Как падение сервера влияет на SEO и что делать, если страницы исчезли из выдачи
SEO-эксперт Selectel рассказывает, почему на сайте появляется ошибка 500, чем это опасно для SEO и как быть, если страница или весь сайт пропали из поисковой выдачи.
В чем причина падения
Падение сервера — это проблема (ошибка) на стороне сервера, связанная с обработкой HTTP-запроса пользователя к сайту. Простыми словами, сайт «упал», и сервер перестал обрабатывать запросы пользователей.
Какие могут быть причины:
- использование в CMS двух несовместимых (конфликтующих) плагинов;
- неверный синтаксис файла .htaccess;
- нехватка оперативной памяти сервера при выполнении скрипта;
- скрипты сайта с неправильными сценариями;
- DDoS-атака;
- аппаратные сбои.
Когда сервер не отвечает, пользователи вместо контента страницы видят сообщение с кодом 5хх. Например, так выглядит страница Google:
Последствия для SEO
Ухудшение поведенческих факторов: увеличение количества отказов. Самая предсказуемая реакция посетителей, особенно покупателей, которые столкнулись с ошибкой 500. Пользователи закрывают сайт или страницу и продолжают поиск дальше на другом ресурсе.
Потеря позиций в выдаче. Такое возможно при ухудшении показателя поведенческих факторов. Для формирования выдачи Яндекс, например, использует попарное сравнение с аналогичным по наполнению документом. И если у вашего ресурса будут хуже оценки по другим характеристикам (а при падении сервера вероятность очень велика), то пессимизация в выдаче обеспечена.
В зависимости от масштаба бедствия при следующем посещении роботом веб-ресурса, если проблему с падением сервера не исправить, может произойти следующее.
- Удаление страницы из выдачи, если был недоступен только один документ. Трафик посетителей будет потерян только на конкретную проблемную страницу.
- Удаление сайта из выдачи. Самый нежелательный исход, так как нет гарантии возвращения веб-ресурса на те же позиции, которые он занимал прежде в поисковой выдаче, особенно если сайт многостраничный.
Краулеры поисковых систем постоянно собирают актуальную информацию обо всех страницах сайта, чтобы предоставлять пользователям самую свежую и подходящую по запросу.
Краулер — это робот поисковой системы, который обходит все документы (страницы) интернета и заносит информацию с них в базу данных. И если интернет принято считать Всемирной паутиной, то краулер в ней — это паук, перемещающийся между связанными нитями и учитывающий каждую деталь и ссылку.
Администратор сайта может самостоятельно инициировать появление робота, например, отправить страницу на переобход в вебмастере поисковой системы, разместить ссылку на определенную страницу на авторитетном ресурсе или настроить периодичность обновления контента с помощью XML-карты сайта. Но точно спрогнозировать, когда именно будет происходить оценка сайта на соответствие, невозможно.
Существует огромное количество факторов ранжирования. По некоторым данным, у Яндекса их больше 1900. Но одним из самых важных все же остается доступность сайта или конкретной страницы для пользователя. И если на ресурсе будут неполадки, а тем более отказ в доступе к серверу, то спустя какое-то время робот перестанет считать информацию с него полезной и сайт начнет терять позиции в выдаче.
У Google более 200 основных критериев. В «Инструкции для асессоров» говорится, что для витальной — наиболее высокой — отметки важна доступность страницы и веб-сайта.
Асессоры — люди, оценивающие контент на каждой конкретной странице.
Разберем два реальных примера, как упавший сервер повлиял на доступность веб-ресурсов.
Удаление страницы медицинской организации из выдачи
Сотрудник медицинской компании установил для одной из страниц плагин, несовместимый с CMS. Всю работу он вел вечером, в результате страница была недоступна около 12 часов.
Так как сайт сам по себе небольшой, на нем около 100 страниц, поисковому роботу Яндекса б��ло проще отслеживать изменения. Реакция на 500 код последовала быстро, и поисковик удалил документ из выдачи.
Массовая потеря позиций у сайтов
В личном блоге SEO-специалист Евгений рассказывает про опыт столкновения с DDoS-атаками на хостинг и падением сервера. На скриншоте ниже показано падение просмотров до нуля на одном из ресурсов с хорошей ежедневной посещаемостью.
Также, по наблюдениям Евгения, 15 сайтов, находившихся на упавшем сервере, сильно просели в позициях. При этом восемь из них потеряли часть страниц в выдаче.
Что делать, если страница или сайт исчезли из выдачи
Чем быстрее вы найдете и исправите проблему, тем меньше вероятность негативного результата.
После первого сканирования поисковый робот вернется для проверки повторно. И если код ответа документа или всего ресурса изменился на 200, то последствий для SEO-оптимизации может и не быть.
Но если все же страница или сайт пропали из выдачи, вот небольшой план действий, как постараться их вернуть.
Шаг 1. Обозначьте масштаб и определите, что именно вылетело: один документ (страница) или весь веб-ресурс.
Шаг 2. Как можно быстрее определите причину и устраните ее. Возможно, для этого придется обратиться к разработчикам или системному админитратору.
Рассмотрим подробнее, как можно исправить неполадки в зависимости от вида проблемы.
- Несовместимые плагины. Достаточно распространенная ситуация, когда новый плагин некорректно взаимодействует с CMS, а страницы просто недоступны. Самое простое решение — заменить плагин.
- Неверный синтаксис .htaccess. Тот самый случай, когда ошибка в одной букве может отключить весь сайт. И чем скорее ее найти и исправить, тем больше шансов вернуть все на свои места.
- Недостаточный объем оперативной памяти. Решение — увеличить объем. В целом при расширении онлайн-бизнеса важно учесть возможность автоматического масштабирования, чтобы в самый ответственный момент (например, во время распродажи) ресурс оставался доступным.
- Скрипты сайта с неправильными сценариям��. Чтобы избежать появления 500 ошибки, желательно тестировать код на стороннем ресурсе. Если же проблема уже появилась, нужно срочно изменить скрипт.
- DDoS-атака. Хорошее решение для защиты сайт — подключить межсетевой экран и файрвол, они помогут контролировать и отсеивать подозрительный трафик.
Шаг 3. После исправления всех проблем отправьте страницу или сайт на индексирование в вебмастер поисковой системы, чтобы робот как можно быстрее зафиксировал исправление поломки.
А чтобы исключить или минимизировать последствия возникновения 500 ошибки, рекомендуем еженедельно отслеживать состояние сайта. Для этого существует множество онлайн-сервисов и программ.
Инструменты для контроля сайта
Первые помощники в отслеживании и контроле состояния сайта для веб-мастера, владельца бизнеса и SEO-специалиста — сервисы от популярных поисковых систем: Google Search Console и Яндекс Вебмастер. Оба вебмастера имеют достаточно понятный интерфейс, с которым легко разобраться даже новичку.
Например, в Яндексе во вкладке «Статистика обхода» можно увидеть, какие страницы обошел робот с их кодами ответа.
Также существует огромное количество программ, которые отображают информацию по конкретной странице или списку. В определенных случаях краулер помогает сократить время на поиск проблем. Но нужно помнить, что самый точный источник информации — вебмастер поисковой системы.
Также популярны онлайн-сервисы по отслеживанию состояния сайта. На них можно настроить частоту проверки ресурса — при нахождении каких-либо неполадок сервис сразу же пришлет уведомление на email. Такие инструменты помогут точно отследить период изменений и исключить повторение нежелательных ситуаций.
Как избежать простоя бизнесу
Если ошибку 500 в рамках SEO можно отследить сервисами или нивелировать с течением времени, то для бизнеса обычно не все так просто. По данным Forbes, падение сервера может исчисляться потерей миллионов или даже миллиардов рублей. Так, eBay еще в 1998 году за 24 часа простоя потерял $3 млн. А Skype в 2007 году за два дня стал дешевле на $1 млрд. Проблемы случались и у облачного сервиса Amazon, серверы которого из-за неправильных сетевых настроек не работали в течение четырех дней.
Обычно самый опасный период приходится на моменты распродаж (например, Черной пятницы) или проведения акций, когда серверы не способны выдержать огромную нагрузку от посетителей и выполняемых операций. Именно поэтому очень важно предварительно подготовиться к подобным мероприятиям, чтобы избежать простоя:
- рассчитать количество возможных онлайн-покупателей в этот день;
- масштабировать систему под необходимый объем, чтобы исключить ситуацию с недостаточным количеством памяти у сервера.
Также нужно помнить про DDoS-атаки, которые способны принести значительный урон как репутации, так и финансовой составляющей. Поэтому компании все чаще выбирают облачных провайдеров услуг, готовых предоставить качественное обслуживание физических серверов, возможность быстрого масштабирования и защиты от хакерских атак.
Как мы в Selectel следим за доступностью сайта
Нам в Selectel, помимо удобности использования сайта и качественного представления продукта для клиентов, также важна постоянная доступность ресурса. За этим параметром следят сразу несколько команд, как отвечающих за железо, так и маркетинговых.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу серверов в Selectel, технические специалисты отслеживают критически важные показатели 24/7, контролируя все — от температуры до нагрузки на конкретную машину.
А вот как это делают SEO-специалисты в департаменте маркетинга:
- тщательно отслеживают все важные параметры основного сайта и поддоменов с помощью вебмастеров Яндекса и Google;
- регулярно проводят SEO-аудит с помощью краулеров, чтобы вовремя предупредить появление проблем с отображением страниц, а также скоростью их загрузки;
- анализируют трафик и его «роботность», чтобы определить «нежелательные» адреса и предупредить DDoS-атаку со своей стороны.
Все это помогает нам поддерживать сайт доступным 24/7.
А как вы сталкивались с падением сервера? Если да, расскажите, как это сказалось на позициях в выдаче и как вы справились с последствиями.
Читайте также
- Гибкий путь: как сдвинуть с мертвой точки изменения в главной продуктовой встрече
- Как оценить свои навыки и не попасться в когнитивные ловушки? Разбираемся, как работает эффект Даннинга-Крюгера
- Как учиться, чтобы быть нужнее ИИ, — выяснили, как оставаться востребованным специалистом в эпоху нейросетей