Цифровая платформа МСП.РФ: что сделано за два года

Цифровая платформа МСП.РФ: что сделано за два года

Онлайн-платформа с сервисами для предпринимателей запустилась 7 февраля 2022 — тогда на ней было 8 сервисов, а сейчас их больше 30.

Время анализировать и подводить итоги: какую поддержку бизнес получил через платформу, какие регионы обращаются чаще других и с какими запросами приходят предприниматели.

Кто пользуется МСП.РФ?

За последний год число пользователей выросло вдвое и превысило 670 тыс. Среди них активнее всех присоединяются самозанятые: за 2023 их стало в два раза больше, а число юрлиц и ИП выросло на 70%.

Наибольший интерес к платформе проявляют предприниматели, занимающиеся торговлей. На втором месте — обрабатывающие производства. Также становится больше пользователей из таких сегментов как строительство, транспортировка и хранение, гостиницы и общепит, сельское хозяйство, здравоохранение и соцуслуги.

Средний возраст нашего пользователя — 39-40 лет. Соотношение мужчин и женщин 54% на 46%. Больше четверти из них живут в пяти регионах: Москва, Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область. Это объясняется уровней цифровизации этих регионов. Наибольшие темпы прироста зафиксированы в Оренбургской области, Башкортостане, Самарской, Тамбовской, Ростовской и Новосибирской областях.

Цифровая платформа МСП.РФ: что сделано за два года

Как развиваются сервисы?

За два года сервисами и продуктами МСП.РФ воспользовались более 4 млн раз, из них в 2023 — более 2,9 млн раз. Частота обращения к сервису одним пользователем выросла на 30% — то есть бизнес стал чаще обращаться за услугами через платформу.

На данный момент на платформе работает 30 сервисов. 10 из них запущены в 2023 году: «Самообследование по обязательным требованиям», «Подбор и получение мкирофинансирования», «База знаний», «Имущество для бизнеса», «Правовой гид», «Продажи на маркетплейсах и в соцсетях», «Бизнес-тренажер».

К сервису «Центр поддержки инвестиционного кредитования» присоединились региональные гарантийные организации (РГО) — это расширило возможности нашей кредитной поддержки. А «Календарь предпринимателя» пополнился информацией о плановых проверках органов КНД.

Кроме сервисов появились специальные разделы: для самозанятых и для предпринимателей из новых регионов.

Самые популярные сервисы МСП.РФ — «Бизнес-обучение», «Проверка контрагента» и «Региональные меры поддержки». Среди новых продуктов самый востребованный — микрофинансирование: за три месяца 460 компаний привлекли через него больше миллиарда рублей. А к сервису по подбору недвижимости за первые две недели работы обратились 40 тысяч раз.

Также на платформе активно развивается сотрудничество с иностранными компаниями. Основной канал этого сотрудничества — сервис «Производственная кооперация и сбыт». Благодаря агрегатору на МСП.РФ бизнес может стать поставщиком крупных компаний и выйти на новые рынки. В 2023 году поступило 36 откликов от 162 российских МСП на запросы зарубежного бизнеса.

Как платформа работает с регионами?

Сегодня все 89 регионов страны могут предоставлять свои меры поддержки через МСП.РФ. Это более 800 услуг, на которые за два года подали больше 90 тыс. заявок. Самые популярные из них — консультационная (в том числе экспресс-консультации, запущенные в апреле 2023), образовательная и финансовая поддержка.

В топ-5 регионов по количеству обращений за региональные меры поддержки в 2023 году вошли Республика Татарстан, Новосибирская область, Москва, Оренбургская и Ростовская области.

Корпорация МСП вырабатывает единые подходы к оказанию услуг и мер поддержки. Например, проводит стандартизацию уже существующих продуктов вместе с Минэкономразвития и субъектами РФ. Сейчас реализованы региональные меры по 9 стандартам: консультации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности; финансовое моделирование и составление бизнес-плана; маркетинговые услуги; участие в закупках; участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях; признание субъекта МСП социальным предприятием; предоставление государственными (муниципальными) организациями микрозаймов; получение финансирования с РГО; размещение и продвижение продукции на маркетплейсах и в соцсетях.

Что планируется в 2024 году?

В рамках Нацпроекта к концу года не меньше 80% услуг региональной инфраструктуры будут доступны через МСП.РФ — то есть все можно будет получать в электронном виде.

В 2023 году на платформе появился Цифровой профиль предпринимателя, который позволяет адресно подбирать меры поддержки. Его алгоритм приоритезирует подходящие конкретному бизнесу услуги и отображает стоп-факторы. Рекомендации учитывают востребованность мер поддержки у схожих предпринимателей и их эффективность. Также с Цифровым профилем легче заполнять сложные заявки — например, на льготные кредиты, где требуется много финансовых показателей.

Сервисы, инструменты и контент МСП.РФ постоянно совершенствуются. Для этого мы ежегодно тестируем платформу вместе с предпринимателями и дорабатываем по результатам. Эта работа продолжится и дальше.

В планах на ближайший год:

— расширить сведения в профиле предпринимателя, чтобы улучшить рекомендации и упростить подачу заявок;

— расширить меры поддержки за счет федеральных — в первую очередь финансовых;

— запустить мобильное приложение;

— создать сервисы краудинвестинга и факторинга;

— развивать действующие сервисы и запускать новые.

До встречи на МСП.РФ!

Начать дискуссию