Яндекс обновил систему рейтинга в Картах. Стоит ли беспокоиться?
Сервисы Яндекса уже второй год регулярно проводят пертурбации в своих основных и тесно связанных сервисах где учитывается рейтинг: Справочник и Карты. И нередко такие изменения приводили не к самым радужным последствиям для собственников бизнеса и маркетологов - наверное все помнят недавние скачки рейтинга, когда у многих компаний оценки в Картах упали с вполне приемлемых значений в районе четырех звезд до двух, и даже одной звезды.
Произойдет ли то же самое на этот раз? Для начала перечислим нововведения:
- создание промо-материалов для сбора отзывов (сентябрьское нововведение);
- новое ранжирование - теперь ваша компания будет сравниваться только с компаниями из вашей категории.
Теперь более подробно. Промо-материалы - реализованы в виде "пирамидки" которую вы отпечатываете и ставите например на рецепцию своей парикмахерской или расставляете на столиках в своем кафе. Пирамидка оформлена в едином стиле, а также на ней есть QR-код - именно с помощью него любой посетитель вашего заведения может зайти в специальную форму в Картах и оставить отзыв о посещении. По всей видимости, Яндекс будет пытаться использовать геолокацию пользователя и именно таким образом определять "правдивость" отзыва - если клиент действительно просканировал этот QR-код значит именно в эту минуту он находится у вас, если же геолокация не совпадает - вероятно, Яндекс не пропустит такой отзыв.
Как это может сказаться на вашем рейтинге? Вероятно теперь отзывы ваших клиентов оставляемые со стационарных компьютеров или смартфонов, находящихся не в зоне присутствия вашего бизнеса будут отклоняться еще чаще, что конечно может не самым лучшим образом сказаться на вашем рейтинге. С другой стороны - появляется больше мотивации размещать такие промо-материалы в точке продаж и привлекать ваших клиентов к активному участию в формировании вашего рейтинга. Для некоторых сфер, где имеет место ожидание со стороны клиента - такой "способ" провождения времени даже может оказаться интересным, а значит повысить лояльность клиента к вам.
Когда летом у многих компаний "порезали" рейтинги в Картах - большинство из них судорожно бросились накручивать себе отзывы всеми доступными методами: писали сами, обращались к фрилансерам и в специализированные агентства. Разумеется ничего хорошего ни Яндексу, ни предпринимателям из этого не вышло - карточки таких компаний очень часто стали добавлять во внутренние "black-листы" Яндекса, а сам Яндекс в очередной раз столкнулся с проблемой идентификации отзывов из-за столько высокой нагрузки. Насколько я понимаю - решение с промо-материалами один из способов придуманных командой Яндекса для борьбы с фейковыми отзывами. Но ведь вместе с тем обновили и сам алгоритм идентификации отзывов. С другой стороны мне непонятна их логика - те, кто профессионально накручивает рейтинги поняли их новые алгоритмы примерно за две-три недели после очередного обновления.
Что же с ранжированием? Дело в том, что раньше оценка вашей компании в Картах сравнивалась вообще со всеми близлежащими компаниями. То есть, цветочный магазин сравнивали с отелем из крупной гостиничной сети, автомойкой за углом и фешенебельным рестораном неподалеку. И это в том числе, влияло на ваш итоговый рейтинг. Теперь всё стало иначе: ваш ресторан будет сравниваться только с ресторанами, цветочный магазин с цветочными магазинами, и так далее. С одной стороны конечно это - неоспоримое преимущество ведь разные компании люди оцениваю совершенно по-разному. С другой стороны - очевидно повышается конкуренция на "внутренней кухне", поэтому теперь каждому владельцу нужно определенно более пристально следить за своим рейтингом и мотивировать клиентов оставлять отзывы. Кстати, отзывы не обязательно должны быть поголовно на 5 звезд. Допустимо и даже желательно иметь парочку негативных и несколько нейтральных отзывов - хоть это уже и "избитый" принцип разного уровня маркетологов, он тем не менее не перестает быть актуальным, но помимо маркетологов примерно такой же философии придерживаются в Яндексе - компании которым пишут исключительно отзывы с оценкой в 5 звезд становятся объектами пристального внимания со стороны робота и модераторов Яндекса.