Как извлечь пользу из апдейтов Google: кейс по продвижению интернет-магазина биодобавок
Если хочется не запасаться успокоительными в период очередных алгоритмов нужно научиться читать между строк и адаптировать стратегию. Наш специалист, Татьяна Дребот, подготовила отличный кейс о "сложной" тематике в нише медицинских товаров.
На многие сайты YMYL-тематик последние обновления основного алгоритма Google повлияли пагубно, в результате чего у них просел трафик. Однако в этой ситуации важно не количество урезанного трафика, а его качество. В этом кейсе мы расскажем, как увеличили трафик и доход с сайта в 3 раза, и о том, как правильно выбранный подход к продвижению помог сохранить прибыль после очередного обновления алгоритма.
Информация о проекте
- Тематика: биодобавки для интимного здоровья.
- Регион: Москва.
- Период продвижения: с октября 2018.
Основное направление сайта – продажа биодобавок для повышения потенции и возбуждающих средств для женщин.По сути, сайт не продает товары, являющиеся лекарственными препаратами. Согласно определению ст. 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биодобавки – это добавки, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. При этом, с точки зрения поисковых систем, интернет-магазины, продающие БАДы, считаются медицинскими и ранжируются в поиске вместе с интернет-аптеками. Это накладывает на сайт определенные обязательства и требования, которым необходимо соответствовать.
Перед началом работы с проектом и в первые месяцы продвижения обнаружился ряд особенностей ниши, которые следовало учитывать при работе.
Основные из них:
- Характер запросов.
При сборе семантического ядра для подобных сайтов важно анализировать не только запрашиваемость, но и степень коммерциализации выдачи.
Один из приоритетных запросов – “препараты для потенции” – является полукоммерческим. Выдача по запросу смешанная в обеих поисковых системах, и преобладают информационные сайты. Аналогичная ситуация наблюдается по большинству запросов.
При анализе сайта и конкурентов мы выявили, что основную долю трафика приносят карточки товаров. Часть из товаров, представленных в каталоге, имеют большую запрашиваемость, чем основные запросы для категорий. Например, “капсулы саймы”.
- Характер выдачи.
Основные конкуренты в выдаче – информационные сайты, агрегаторы аптек и товаров (например, tiu.ru), интернет-аптеки и интернет-магазины.
При этом чаще преимущество в выдаче отдается именно агрегаторам аптек и товаров по коммерческим запросам, а также информационным сайтам и агрегаторам аптек по смешанным запросам.
Значительная часть сайтов этой ниши имеют похожий стандарный дизайн, структуру страниц и каталог, поэтому с точки зрения пользователя они практически не отличаются друг от друга и не внушают доверия.
- Категория сайта.
С точки зрения поисковой системы Google сайт следует относить к категории YMYL (Your Money or Your Life, пер. “ваши деньги или ваша жизнь”). В нее включаются ресурсы, которые потенциально могут влиять на здоровье и финансовое благополучие пользователя. Для таких сайтов Google применяет высокие стандарты качества при оценке. Подробно они изложены в руководстве для асессоров Google и в нашей статье.
Таким образом, перед началом работы с проектом мы ставили следующие задачи на первые этапы продвижения исходя из особенностей тематики:
- Сбор семантического ядра, анализ степени коммерциализации выдачи по запросам.
- Переработка структуры сайта, создание новых категорий.
- Выявление приоритетных карточек товаров и подбор запросов для них.
- Работа над содержанием страниц с учетом требований к YMYL-сайтам.
Также учитывались особенности проекта:
- Устаревший дизайн.
- Нелогичная с точки зрения пользователя структура.
- Необходимость вывести из ассортимента несколько категорий товаров (в связи с желанием клиента отказаться от продажи сопутствующих товаров и сосредоточиться только на основных категориях).
- Неуникальный контент на части карточек товаров.
- Плохая динамика наращивания ссылочной массы, “мигание ссылок” и удаление части ссылок (ранее сайт продвигался временными ссылками, а затем они были сняты).
Основная цель продвижения – увеличение числа продаж и дохода сайта с поискового трафика. Почти всегда.
Какие работы были проведены
В первый месяц работы были решены все технические проблемы на сайте, реализован новый дизайн и переезд на другую CMS. В результате мы получили современный сайт с удобной структурой страниц и каталогом и, что самое главное, не похожий на своих основных конкурентов.
Также собрали семантическое ядро для категорий, подкатегорий и карточек товаров с высокой запрашиваемостью. На основании семантического ядра была практически полностью переделана структура, созданы новые категории.
Выделим некоторые работы в последующие месяцы, которые повлияли на результат.
После редизайна программист реализовал на сайте умный фильтр с возможностью выбора страны-производителя, формы выпуска товара и действия (возбуждающее, пролонгирующее, успокаивающее и т. д.). С точки зрения пользователя фильтр оказался полезен, а вот для SEO – нет.
После его внедрения мы получили десятки дублей и малоинформативных страниц (привет разработчикам), которые в дальнейшем пришлось закрывать от индексации, удалять и переделывать фильтр. Изначально такие страницы были убраны в основной категории, что привело к росту позиций в Яндексе:
В дальнейшем фильтр доработали по всем категориям, где он был внедрен.
Важный этап – работа с карточками товаров. Сначала были выделены карточки товаров с высокой запрашиваемостью, которые не приносили трафик. Далее на них проводилась on page оптимизация:
- уникализация контента и проработка его структуры (появились блоки “показания”, “состав”, “инструкция по применению”, “противопоказания”);
- работа с коммерческими факторами и продающими триггерами (добавлены блоки “похожие товары”, “с этим также покупают”, акционные наборы, скидки);
- работа с триггерами доверия (добавлены сертификаты, информация о производителе).
Мы также проработали факторы ранжирования для YMYL-проектов, что позволило сделать сайт более информативным и увеличить число транзакций с сентября 2019 года.
Кроме того, мы создали блог, чтобы захватить в ядро часть смешанных запросов с преимущественно информационной выдачей.
Проводились работы и по выравниванию роста ссылочной массы, так как ранее проект продвигался временными ссылками, которые затем были сняты:
В итоге удалось восстановить положительную динамику роста ссылочной массы.
Результаты
Постепенный рост трафика начался через 4 месяца после начала работ.
До декабря 2019 года график роста выглядел следующим образом:
При этом значительный толчок начался с июня 2019 года – после одного из апдейтов Google. Тогда мы стали получать значительную часть трафика по смешанным и информационным запросам благодаря двум категориям.
Поэтому главным показателем эффективности работ был рост конверсий и дохода, так как на проектах смешанной тематики часть трафика всегда будет информационной. Такой трафик можно получить за счет блога, например, однако даже если добавлять коммерческие элементы в блог, большинство запросов будут неэффективными с точки зрения роста конверсий.
Динамика дохода с сайта (только поисковый трафик) с момента начала работ выглядит следующим образом:
С момента начала работ удалось увеличить доход сайта с поиска в 3,3 раза без увеличения ассортимента (а также в условиях постоянного исключения продаваемых позиций из каталога).
На момент старта работ основной доход и трафик приносила контекстная реклама.
С сентября 2019 года контекстную рекламу отключили для ряда товаров, так как поисковый трафик оказался более эффективным с точки зрения конверсий и дешевым:
Влияние на сайт January 2020 Core Update и дальнейшая стратегия
13 января 2020 года Google выкатил очередной апдейт основного алгоритма, который затронул большинство YMYL-сайтов. И наш проект впервые потерял трафик вследствие апдейта:
За первую неделю трафик уменьшился в два раза и по факту вернулся к значениям с июля 2019 года.
Как показал анализ, основная просадка наблюдается по категориям, которые получили резкий рост после апдейта в июне 2019 года. По сути, сейчас для сайта идет откат июньских изменений.
Однако такое падение не оказалось критичным. Доход в результате снижения трафика не уменьшился, что видно на графике.
Просадка по категориям, которые резко выросли в июне, составляет 5-7 позиций, по другим категориям – 0-3 позиции.
Как показывает практика работы с проектами, которые проседают после апдейтов Google, часто сайты возвращают свой трафик резким скачком после очередного апдейта, и возврат может происходить вообще без каких-либо действий со стороны вебмастера или оптимизатора. В данном случае необходимо анализировать рост после нескольких апдейтов, так как после очередного изменения алгоритма сайт может снова терять трафик.
В случае с данным проектом просадка по трафику не повлияла негативно на доход. Основные запросы, по которым идет просадка, – смешанные и информационные.
Большинство сайтов, которые повышают и понижают трафик вследствие апдейта (или трафик колеблется вверх-вниз от апдейта к апдейту), имеют множество информационных запросов в ядре (например, в блоге или из-за особенностей тематики). В случае с нашим проектом это и особенности тематики, и увеличение количества статей в блоге.
На данный момент падение трафика прекратилось, и мы замечаем постепенный рост трафика из поисковой системы Google за счет приоритетных страниц.
Детализация по неделям
На данном этапе идет обсуждение вопроса о расширении ассортимента и структуры сайта за счет добавление новых позиций. Это позволит получить толчок к росту трафика из Яндекса и Google, а также увеличить доход, так как сейчас происходит стагнация трафика из Яндекса и дохода.
В целом, с начала работ удалось увеличить трафик сайта в 3,3 раза (на текущий момент, без учета пиковых значений до апдейта), а также доход из поиска в 3,3 раза.
Выводы
Продвижение сайтов YMYL-тематик сейчас часто осложняется в связи с регулярными обновлениями основного алгоритма Google. Именно поэтому при работе с ecommerce-проектами приоритет должен быть направлен на коммерческие запросы, так как трафик по информационным и смешанным запросам редко положительно влияет на доход.
- Фокусируйтесь на "денежных" запросах;
- Работайте с карточками товаров как можно глубже;
- Снижайте риски падения видимости по базовым параметрам.
Всем конверсий, трафика и позиций. Спасибо за внимание!