SEO-оптимизация сайтов на 1С-Битрикс
1С-Битрикс – одна из самых популярных CMS-систем в России и странах СНГ. Функциональность и простота работы с ней – одни из самых главных преимуществ. Чтобы получать бесплатный поисковый трафик, необходимо правильно оптимизировать сайт, так как данная система управления сайтом имеет ряд своих особенностей. В этой статье, мы – команда DIGIMATIX, расскажем о встроенной SEO-оптимизации сайтов, разработанных на 1С-Битрикс.
Какие базовые шаги оптимизации сайта существуют?
Начиная даже с самого простого тарифа “Старт” в 1С-Битрикс уже встроен SEO-модуль. Он позволяет оптимизировать сайт под базовые нужды SEO-продвижения, а именно:
- Технически настраивать robots.txt, sitemap.xml, ЧПУ, «хлебные крошки»;
- Контролировать скорость сайта;
- Оптимизировать мета-теги.
Для нестандартных, глубоких задач на маркетплейсе 1С-Битрикс можно найти дополнительные бесплатные и платные модули.
Перейдем к рассмотрению базового функционала, который уже существует в 1С-Битрикс.
Настройка robots.txt
Robots.txt – это текстовый файл, без которого нельзя построить SEO-продвижение. Он отвечает за индексирование тех или иных страниц сайта, то есть говорит поисковым роботам о том, можно ли заходить в тот или иной раздел или же он закрыт для индексации.
В 1С-Битрикс существует раздел в административной части, который отвечает за формирование и настройку данного файла. Найти его можно следующим образом: Маркетинг – Поисковая оптимизация – Настройка robots.txt.
Система позволяет задать правила для поисковых систем Яндекс и Google по отдельности или для обеих сразу. Одним из существенных плюсов является возможность пользоваться готовыми кнопками “Запретить файл”, “Главное зеркало”, если синтаксис robots.txt не знаком.
Работа с sitemap.xml
Карта sitemap.xml помогает поисковым системам увидеть структуру сайта еще до того, как его начали сканировать. Для больших, запутанных и часто обновляемых ресурсов – это необходимость.
Чтобы сформировать данную карту нужно также перейти в раздел Маркетинг – Поисковая оптимизация – Настройка sitemap.xml. В ней галочками нужно указать протокол, домен и актуальный адрес будущего файла. После этого в файловой структуре указать те разделы, которые необходимо учитывать в структуре.
Помимо файловой структуры в sitemap.xml могут выгружаться динамические данные из инфоблоков. В этом разделе опять необходимо установить галочки напротив тех разделов, которые должны попасть в карту sitemap.xml. Для инфоблоков можно установить следующие опции:
- Автогенерация - если галочка поставлена, то файл sitemap.xml будет автоматически обновляться при добавлении, обновлении или удалении с сайта элементов и секций инфоблока (при этом в файле robots.txt должна быть разрешена их индексация). Нужно аккуратно использовать эту настройку, так как для массово обновляемых элементов это может вызвать замедление системы. Например, при обмене с 1С, когда изменяется большое количество товара, в фоновом режиме много раз обновляется и sitemap. Это может вызвать повышенную загрузку на сервере и замедление системы.
- Список - если галочка поставлена, в файл sitemap.xml будет добавляться индексная страница инфоблока.
- Секции - если галочка поставлена, в файл sitemap.xml будут добавляться страницы разделов инфоблока.
- Элементы - если галочка поставлена, в файл sitemap.xml будут добавляться все элементы инфоблока.
Настройка ЧПУ
ЧПУ – это url-адреса сайта, которые имеют понятный вид. Это важный пункт SEO-оптимизации, так как он способствует прямому и косвенному продвижению.
Данная функция позволяет генерировать url-адреса с различными настройками, преобразует кириллицу, различные регистры и спецсимволы.
Почему настройка ЧПУ важна?
Если страница сайта будет содержать в url-адресе непонятный набор символов, то пользователь не поймет, что его ждет на этой странице. Поэтому поисковые роботы лучше индексируют и ранжируют сайт, в url-адрес которого включены ключевые слова.
Настроить их можно перейдя в «Публичный раздел», в «Режим правки» и вызвать настройки компонента. После этого необходимо задать настройки ЧПУ для страниц и разделов, а также указать для них символьные коды.
Работа с «хлебными крошками»
«Хлебные крошки» – это один из основных инструментов навигации сайта. Он особенно необходим в крупных проектах со сложной навигацией: интернет-магазинах или порталах. Чем полезно данное навигационное меню?
- Пользователь визуально видит структуру сайта и понимает, в каком разделе он сейчас находится;
- Благодаря им можно быстро перемещаться по разделам сайта;
- С точки зрения SEO оказывают положительное влияние на пользовательский опыт и поведенческие факторы.
Изначально Битрикс выводит по умолчанию всю цепочку навигации. Редактирование названия разделов доступно через “Публичный раздел”. Для этого нужно перейти в “Свойства раздела” и отредактировать заголовок.
Но что делать, если нужно скрыть некоторые разделы от отображения в цепочки навигации? Тогда в дело вступает микроразметка. Для того, чтобы правильно внедрить ее на сайт, советуем обратиться к разработчику.
Скорость загрузки сайта
Комплексное SEO-продвижение невозможно без работы над скоростью загрузки сайта. С помощью встроенного инструмента “Монитор производительности” можно настроить и протестировать сервер. Это позволит понять насколько хорошо он работает сейчас и позволит оценить слабые стороны при росте нагрузки.
Как правило, небольшие проекты, разработанные на Битрикс не нуждаются в дополнительных доработках по оптимизации скорости загрузки. Однако, если это большой интернет-магазин или портал, оптимизировать его будет просто необходимо. Для этого есть все необходимые инструменты.
Кэширование
В Битрикс существует несколько разных механизмов кеширования:
- Автокеширование – технология, позволяющая быстро подготовить сайт в условиях стрессовых нагрузок и адаптировать его к ним. Механизм автокеширования заключается в том, что все динамические компоненты веб-страниц получают встроенную поддержку управления кешем. У Битрикс есть возможность отключения автоматического кэширования для каждой отдельной страницы сайта. Таким образом, выполняя данную настройку, необходимо рассчитать оптимальный период обновления данных для каждой страницы сайта.
- Управляемый кеш – это технология, которая позволяет автоматически обновлять кеш компонентов веб-страницы при внесении в них изменений.
- Неуправляемый кеш – это технология, которая позволяет автоматически обновлять кеш каждый заданный временной промежуток. При этом если на страницу были внесены какие-то изменения, то данные автоматически не обновляются.
- HTML-кеш подойдет для страниц, в которых информация меняется редко, а пользователи на них заходят анонимно, например “О компании”, “Контакты”. Технология HTML-кеширования заключается в том, чтобы ограничить дисковое пространство от накрутки данных и автоматически восстанавливать работоспособность разделов при изменениях.
- Кеширование меню работает по технологии управляемого кеша, который обновляется при изменении прав доступа к файлам через админку и API.
Таким образом, можно улучшить или сохранить нормальный уровень производительности сайта, снизить нагрузку на базы данных сервер.
Технология “Композитный сайт”
Целью технологии “Композитный сайт” является ускорение скорости работы сайта. С помощью нее сайт может загружаться в несколько раз быстрее, чем обычный сайт на 1С-Битрикс. Более высокая скорость загрузки позволяет лучше ранжировать сайт поисковыми системами и позитивно влияет на поведенческие метрики.
Как работает данная технология?
В HTML-шаблоне сайта можно выделить две области контента: динамическую и статическую. Статический контент – это область сайта, которую видят все пользователи сайта, при использовании данной технологии контент подгружается мгновенно. Динамический контент подгружается каждому пользователю индивидуально в фоновом режиме. Примером динамического контента могут служить форма авторизации, корзина, баннеры и другие элементы сайта.
Оптимизация CSS
Можно объединить стили и скрипты и вынести их в отдельный файл. Это также позволит сократить скорость загрузки страницы.
Оптимизация Title и мета-данных
Всем, кто сталкивался с SEO-продвижением известно, что мета-данные играют важную роль и напрямую влияют на занимаемые позиции в органической поисковой выдаче. Поэтому стоит уделить их заполнению должное внимание. В Битриксе есть раздел, который отвечает за их заполнение. Заполнять данные можно как самостоятельно, так и используя шаблоны. Таким образом, можно настроить следующие задачи:
- Настроить с помощью шаблонов мета-данные для всех имеющихся товаров одновременно;
- Настроить свой шаблон для каждого раздела или подраздела;
- Присвоить свои мета-данные определенным товарам или разделам.
Для автоматизации работы с метаданными можно настроить автоматические или собственные переменные.
Также оптимизировать можно и изображения, находящиеся на сайте. Это позволит продвигать изображения в поисковых системах по ключевым словам. Стандартный SEO-модуль Битрикс позволяет задать Title и ALT-описание (это описание, которое должно отражать, что изображено на картинке и выводится, если картинка не подгружается, например из-за плохого интернет-соединения).
Помимо работы с мета-данными, Битрикс позволяет оптимизировать изображения до указанного в настройках значения, что в свою очередь позволяет быстрее загружать изображение, что также позитивно влияет на скорость загрузки и ранжирование сайта поисковыми системами.
Дополнительные SEO-модули
Помимо встроенных решений существует большое количество дополнительных платных и бесплатных SEO-модулей. Они позволяют решать задачи от упрощенной настройки редиректов до интеграции с крупными сервисами.
Если ваша задача требует индивидуального решения, то можно разработать собственный SEO-модуль.
Вместо вывода
1С-Битрикс – удобная и гибкая система, которая позволяет запускать SEO-продвижение для проектов любого масштаба и сложности. Исходя из запроса можно настроить как базовые элементы SEO-продвижения, так и дополнительные модули, которые должны быть подобраны индивидуально, исходя из потребностей клиента.
Если вам некогда разбираться в тонкостях SEO-продвижения сайта на Битрикс – пишите нам на почту office@digimatix.ru и мы подберем для вас индивидуальную стратегию и запустим продвижение “под ключ”.
Про скорость загрузки Битрикс можно писать отдельную статью. И кстати, Битрикс не измеряет скорость загрузки сайта из админки. Если бы Битрикс это делал, то все бы видели настоящую скорость загрузки и не этот продукт никогда не стал бы таким популярным. Кстати, команда DIGIMATIX, дайте ссылки на быстрозагружающиеся сайты на Битрикс?