Как справиться со стрессом на работе: советы руководителям
Что делать, если падает работоспособность на фоне психологического напряжения — проверенные способы и рекомендации.
Руководителям в любой сфере приходится контролировать множество параллельных задач и принимать решения в условиях неопределённости. В результате снижается работоспособность. Может появиться тревожность, а на фоне длительного стресса — нервное истощение.
Рассказываем, как навыки адаптации и оптимистичный настрой помогут справиться с этой проблемой.
Как развивать адаптивный интеллект
Адаптивный интеллект (AQ) выражается в способности человека перестраиваться в новых обстоятельствах и осваивать непривычные модели поведения. Благодаря этому качеству люди гибко мыслят и быстро обучаются.
Учёные считают, что стресс — нормальная реакция психики на внезапные перемены. Вопрос в том, насколько продуктивным может оставаться руководитель в такой ситуации. Обладатели развитого адаптивного интеллекта не впадают в панику, а начинают выстраивать новую стратегию — искать алгоритм поведения, который поможет решить проблему и правильно прожить стресс.
Исследователи выделяют 10 составляющих адаптивного интеллекта. В таблице приводим качества, характерные для людей с развитым AQ.
Адаптивные свойства психики можно и нужно развивать. Помогут интеллектуальные упражнения, обмен опытом с другими людьми и обновление ментальных установок.
Как улучшить психологическую адаптивность:
- выполнять нестандартные задачи. Это приучает мозг эффективно работать в условиях неопределённости. Выбирайте разные маршруты по дороге на работу и домой, изучайте иностранные языки, решайте головоломки, задачи на логику. Больше путешествуйте — исследование незнакомых локаций благотворно влияет на адаптивность нервной системы;
- осваивать новые привычки. Это стимулирует развитие нейронных связей. Читайте по 10—20 страниц ежедневно или заведите ремесленное хобби. Лучше выбирать литературу, не связанную с профессиональными интересами: художественные, научно-популярные книги. Попробуйте заниматься резьбой по дереву, рисованием или лепкой керамической посуды;
- расширять круг знакомств. Социальные контакты помогают взглянуть на привычные вещи глазами другого человека, улучшить коммуникативные навыки. Зна��омьтесь с людьми в спортзале, на выставке, чаще контактируйте с коллегами из других отделов;
- извлекать уроки из неудач. Если задачу не удаётся решить с первого раза, проанализируйте причины и попытайтесь прийти к цели другим путём. Может показаться, что это добавляет работы. На самом деле мозг со временем адаптируется и начнёт автоматически продумывать разные варианты, как достичь результата.
Как сохранять оптимизм и эффективнее управлять проектами
Позитивное мышление — составляющая адаптивного интеллекта. Когда человек изначально настроен на благоприятный исход событий, ему проще справиться с непредсказуемостью.
По каким признакам можно отличить оптимистичного руководителя:
- верит в себя. Человек руководствуется установкой, что для любой задачи он сможет найти решение. Это помогает оставаться вовлечённым в работу и справляться с трудностями;
- легче переносит стресс. Позитивно настроенный руководитель проще адаптируется к изменениям и принимает новую реальность;
- поддерживает мотивацию коллектива. Оптимист быстрее находит решение в экстремальной ситуации. Не срывается на подчинённых, а спокойно разбирается с ошибками;
- строит взвешенные стратегии. Руководитель действует без паники: трезво оценивает проблему, ресурсы и возможности. Затем формирует линию поведения и спокойно её придерживается;
- открыт инновациям. Не боится выходить из зоны комфорта, пробует новые подходы к работе и приветствует инициативу подчинённых.
Позитивный настрой помогает сохранять продуктивность. Так происходит не потому, что оптимисты «носят розовые очки» или избегают стрессовых факторов. Они испытывают напряжение не реже пессимистов, но по-другому на него реагируют. Вот три ключевых различия.
Как руководителю поддерживать оптимизм:
- Фокусироваться на плюсах. В первую очередь обращать внимание на возможности и положительные результаты. Например, можно видеть точки для роста даже в критике со стороны клиентов.
- Восполнять энергетический потенциал. Короткие перерывы в работе помогают оставаться «в ресурсе». Можно послушать музыку или прогуляться.
- Найти источники дофамина. Этот «гормон счастья» вырабатывается, когда человек достигает цели. Не забывайте хвалить себя и команду за успехи, поощряйте позитивный настрой подчинённых.
Соблюдать психологическую гигиену. Важно поддерживать физический ресурс — высыпаться и правильно питаться. Это бывает сложно реализовать при насыщенном темпе жизни, но не стоит рисковать здоровьем.
Как избавиться от стресса
Каждый руководитель со временем вырабатывает свой подход к борьбе с психологическим напряжением. Одним помогают техники медитации, другим — наблюдение за природой. Собрали базовые способы, как эффективно справляться со стрессом.
- Управлять временем. Распределение рабочих задач помогает избежать авралов и эмоционального перегруза. Придерживайтесь основных принципов тайм-менеджмента: планирование, расстановка приоритетов, тайминг. Составляйте списки задач на день, неделю и месяц. Разбивайте крупные цели на подзадачи и для каждой устанавливайте дедлайн.
- Заниматься спортом. Регулярные тренировки повыша��т устойчивость к стрессу и помогают оставаться собранным. Соревнования учат воспринимать трудности как путь к самосовершенствованию и достижениям.
- Получать новые знания. Это расширяет кругозор и снижает ощущение неопределённости. Встройте учёбу в свой график короткими циклами — по 15—30 минут.
- Бывать на свежем воздухе. Прогулки снижают активность долей мозга, отвечающих за формирование стрессовых реакций в организме. Жители города нечасто могут выбраться в лес, но парки и скверы тоже подойдут.
- Обращаться за социальной поддержкой. Делитесь переживаниями с близкими: они могут выслушать и морально поддержать в сложной ситуации.