Авторитаризм, либерализм или демократия в рабочих чатах. Что выберете?
Питомцы похожи на своих хозяев, а атмосфера в рабочем чате на стиль управления менеджера. Делимся, как организовать рабочее пространство в мессенджере, чтобы сотрудникам и вам было удобно работать. Разобрали фишки и ошибки в мессенджере авторитарного, демократического и либерального стиля управления. Если с чем-то не согласны, можем поспорить в комментариях.
Взяли стили управления Курта Левина: авторитарный, демократический и либеральный. Потому что остальные типологии строятся на его теории.
Авторитарный
Если в компании четкая иерархия подчинения, мнение сотрудников не учитывается, а решение принимает главный — это авторитарная система. Такие менеджеры контролируют все. Это его метод свести к минимуму ошибки, не быть одураченным и достичь желаемого.
Общаются в четко определенном мессенджере, чаты делят по темам
Мессенджер устанавливают на свой сервер — потому что так безопасно. Если в мессенджере можно делать чаты — делят по отделам и проектам: юристы отдельно от логистов. Создают общий чат для всех, чтобы отделы обменивались информацией по работе, а hr размещал объявления.
Но у менеджера нет задачи сделать удобно, есть задача объединить сотрудников в одном месте без дополнительных вложений. Поэтому пользуются Outlook или Skype — они идут в комплекте с лицензией Microsoft.
Общий чат превращается в лобное место: и народу указы объявить и показательную порку устроить.
В такой компании большая текучка. А еще, человек может обидеться и отомстить. Как это произошло у Михаила Гребенюка. Оскорбленный сотрудник украл базу и обложил с разных аккаунтов негативными отзывами.
Я отфигачил человека в чате. Он обиделся и ушел. А еще, украл базу и написал негативные отзывы с разных аккаунтов. Это высосало много крови. С тех пор я понял, что нужно делать мудрее. И сейчас я такого не делаю.
Прописывают инструкции
Новый сотрудник быстро вливается в работу, старый — знает где искать ответы. Потому что авторитарный менеджер выстраивает систему и создает инструкции на все случаи жизни: как писать отчеты, пароли и логины, что можно присылать и нельзя присылать в чат.
За нарушение — штрафы или увольнения.
Но инструкций может стать много. Это лишает работников воли. Они привыкают не иметь мнения и делать как скажут.
Не динамят сообщения
Если в чат написали — сотрудники отвечают. Потому что нет ответа — нет рабочего процесса.
Но на ответ дают 5 минут. Опоздал — наорали. В чате плодятся несодержательные сообщения, а реакции не воспринимаются всерьез. Кого тема обсуждения не касается — отвлекается от задачи.
Часто время работы строго задано. Но менеджер просит отчеты и задает вопросы в выходные, вечером после работы.
Называют файлы однозначно
Файл “Квартальный отчет за июль 2023г” найти проще, чем “12564”. Когда документ снова понадобится, вас не вытащат с отпуска.
Контролируют процесс
Контроль в психике связан с безопасностью — я контролирую равно со мной ничего страшного не случится. Здоровый контроль — это адекватные цели и сроки, проверка задач и принятие решения, не поддаваясь внешнему давлению. А есть невротический контроль — микроменеджмент:
— ушел в туалет, ешь — отчитайся в статусе или в чате
— все решения только через менеджера, поэтому принимаются долго
— скрин экрана, чтение переписки, нежданный звонок по видео
— отчет за день: пиши сколько строк кода написал за какое время
Микроменеджмент душит. Сотрудники болеют, а потом массово увольняются. Менеджеру тоже плохо — работает нон-стоп, потому что не успевает сделать свои задачи.
Либеральный
Если менеджер дает задачу, не контролирует ее выполнение, а приходит только за результатом — это либеральная система.
Удобный мессенджер для всех
Мессенджер для общения команда выбирает сама, часто это Телеграм, Вотсап или Вконтакте. Потому что ими и так пользуются каждый день.
Но личная жизнь не отделена от работы. Часто это приводит к перегоранию. Разделение на отдельные чаты есть, если несколько аналитиков, СММщиков, редакторов. Но тогда есть и общий чат где все. Работают когда удобно. Поэтому сообщения присылают 24/7.
В чате рождается истина
Задачи обсуждают в чате или на созвоне. Если обсудили в баре — написали в чат. По истории переписки восстанавливают хронологию. Каждый видит полную картину проекта. Решения принимаются быстро.
В чатах хаос, потому что в одном месте обсуждают идеи, присылают мемы, поздравляют с др. Когда надо найти, о чем договорились на последнем обсуждении — чувствуешь себя золушкой. Как злая мачеха заставила отделять зерна от плевел, отделите принятые идеи от забракованных.
За помощью пишут в чат
Каждый сотрудник — эксперт с глубокими знаниями своей области. Если нужна помощь — пишут в чат коллегам или менеджеру.
Коллеги могут продинамить, потому что сообщений много, а еще:
Если потупить, проблема решится самостоятельно.
Даже когда это поручение. Наличие ответа зависит от настроения человека и от количества сообщений сверху.
Менеджер тоже не отвечает и превращается в чайку — прилетел, наорал, нагадил и улетел.
Дал задачу. Отстранился на месяц — не участвует в принятии ключевых решений, не отвечает на вопросы. Возвращается и кричит, что ему все не нравится. Требует переделать, но не говорит как. Затем исчезает, оставляя команду в смятении и стрессе.
Демократический
Используют корпоративный удобный мессенджер
Начинают с обычного мессенджера, но переходят в корпоративный. В отличие от авторитарного, мессенджер выбирают удобный для команды.
Корпоративный разделяет личное от рабочего. А значит, человек не дергается от каждого уведомления.
Демократический менеджер обычно создает отдельные чаты для:
— флудилки: мемы, домашние животные, фильмы, поздравления с 8 Марта
— отделов: юристы, маркетологи, разработчики, бухгалтерия
— клиентов
— конкретных уведомлений: на сайте что-то сломалось, написали на почту поддержки, новая продажа, пропущенные звонки
— общий чат для всех
Флудилки — это компромисс. Сотрудник расслабляется и отвлекается от работы, укрепляет отношения с коллегами. И все это, не выходя из рабочих чатов.
Иногда чатов становится слишком много. Итог — непонятно куда писать, пространство захламляется, искать сообщение долго, ты тратишь время на бессмыслицу, вместо выполнения своих задач.
Задача адресуется конкретному человеку
В психологии есть диффузия ответственности. Это когда в толпу кричат “Вызовите скорую”. А никто не звонит. Потому что думают, что сделает это кто-то другой. Поэтому сообщение в чат менеджер адресует не “команде”, а конкретному человеку.
Идеи обсуждают в тредах
Тогда сообщения не смешиваются с общей перепиской.
Если сотрудник не подписался на обсуждение и не участвует в нём, уведомления не приходят. Если понадобился совет другого специалиста — приглашают в треды через @. История переписки в тредах сохраняется и доступна новому участнику. Итоги фиксируют.
Ответы и фидбек дает быстро. От сотрудников требует того же самого. Увидел сообщение — дай реакцию. Это не прописанные требования как при авторитарном управлении, а скорей принципы уважения. Если сотрудник не делает этого, ему скажут.
Темная сторона демократического стиля — обсуждения. Иногда управленец перекладывает ответственность на всех и превращается в митинг-мена. Поэтому устраивает созвоны:
— каждое утро, чтобы обсудить у кого какие задачи
— контрольный в середине дня, чтобы спросить нужна ли помощь
— если что-то случилось, чтобы разобраться на месте кто ответственный
— обсудить очередное решение
На созвоне все, хотя касается это 2 человек. За день набирается часа 2 на митинги. Времени на работу остается мало.
Вывод
Часть менеджмента — устроить правильную коммуникацию. Если собрать фишки каждого стиля управления, получится идеальное пространство для работы:
- Общайтесь в одном мессенджере, но удобном. Корпоративный мессенджер с этой задачей справляются лучше, чем обычные. Потому что внутри есть инструменты для работы: чаты для общения, интеграции сервисов, контроль задач, звонки. А еще, он отделяет личное от работы.
- Создайте общий чат для всех сотрудников, остальные разделите по отделам и проектам. Так проще находить информацию и решать задачи.
- Пишите инструкции для новичков или нового инструмента для команды. Например, менеджер знает, как работать на Chat gpt. Он пишет промт для команды, чтобы она быстрее начала работать.
- Интегрируйте сервисы, которыми часто пользуетесь, чтобы не искать
- Давайте обратную связь — сообщение, реакция. Это обычный рабочий процесс и уважение.
- Обсуждайте идеи в тредах — чат не захламляется. Закрепляйте итоги, как важное сообщение
- Обращение к конкретным людям вместо общих сообщений. Тогда точно ответят
- Называйте файлы понятно — это упрощает поиск. Если кажется, что файл можно назвать “12387”, потому что больше не понадобится — это кажется.
Какая у вас система управления в компании. Как это влияет на работу?
Вы можете начать наводить порядок с Ленза: создайте каналы по темам, настройте уведомления, добавьте в рабочее пространство сервисы, которыми часто пользуетесь. А еще у нас есть видеозвонки. Некоторые говорят, что качество как у Зума, только бесплатно.
Lenza - бесплатная на любое количество пользователей, без ограничений по количеству сообщений. Пользуйтесь на здоровье!
В ТГ канал, там пишем про фичи мессенджера и коммуникацию в команде.
Чтобы сотрудники не увольнялись им нужно платить зарплату 😃
Даже если все в компании одна семья?)
Но ведь ошибочно полагать, что зар. плата это единственный мотиватор, который удерживает сотрудника.
Комментарий недоступен
Но, сотрудники увольняются даже если им платить зарплату
Спешка хороша... В заголовке даже несвязуха. )
А повторили, видимо, чтобы лучше дошло))
Вот, кстати, на Хабр прям культура пинать авторов за русский язык, на VC пока один Евгений старается