Что такое мини-аппы в WeChat и как с их помощью вырастить свой ecommerce-проект
Презентация мини-аппов, новой функциональности WeChat, в 2017 году стала важной частью стратегии по превращению бывшего мессенджера в супер-апп. Heads and Hands — лидеры в разработке мобильных экосистем, выяснили, зачем ecommerce-проекту интегрироваться в супер-апп и как это может стать новой точкой роста.
Что такое мини-аппы
WeChat называют мини-аппы мини-программами, но мы используем первый вариант, так как этот термин уже прижился на российском и западном рынке.
Мини-аппы — это приложения весом до 10 мегабайт с упрощенным интерфейсом и ограниченным по сравнению с нативными приложениями набором функций. Они предлагают те же сервисы, что и обычные приложения: совершение покупок, заказ еды, аренду транспорта, развлечения и многое другое — но существуют только внутри WeChat.
Как и для нативных приложений, для мини-аппов есть свой магазин внутри WeChat. Также найти их можно, отсканировав QR-код, размещённый, например, на двери ресторана. Часто используемые мини-аппы закреплены на верхней панели внутри чата.
Небольшое количество мини-аппов от партнёров вынесено отдельно и находится рядом с сервисами самого WeChat: например, заказать такси в мини-аппе перевозчика DiDi можно прямо на странице кошелька. А часто используемые приложения для мгновенного доступа закрепляются на верхней панели внутри чата.
Зачем пользоваться мини-аппами, если есть приложения
Мини-аппы не нужно устанавливать на устройство, они загружаются за несколько секунд внутри WeChat. Это помогает экономить трафик пользователям из небольших китайских городов, где не всем доступны Wi-Fi сети.
В мини-аппах не нужно регистрироваться, так как вход происходит через аккаунт Wechat. Все покупки проходят мгновенно через платёжную систему WeChat Pay. Если мини-апп надоел, его не придётся удалять, она просто исчезнет с панели часто используемых приложений.
Таким образом, пользователю легче пробовать новые продукты, так как взаимодействие с ними практически не требует усилий и ресурсов.
Ко всему прочему пользователи Android благодаря мини-аппам могут получить доступ к приложениям из заблокированного в Китае Google Play.
Могут ли мини-апп заменить нативные приложения
Половина популярнейших мини-аппов в WeChat всё ещё существует в виде отдельных приложений. В секторах электронной коммерции и образа жизни эта цифра достигает 80%. Причина очевидна — не все функции можно уместить в компактном приложении.
К тому же мини-аппы работают только внутри экосистемы, а пользователям вне Китая непросто зарегистрироваться в WeChat. Поэтому развивать сервис в международном масштабе, имея лишь мини-апп, практически невозможно.
Тем не менее есть очевидные плюсы в создании мини-аппов внутри развитой экосистемы WeChat:
- Имеют низкую стоимость разработки: не нужно создавать версию для Android и iPhone. Благодаря этому небольшие команды могут запустить свой продукт.
- Имеют доступ к миллиардной аудитории экосистемы.
- Доступны в любой операционной системе, разница между Android и iOS становится незаметной.
- Высокая скорость загрузки мини-аппов и лёгкость оплаты через WeChat Pay провоцируют пользователей на импульсивные покупки, особенно в период распродаж.
Не обходится и без минусов:
Мини-аппы разрабатываются с помощью JavaScript-фреймворка от компании Tencent. Вместо привычных html и css, приходится использовать wxml, wxss.
Из мини-аппов нельзя отправлять пуш-уведомления.
Обновления в мини-аппе каждый раз должны быть одобрены Tencent.
- Платежи возможны только через WeChat Pay.
- Внешний вид и функции ограничены библиотекой WeChat’а.
Кейс PinDuoDuo
Сервис PinDuoDuo запустил нативное приложение в сентябре 2015 года. Его идея в том, чтобы продавать товары без посредников. В приложении люди объединяются вокруг товара и напрямую заказывают его у поставщика по цене ниже розничной.
В конце 2017 года PinDuoDuo запустили мини-апп, благодаря которому пользователи могут делиться ссылками на товары в ленте новостей, групповых и личных чатах WeChat. Доступ к многочисленной аудитории позволил быстрее собирать людей вокруг товаров и оказался выгодным для всех: чем больше людей заказывают товар, тем ниже цена, и шире аудитория PinDuoDuo.
Дизайн главной страницы в мини-программе минималистичнее, нежели в основном приложении: ушёл активный красный цвет из шапки и баннер под ней, иконки и карточки товаров выглядят легче.
Страница с продуктом выглядит практически одинаково в обоих случаях. Отличие одно: в мини-аппе рядом с названием продукта есть иконка «Поделиться».
Не в последнюю очередь аудитория WeChat и возможность бесшовно делиться товарами посредством мини-аппа помогли компании PinDuoDuo привлечь 483,2 млн активных покупателей в 2019 году и стать вторым после Tik Tok наиболее скачиваемым приложением в Китае.
Кто может добавить мини-апп в WeChat
Мини-аппы создаёт как сам WeChat, так и сторонние разработчики, причём последние могут получить инвестиции от Tencent. Китайские технологические гиганты охотно инвестируют в компании на ранней стадии развития. В ответ они рассчитывают на эксклюзивное включение продукта в свою экосистему.
Для простого создания мини-аппов Tencent разработала фреймворк на основе JavaScript и собственных языков разметки WXML и WXSS, аналогов HTML и CSS. WeChat API и SDK позволяют разработчикам получить доступ и интегрировать собственные функции WeChat в различные типы приложений: собственные приложения, веб-приложения в браузере WeChat, мини-аппы.
Создатели мини-аппов должны строго следовать рекомендациям Tencent как при разработке, так и при обновлениях, иначе приложения могут не пройти модерацию.
Зачем всё это WeChat’у
В WeChat заявили, что в 2020 году особое внимание компания уделяет мини-аппам. Неудивительно, ведь в 2019 году пользователи WeChat потратили в них $115 млрд, что на 160% превышает результаты 2018 года.
Для сравнения, общий объём оборота товаров на Amazon за 2019 год в денежном эквиваленте составил $239 млрд. Все платежи из мини-аппов идут только через WeChat payment, с каждой транзакции взимается комиссия в среднем 0,6%, интерес компании в росте количества мини-аппов от сторонних разработчиков очевиден.
К тому же мини-аппы привлекают новую аудиторию. Более 60 млн их пользователей — люди в возрасте 55-70 лет, многие из которых учатся совершать онлайн-покупки через сервисы WeChat.
В то же время мини-аппы выгодны и для их создателей. Сети по продаже напитков вроде Starbucks, LuckinCoffee, Heytea сообщили, что в 2019 году количество пользователей, заказывающих товары навынос через мини-аппы компаний, выросло на 200%.
WeChat имеет доступ к огромному объёму информации о пользователях. Приложение знает, на что они тратят деньги, как и с кем проводят свободное время, где бывают, что покупают, едят и многое другое. Это звучит жутковато для обывателя, но выгодно создателям мини-аппов, чьи сервисы могут быть предложены преимущественно целевой аудитории.
Есть ли приложения с мини-аппами в России
На российском рынке мобильное приложение «ВКонтакте» приблизилось к модели построения супер-аппа по примеру WeChat. С августа 2018 года компания запустила платформу сервисов VK Mini Apps, для которой любые сторонние разработчики могут создавать веб-приложения.
К концу 2019 года платформа включала 13 тыс. активных мини-аппов с аудиторией в 20 млн пользователей. Наибольшее количество мини-аппов было создано в категориях: развлечения (25%), инструменты (20%), покупки (10%) и образование (9%).
Мини-аппы «ВКонтакте» как дублируют нативные приложения, так и являются полностью оригинальными. К первым относится мини-апп AliExpress, в котором можно искать и покупать товары через социальную сеть.
К самостоятельным мини-приложениям внутри соцсети относится кешбэк-сервис «Чекбэк».
О запуске супер-аппа в декабре 2019 года объявил Тинькофф. Например, в приложении уже доступны сервисы «Здоровье» от компании «НаПоправку» и «Красота» от Yclients. Интеграция приложений происходила через Open API по модели White Label.
По более сложной модели интегрирован сервис «Кино», он развивается в сотрудничестве с двумя крупными билетными сервисами «Рамблер.Касса» и «Киноход».
В данный момент большим проектам только мини-аппом не обойтись, но интегрироваться в крупную экосистему все же стоит.
Во-первых, это откроет доступ к широкой аудитории и поможет таргетировать сервис на нужных пользователей. Во-вторых, можно относительно просто и быстро выйти на ту аудиторию, что ранее была недоступна. Например, создание мини-аппа в WeChat в первую очередь будет полезно ecommerce-проектам, которые планируют выйти на китайский рынок или ориентируются на туристов из Поднебесной.