию подтвердил Егор Шевлягин, руководитель отдела e-commerce компании «Акрихин». Спикер также отметил рост ожиданий производителей от ритейл-медиа аптечных агрегаторов и крупных сетей, которые открыли бы новые возможности для решения точечных задач производителя – например, больше инвестировать в поддержку малых брендов.

Димитрий Забежинский, директор по продажам и развитию бизнеса Р-Фарм Косметикс, назвал важным аспектом – появление более полных карточек товаров у аптечных игроков по аналогии с маркетплейсами, которые бы помогали лучше дифференцировать товары производителей, а также развернутых отзывов к товарам.

В свою очередь, Эльдар Галеев, коммерческий директор компании Ютека, и Андрей Константинов, руководитель департамента маркетинговых коммуникаций и бренд-менеджмента СБЕР ЕАПТЕКА, подчеркнули, что работа по данным направлениям уже ведется. Так, Ютека недавно внедрила форматы видеокарточек и сейчас работает над созданием спецпроектов, которые помогут лучше раскрывать преимущества товаров, а СБЕР ЕАПТЕКА развивает собственные ритейл-медиа, что позволит производителям эффективнее нацеливаться на более узкие кластеры целевой аудитории.

Алексей Кадыков, менеджер по работе с ключевыми клиентами Купер, со своей стороны, поделился опытом по реализации различных пользовательских сценариев при работе с фарм-ассортиментом.

…и пути решения

Почти все спикеры сошлись во мнении, что для более стремительной цифровизации отрасли необходимо развивать IT-продукты и улучшать бекэнд, что позволит эффективнее решать задачи бизнеса и удовлетворять запросы клиента – в том числе на персонализацию.

Среди прочих факторов были названы – усиление клиентской аналитики (важно лучше понимать меняющие запросы клиентов) и синергия всех участников фарм-рынка, включая мультикатегорийные маркетплейсы, у которых представлена категория фармацевтических средств.

Российский фармацевтический e-com прошел непростой путь. Он рос и развивался вместе с аудиторией, преодолевая поколенческие, ментальные и прочие установки, чтобы завоевать доверие и лояльность клиента. Сегодня нет такой страны, такого рынка, который мог бы стать примером и ролевой моделью для развития фармацевтического e-com(а) в России. Впереди нас ждет большая уникальная работа на пути дальнейшей цифровизации

Андрей Константинов, СБЕР ЕАПТЕКА
Начать дискуссию