Как геймификация помогает достигать целей бизнеса
Примеры из практики российских компаний
Геймификация превращает рутину в увлекательный квест и приближает компанию к достижению бизнес-целей. В результате выигрывают все: люди получают удовольствие от взаимодействия с продуктом, а бизнес достигает новых высот. Рассказываем, как это работает.
Для чего внедрять игровые сценарии
Геймификация помогает бизнесу достигать нескольких целей:
- повышать мотивацию сотрудников,
- продвигать продукты или услуги,
- расширять аудиторию,
- формировать лояльность к бренду.
Есть два вида геймификации — внешняя и внутренняя.
Внешняя направлена на конечных пользователей продукта. Игровые механики стимулируют людей совершить целевое действие: кликнуть по ссылке, посмотреть видео, оформить заказ.
- Например, некоторые компании начисляют баллы за каждую покупку — клиенты могут их обменять на скидку или промокод при розыгрыше ценных призов.
Внутренняя геймификация ориентирована на сотрудников. Она увеличивает продуктивность, развивает профессиональные навыки, формирует командный дух.
- Один из вариантов — ввести корпоративную валюту за участие во внутренней жизни компании. Сотрудники могут обменять её на кофе или дополнительный выходной.
Как использовать геймификацию в разных сферах
Маркетинг
Игровые механики делают взаимодействие с брендом более увлекательным и эмоциональным. Это помогает привлекать покупателей, а также удерживать постоянных клиентов и мотивировать их к новым покупкам.
- Например, к новому году компания может выпустить цифровой адвент-календарь с ежедневными заданиями. Клиенты, которые пройдут до конца, получат скидку.
Производство
Геймификация помогает повысить производительность труда. Сотрудники действуют без принуждения и лучше вовлекаются в процесс. Игровые и соревновательные механики могут сработать лучше, чем штрафы или жёсткие KPI.
- На практике это может работать так: на корпоративном портале завода регулярно появляются задания для сотрудников. Одни касаются производственного плана, другие — профессионального развития или коммуникаций между отделами. Действует шкала сложности: за выполнение более важных для компании заданий даётся больше баллов. Например, необходимо поднять скорость работы в сборочном цехе. Вместо новых требований к выработке компания даёт задание с увеличенным вознаграждением.
HR
С помощью геймификации бизнес упрощает адаптацию персонала.
На рынке есть примеры, когда компании разрабатывают квест для новых сотрудников — он построен на реальных случаях из практики и мягко погружает в рабочий процесс.
Обучение персонала
Игровые механики помогают донести до аудитории сложный образовательный материал и укрепить лояльность.
Один из вариантов реализации — создать компьютерную игру-стратегию, чтобы мотивировать персонал развивать цифровые компетенции. Сотрудники соревнуются в индивидуальном зачёте или собираются в команды. Победы приносят им бонусы и повышают в рейтинге.
Когда геймификацию применять не стоит
- В сфере охраны труда, промышленной и информационной безопасности. Если речь идёт о критически важной инфраструктуре или работе с данными пользователей, игровые инструменты могут нести дополнительный риск. Причина в том, что они отвлекают внимание и могут ослабить фокус сотрудников.
- Когда требуется глобально усовершенствовать продукт. Элементы геймификации способны точечно улучшить процесс на короткое время. Ждать от них впечатляющих результатов не стоит — они будут работать только в комплексе с другими мерами. Например, для повышения пользовательской активности игровые механики нужно дополнять интернет-рекламой.
Как эффективно внедрить геймификацию: 3 совета
- Учесть возраст аудитории. К представителям поколения Z (18—25 лет) лучше обращаться через онлайн-каналы или соцсети. Людей старше 35 лет можно привлекать через более простые (казуальные) игры.
- Привлечь геймификатора. Такой специалист разбирается в принципах работы игровых механик и концепций, умеет их создавать и обладает креативностью.
- Использовать технологии. Будущее геймификации связано с нейросетями. Они помогают персонализировать сценарии и игровые форматы под предпочтения пользователей.