Модели для написания сценариев чат-ботов

Сегодня я расскажу о стандартных моделях в IF (интерактивной литературе) на основе выбора как о методе написания сценариев для чат-ботов. Надеюсь эта информация будет полезна начинающим создателям чат-ботов и маркетологам, задумывающимся о внедрении мессенджер-маркетинга.

В далеком 1979 году зародился такой жанр, как интерактивная литература, interactive fiction (IF), который получил известность благодаря фирме Infocom.

Под интерактивной литературой понимается такая, в которой текст не является фиксированным, а напрямую зависит от действий читателей. С того момента было написано огромное множество хороших и плохих текстовых квестов, интерактивных книг. Но, что важно, наработана методология написания таких произведений.

Умные и усидчивые люди (например, Сэм Эшвелл) проанализировали структуры текстовых квестов, предков нынешних чат-ботов, и выявили повторяющиеся модели дизайна. Использована терминология Сэма.

Пещера времени

Модели для написания сценариев чат-ботов

Это старейшая и самая очевидная структура выбора пути. Большинство простейших чат-ботов строится по такой схеме. Она довольно универсальна: чат-боты — консультанты, чат-боты — игры, техподдержка. На такой схеме можно построить даже интернет-магазин в мессенджере: чат-бот выясняет потребности клиента и на выходе выдает два-три варианта подходящего именно ему товара.

Перчатка

Модели для написания сценариев чат-ботов

Схема более длинная, чем широкая. Обычно имеет одну центральную ось, от которой идут ответвления, которые заканчиваются либо остановкой чат-бота, либо возвращением на один или несколько этапов назад.

Такие схемы хорошо подойдут для создания прогревающих воронок, образовательных проектов. Мы отправляем клиенту некий контент, по которому далее задается вопрос, мы понимаем, готов ли клиент к переходу дальше, если нет, «греем» еще.

Ветки и бутылочное горлышко

Модели для написания сценариев чат-ботов

Структура чат-бота разветвляется, но всегда сходится на ключевых этапах. Эту схему можно назвать более продвинутой версией перчатки. Сейчас она используется не столь часто, потому что чат-боты находятся на этапе зарождения и пользователи пока не особо требовательны, но совсем скоро все изменится :)

Использование в принципе тоже должно быть понятно. Допустим, у нас есть стандартная схема: лид-магнит → трипваер — основной продукт → максимизатор прибыли → тропинка назад. Это основная линия, которую должен пройти наш клиент, но мы создаем иллюзию выбора предлагая ему различные варианты, исходя из его предпочтений. Но итог один...

Квест

Модели для написания сценариев чат-ботов

Структура сложная, хотя и очень интересная для пользователя. В виду своей сложности использование в маркетинговых целях не то чтобы нецелесообразно, но нужно очень четко понимать, для чего вы собираетесь проделать эту работу.

Очень хорошо подходит для геймификации. Если вам удастся создать по настоящему интересный квест, весьма вероятно его вирусное распространение, ну а там бесплатный охват и прочие плюшки.

Открытая карта

Модели для написания сценариев чат-ботов

Схема, по которой можно перемешаться в обе стороны. Такую структуру имеют личные кабинеты в мессенджере. Или можно сделать, например, путеводитель по торговому центру, где общее меню — этаж ТЦ, есть разделение по типам отделов, из которых ведутся ссылки на конкретные магазины (на скидки из конкретных (платящих) магазинов).

На этом, пожалуй, все, в следующей статье сделаю подборку наиболее любопытных, на мой взгляд, чат-ботов. Ставьте лайки :)

30
38 комментариев