Алгоритм А9 для Wildberries: SEO-продвижение товарных карточек, опираясь на опыт Amazon
Привет, на связи Павел Seoremica! Был в гостях у Михаила Шакина на прошлой неделе. Разобрали, как эволюционировал алгоритм ранжирования Wildberries за один год, какие сходства с Amazon A9 стали очевидными, и что ждет нас в 2023. Комментирую свою презентацию и дополняю материал наблюдениями об оптимизации товарных карточек. Поделитесь своими?
Добавляю запись вебинара, чтобы вы могли увидеть и услышать все сами.
Хочу поблагодарить Михаила за приглашение на эфир и предоставленную возможность поделиться результатами своих тестов, наблюдений и исследований. Получилось интересно!
Навигация по статье
SEO для Wildberries: сходства и различия с Amazon A9
Про новый алгоритм ранжирования и похожий путь развития с Amazon заговорили в июле 2022. Тогда же появилась моя статья об изменениях на маркетплейсе (16 000 просмотров).
Сегодня A9 Wildberries преподносится рынку как уникальная или даже секретная технология работы с текстами, способная быстро и недорого выводить карточки в ТОП без дополнительной механики оптимизации.
Это не подтверждается практикой. По-прежнему для вывода товара в ТОП требуется статистика продаж. Текст, сам по себе, способен оказывать влияние на горизонтальное продвижение и низкочастотные запросы.
При этом вывод в ТОП новых карточек практически невозможен без соответствия текстовом алгоритму. SEO-текст имеет фундаментальное значение при разработке стратегии продвижения.
Кроме этого, алгоритм оценки текстов адаптирован под реалии русского языка, отсутствующую разметку текстов и технические особенности площадки, которые просто не могут повторить все компоненты алгоритма Amazon.
Алгоритм Amazon A9: особенности и принципы
Алгоритм A9 — это система ранжирования, которую использует Amazon для формирования результатов поиска. Она учитывает множество факторов, но основным остается показатель конверсии.
Есть мнение, что зная все особенности алгоритма, мы сможем предугадать факторы, влияющие на позицию товаров на Wildberries. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
В своей презентации я выделил те моменты, которые могут быть одинаково применимы к двум маркетплейсам не смотря на их технологические различия.
1. Релевантная семантика
Необходимо использовать только релевантные запросы, по которым нас будет искать ЦА. Нет необходимости добавлять ключевые слова с характеристиками других товаров, в надежде получить возможность максимально широкого ранжирования и дополнительные случайные продажи.
2. Избегать переспама в тексте
Избегать манипуляции с ключевыми словами. Нет необходимости в прямых вхождениях в ключи и создании высокой плотности ключевых запросов в тексте.
Amazon A9 подразумевает отсутствие повторяющихся слов в тексте. Слова из заголовка можно вообще не использовать в описании. Для Wildberries сегодня подобные рекомендации будут избыточными. Текстовой алгоритм работает иначе.
3. Правильно составленный заголовок
Заголовок имеет приоритет. Он должен быть релевантным и полностью описывать основные свойства продаваемого товара.
4. Не использовать опечатки
Алгоритм Amazon способен пессимизировать товарные карточки за умышленное использование опечаток и синонимов для описания одного и того же предмета.
5. LSI или правильное семантическое окружение
Качественная проработанная семантика важна для продвижения товара. А9 учитывает все слова в теле товарной карточки и насколько органично они сочетаются со словами, образующими запросы.
6. CTR как главный фактор
Чем выше конверсия у товара по ключу, тем больше просмотров он получает на следующий день.
7. Корректные характеристики
Правильно заполненные характеристики у товара. Без спама и точно описывающие все особенности продукта.
8. Не использовать СПАМ
Седьмой пункт вытекает из первого. СПАМ в контексте маркетплейса это не только нерелевантные слова, но и ключи, по которым физически не имеет возможности ранжироваться товар из-за особенностей алгоритма. При этом, логика может говорить об обратном, и мы будем ожидать от товара корректное ранжирование.
9. Выручка с одного клика
Главная метрика для алгоритма. Сколько денег приносит маркетплейсу каждый пользовательский клик. Удовлетворяет ли наш товар потребностям ЦА по каждому запросу.
Каждый пункт и его применимость к Wildberries проверяем в нашем Telegram чате про Wildberries. Удалось создать сообщество для селлеров, аналитиков и экспертов (почти 3000 участников за 5 месяцев). Присоединяйтесь!
Что общего у Amazon A9 и Wildberies?
На мой взгляд, путь развития алгоритма Wildberries больше других (на рынке российских маркетплейсов) напоминает путь Amazon.
Касается это, прежде всего, алгоритма оценки текстового контента. Выглядит это логичным, поскольку проще перенять опыт успешных зарубежных коллег и адаптировать под себя. При этом Wildberries не копирует его полностью.
Каждый компонент похож по форме, но различается в деталях. Некоторые решения, на мой взгляд, и вовсе появились на Wildberries после успешного опыта главного конкурента на российском рынке — Ozon.
Как итог, мы можем прогнозировать направление будущих изменений, но должны понимать, что точной копии A9 не будет (никто и не откроет все формулы алгоритма для копирования).
Эволюция алгоритма ранжирования Wildberries: как менялся алгоритм от месяца к месяцу
На вебинаре у Михаила Шакина я делился своими наблюдениями о том, что до марта 2022 года никаких пересечений с Amazon обнаружить не удавалось (рекомендую посмотреть вебинар, там озвучиваю детали, которые умышленно упускаю в материале).
С марта, после большого технического сбоя, начинаются изменения, которые к апрелю приводят к замене алгоритма ранжирования.
Предлагаю вместе пройти путь эволюции алгоритма ранжирования Wildberries с апреля до ноября 2022 года, чтобы получить полное представление о моей работе и произошедших изменениях.
Из-за пересечений с алгоритмами Amazon и Ozon, стал для себя называть алгоритм ранжирования Wildberries Azon 9 😃
Апрель
В апреле 2022 года ключевые слова не были закреплены за своими категориями. Так юбка могла ранжироваться по запросу джинсы, если такой ключ встречался в описании. Выдача становилась максимально нерелевантной.
Оптимизаторы старались добавлять в товарную карточку все возможные ключи, чтобы увеличить количество показов.
И в этот момент происходит важное обновление алгоритма.
Алгоритм в мае
Заметив этот эффект, мы в SEOREMICA начинаем серию тестов по сокращению описания. Стали получаться короткие тексты, описывающие суть предмета. Ничего лишнего. Такое описание позволяет быстро вернуть потерянные позиции и подкинуть запросы на первую страницу выдачи.
Пока все увеличивали объем текста, мы стремились к сокращению. Это продолжительное время давало хорошие результаты.
Вместе с этим стало понятно, что CTR по каждому ключу заметно влияет на итоговую позицию товара. Этот момент особенно успешно удалось использовать в стратегии продвижения.
Алгоритм в июне
Уже в июне карточки с переспамом в характеристиках начинают терять свои позиции. Внесение изменений в карточку позволяет вернуть потерянные позиции уже на следующий день.
Раннее оптимизаторы считали поля характеристик областью для размещения ключевых слов (это негативная практика сохраняется до сих пор).
Периодами товарные карточки с переоптимизированными характеристиками теряют тысячи позиций или полностью перестают ранжироваться по ключу. Это существенно сказывается на продажах.
В июне я написал статью о пессимизации за тексты и характеристики.
Сегодня спам в характеристиках — гарантированная пессимизация, которая может наступить не сразу.
Сложнее всего работать с карточками, которые потеряли позиции из-за СПАМа в характеристиках, но до начала работы с нами, в карточку вносятся десятки доработок в попытке изменить ситуацию. Баланс карточки разрушен и товар приходится оптимизировать с нуля.
Алгоритм в июле
Wildberries предупреждал об этом в январе 2022 года или раньше. Целых шесть месяцев было предоставлено селлерам на то, чтобы исправить свои товарные карточки и исключить упоминание чужих брендов. В июле товары снимались из ранжирования до устранения нарушений.
Тогда же выдача на Wildberries становится более релевантной. Теперь условные джинсы никаким образом не могут ранжировать по запросам футболка или юбка. Появляются тематические словари.
Ключевые запросы закрепляются за своими категориями. Товарные карточки начинают терять трафик.
Размещая товар в категорию пальто — товарная карточка имеет возможность ранжировать одинаково эффективно по запросам пальто и тренчкот.
А вот товары из категории тренчкот возможность ранжироваться по запросу пальто теряют, что становится неприятным сюрпризом для селлеров. Смена категории подразумевает увеличение стоимости логистики, что делает цену на многие товары неконкурентоспособными.
Сегодня ключевые слова еще жестче закреплены за своими категориями.
В июле я написал статью о новом алгоритме ранжирования и впервые стал говорить о нюансах работы с заголовками.
Алгоритм в августе
В августе изменилось все.
Наши короткие тексты начинают работать хуже. Товарные карточки одна за другой теряют позиции. После серии тестов и проведенной аналитики, приходим к выводу, что алгоритм начинает учитывает степень проработанности текстов. Другими словами, значимым фактором становится правильно подобранный LSI.
После доработки существующих текстов, товары возвращают свои позиции. Новые карточки ранжируются идеально с первых дней.
За месяцы практики, существенно улучшили процесс сбора семантики, научились выбирать только эффективные ключи и обходить все моменты, способные оказывать пессимизирующий эффект на товарную карточку.
Широкая семантика с большим объемом текста по-прежнему не эффективна. Количество символов и ключевых слов не влияет на качество текстов.
Следом появляется текстовой алгоритм, который начинает исключать из ранжирования ключи. Тысячи товаров теряют привязку к категориям и ранжирование по основным ключам.
За три месяца тестов удалось обнаружить и систематизировать более десяти причин пессимизации товарной карточки.
Все факторы, за которые текст получает пессимизацию, я подробно освещаю на SEO-курсе для селлеров и аналитиков. На текущий момент, отношу информацию к внутренней. Отмечу лишь, что многие товарные карточки на Wildberries находятся в зоне риска. Пессимизация происходит волнами.
Алгоритм в сентябре
В августе происходит изменение, которое лично я ждал давно. По своей логике напоминает оно принципы работы Ozon.
В зависимости от заполненных характеристик, самостоятельно добавляет и исключает ключи из ранжирования.
Так при заполнении у сумок размеров, малые размеры автоматически отправляли карточку в ранжирование по запросу маленькая сумка. Товары с подходящими характеристиками имели приоритет над товарами, у которых размеры были большими.
Другими словами, сначала ранжировались товары с корректными характеристиками, а ниже все остальные с ключом маленькая сумка в описании.
Приоритетность предметов по каждому поисковому запросу сегодня является основой алгоритма. Каждый ключ необходимо проверять на возможность ранжироваться из своей категории.
На вебинаре я объяснил, почему этот эффект стал менее заметен и когда приоритетное ранжирование по характеристикам снова вернется.
Алгоритм в октябре
Переносимся в наши дни. В конце октября Wildberries меняет внутренний вес заголовков, делая их приоритетными. Вместо 40 символов селлеры получают возможность создавать наименование в 60 символов. Теперь правильно составленный заголовок позволяет поднимать товарную карточку на тысячи позиций вверх. Работа с заголовком становится еще одним инструментом оптимизации и продвижения.
Особою важность приобретает соотношение заголовка с размещенным описанием.
Подробнее прочесть о заголовках можно в моей октябрьской статье.
В ноябре продолжается оптимизация заголовков. Результатами тестов делюсь на своем Telegram канале.
Выводы об эволюции алгоритма
Пересечения с Amazon A9 действительно есть. За прошедшие шесть месяцев наблюдали следующие изменения, которые можно было принять за копирование алгоритма:
- Больше внимания уделяется релевантной семантике;
- Наказание за СПАМ и нерелевантные ключи;
- Наказание за некорректное заполнение характеристик;
- БАН за упоминание брендов конкурентов в описании;
- Пессимизация за повторение ключевых слов (переспам);
- Заголовки получают приоритет и больший вес;
- Наказание за умышленные опечатки.
С другой стороны, это довольно базовые принципы, которые позволяют улучшить качество ранжирования любой площадки.
Считаю, что полностью применить все принципы Amazon A9 на Wildberries невозможно. Слишком велика разница в технических особенностях и логике маркетплейсов.
Также отмечаем, что часть изменений и вовсе похожи на принципы ранжирования товаров у Ozon.
Делаю вывод, что алгоритм ранжирования Wildberries уникален, не является копией и анализировать его нужно с нуля.
Прогнозы на 2023
В завершении хочу озвучить прогнозы и предлагаю поделиться своими предположениями о том, что может появиться на Wildberries в 2023 году. Есть ли у вас гипотезы и идеи? Каких изменений ждете?
Мои прогнозы на 2023 для Wildberries такие:
- Бессвязный набор ключей в заголовке будет ранжироваться хуже. Субъективные, оценочные и избыточные прилагательные в заголовке будут идти в минус;
- Приоритет на выдаче товарам с корректными характеристиками. Сразу напрашивается аналогия с Ozon. Это позволило сделать выдачу в разы релевантнее. Уверен, что после доработок мы получим улучшенное ранжирование по ключевым запросам;
- На Wildberries появится разметка текста. Можно будет делать маркированные списки, переносить строки и делать текст удобнее для читателей;
- Долгожданная статистика появится в личном кабинете. По каждому ключу селлер сможет видеть статистику (CTR, CR). Речь про органическое ранжированиеж
- Текстовой алгоритм будет работать одинаково для всех товаров. Сегодня топовые товары алгоритмом игнорируются.
Увидимся в комментариях к материалу! Стараюсь отвечать на каждый.
Веду телеграм-канал по Wildberries:
Чат, где вопросы можно задавать:
👇👇👇
Получить профессиональную консультацию по продвижению на маркетплейсе можно написав мне в Telegram: https://t.me/seoremica .
Отзывы о консультациях здесь:
Заказать SEO-текст или план выкупов можно в нашем чате. Все контакты будут доступны при вступлении.