Коронавирус и поисковый спрос: как ведут себя пользователи и поиск и как это сказывается на SEO?
Информационный шум вокруг темы #коронавируса (коронавирусная инфекция COVID-19) ведёт к сильному изменению поискового спроса и распределению трафика из Яндекса и Google. Давайте, опираясь на данные, проанализируем, кто выигрывает от этого, а кто оказался в числе проигравших и терпит убытки?
Объем поискового спроса
Проанализируем объем и специфику поискового спроса по теме коронавируса. С помощью инструмента «Получение данных из Яндекс.Вордстат» парсим данные Яндекс.Вордстат, собираем наиболее популярные запросы, которые используют пользователи и их частоты.
Фиксируем:
- Общий объем поискового спроса к Яндексу превышает 38 000 000 запросов в месяц.
- Если взять интервал в неделю (с 8 по 15 марта) и экстраполировать данные, то можно прогнозировать рост числа запросов к Яндексу до 93 000 000+ в месяц. То есть, сейчас наблюдается резкий рост интереса.
- Добавив долю Google, можно предположить, что все или почти все пользователи рунета (93 миллиона человек) интересуются тематикой.
Далее, на основании анализа видимости Яндекса и Google по запросам с максимальным значением точной частоты — получаем рейтинг видимости доменов в выдаче.
Регион анализа: Россия. Это не сильно принципиально, так как значимая часть фраз по теме — геонезависимые или с малой локализацией, а значит, выдача не сильно меняется в зависимости от региона пользователя.
Основные выводы по анализу сайтов, обладающих максимальной видимостью и составу выдачи:
- Большую часть трафика собирают новостные ресурсы — РИА, РБК, КП и подобные. Таким образом, самим СМИ наиболее выгодно нагнетать обстановку вокруг коронавируса.
- Яндекс сам плотно присутствует в выдаче, замыкая трафик на себя и свои продукты: Яндекс.Здоровье, Яндекс.Новости (рубрика /news/rubric/koronavirus), Яндекс.Районы и так далее.
- Имеется несколько узконаправленных сайтов, которые успешно работают со спросом за счёт точного попадания в потребность пользователя — coronavirus-monitor.ru, coronavirus-online.ru, coronavirus-24.ru, …
- Наиболее успешные из узкоспециализированных сайтов привлекают трафик в несколько миллионов визитов в месяц. Учитывая нарастающий интерес — до 250-500 тысяч пользователей в день. Если предположить, что монетизация такого трафика может составлять порядка 1-2 рублей на пользователя (ARPU), то игра явно стоила свеч.
Структура спроса: длина в словах
С помощью приёмов работы с WordStat проанализируем, какая структура поискового спроса и как запросы распределяются по длине в словах.
Картина здесь довольно интересная, в отличие от большинства тематик, где основная доля спроса приходится на фразы длиной в 3-5 слов, мы фиксируем два пика: однословный [коронавирус] и трехсловные запросы. Самые частотные запросы в семантике:
- Однословный: [коронавирус].
- Двухсловные: [симптомы коронавируса], [коронавирус новости], [covid 2019], [карта коронавируса], [коронавирус сегодня].
- Трехсловные: [коронавирус последние новости], [коронавирус в россии], [коронавирус новости 2020], [коронавирус в китае].
- Более длинные: [симптомы коронавируса у человека 2020], [симптомы коронавируса у человека], [коронавирус в россии последние новости].
Спрос по типам устройств
Как и в новостной сфере, основной спрос приходится на мобильные устройства (телефоны — 74,5%), на втором месте — десктоп (23,2%), на долю планшетов остаётся 2,3%.
Состав выдачи по основному ВЧ *
* — ВЧ или ВысокоЧастотный поисковый запрос.
Сравним, как поисковые системы подготовились к такому интересу и обрабатывают поисковый запрос [коронавирус] на мобильном телефоне (основной пик).
Сравнение качества и состава выдачи Яндекс vs Google представим в рамках таблицы.
А что с контекстной рекламой?
Конечно, ряд маркетологов не проходят мимо такого огромного и нарастающего спроса и пробуют привлекать недорогой трафик прямо по основному ВЧ и производным. Как вам кажется, кто преуспел больше?
Выигравшие тематики
Все тематики и объем спроса на них можно разделить на 3 группы — выросли, упали и остались без изменений. Какие же сферы оказались в выигрыше от текущих событий и с трудом справляются с ажиотажем?
- «Онлайн» — всё, что касается просмотра, прослушивания и действий в онлайне или выросло или находится в стабильном состоянии. Оно и понятно, часть стали работать из дома.
- «Медицина» — здесь выборочно, но фиксируется рост. В крутое пике ушли медицинские маски, антисептики для рук, дезинфицирующие салфетки. Более умеренный рост — противовирусные препараты.
- «Доставка на дом» — тут всё так же предсказуемо, доставка продуктов на дом и медицинских изделий. Что касается цветов, то тут не так однозначно, сезонный пик 8 марта после которого фиксируем снижение спроса к исходному уровню.
- «Продукты питания» — вы ещё не купили макароны и гречку? Тогда мы идём к вам!
- «Электроника и техника» — небольшой рост спроса также можно зафиксировать, хотя он уже связан не с коронавирусом, а с падением курса российского рубля.
Хит сезона — туалетная бумага, это вообще стабильно растущий спрос, но эпидемия привела к взрывному росту. Гречка, кстати, в онлайне не выросла =/
Ряд потребностей из туристической сферы выросло, но не уверены, что это на радость бизнесу.
Тематики с падением спроса
Безусловно, приличное число тематик оказались в проигрыше. Наиболее пострадавшие от паники:
- Туризм и производные (аренда авто, отели, билеты, …).
- Развлекательные и офлайн-мероприятия (концерты — отменены, спортивные мероприятия — тоже или проходят без зрителей).
- Сфера услуг (сервисные центры, рестораны, салоны красоты, …)
На примере нашего сайта «Пиксель Плюс» можно зафиксировать снижение поискового трафика на 15% без снижения показателей видимости и прогнозируемого трафика CTR × WS.
Сладенькое на закуску — 18+
Это удивительно, но тематика «18+» и здесь не отстаёт и несколько десятков тысяч пользователей устали от обилия новостей по теме и хотят немного отдохнуть.
Полезные ссылки
- «Кому-то понадобилось очень сильно напугать человечество»: так ли страшен COVID-19? — https://www.business-gazeta.ru/article/461452
У нас в Москве гриппом за год болеют около трех миллионов человек. И сколько летальных исходов? Я вам скажу, значительно больше, чем от этого нового коронавируса. Но мы же не говорим, что это катастрофа, не прячем никого.
- Официальная позиция компании «Пиксель Плюс» и рекомендации для рекламодателей — https://pixelplus.ru/studio/news/covid-19-snijenie-rublya.html
Планируйте отдачу от SEO. Результаты от поискового продвижения (SEO) появляются по прошествии 4-9 месяцев работы. Это значит, что важно активировать данный канал уже сейчас, чтобы вывести сайт в ТОП выдачи поисковых систем по окончанию кризиса. Возможно кратковременное падение спроса, но поисковое продвижение — канал с отсроченной отдачей и важно начинать работы именно сейчас, чтобы к моменту фиксации роста продаж, проект был в ТОПе выдачи.
Оставайтесь здоровы, не паникуйте и сохраняйте позитив, ваш Дмитрий Севальнев!
Как продажи у вашего бизнеса? Просели ли они прямо сейчас и если да, то насколько (численно)?
Не статья, а как в сноске Туалетная бумага, хайпиться на коронавирусе, включить хоть раз совесть!
Поддержу. Урвать кусочек хайпа, хоть совсем и не по теме - вот он "Пиксель+Коронавирус".
Эм, а что именно не понравилось?
Тут анализ ситуации и спроса по хайповой теме.
Контрацептивы все смели, наваждение)
Аптеки отчитались о росте в 150% тут, да -)
Всем бодрости!
1. Если вы представитель бизнеса, поделитесь, как численные показатели продаж у вас за последнюю неделю?
2. Если интернет-агенства, то какие показатели по продажам и отказам? Победила паника или здравый смысл?
В автотематике, начиная с 16 марта — в среднем 3х кратное увеличение продаж каждый день. По опросу клиентов, практически все покупали по причине страха подорожания и ситуации с курсом валют.