Сервис бронирования столиков, который смог. Кейс OpenTable с оценкой $2,6 млрд
Почему в России так и не взлетели сервисы бронирования столиков в ресторанах? Хороший вопрос. Чего не хватает российским аналогам в об��оре компании OpenTable, которая обслуживает 30 000 ресторанов и была куплена Booking Holdings за $2,6 млрд.
Основатель сети школ программирования для детей «КодКласс» Закоморный Игорь в рамках Тelegram-блога «Стартап на миллиард» раз в неделю рассказывает, как строятся миллиардные компании, которые талантливые предприниматели могут повторить в России.
Основные данные:
- Выручка: $200 млн за 2018 год
- Ресторанов подключено: 30 000+
- Город: Сан Франциско, США
- Год основания: 1998 год
- Сотрудники: 1450
OpenTable - это сервис бронирования столиков в ресторанах. Сервис работает с 1998 года и за это время успел дорасти до 30 000 ресторанов, $200 млн выручки и продаться Букингу.
Суть сервиса проста донельзя: вы заходите на сайт/приложение, выбираете ресторан по близости, в зависимости от Ваших предпочтений и бронируете столик на конкретное время.
Для пользователей сделан удобный интерфейс, позволяющий фильтровать и находить подходящий ресторан по многим параметрам: место, время, ценовой сегмент, предпочтения в кухне и отзывы.
Посещая рестораны по брони пользователи накапливают бонусы в приложении, которые потом могут обменять на скидку или подарочную карту Amazon.
OpenTable - это также SaaS платформа для управления рестораном, которая упрощает многие процессы, в том числе управление бронированием, CRM, множество аналитических отчетов и email-маркетинг.
Важность бренда для агрегатора
Показательно, что OpenTable удалось создать сильный бренд и устойчивый ассоциативный ряд: "поход в ресторан=opentable" на территории Америки.
Сегодня OpenTable - ведущий сервис онлайн-бронирования ресторанов, сотрудничающий с более чем 37 000 ресторанов по всему миру. Он обслуживает более 19 миллионов посетителей в месяц, с момента основания обслужил более миллиарда человек. Эти клиенты потратили более $42 миллиардов в ресторанах и собрали более 40 миллионов отзывов.
OpenTable рекламируется через интернет, а также имеет собственную партнерскую программу для тех, кто приносит сервису от 100 бронирований в месяц.
На чем зарабатываем? И сколько?
OpenTable имеет четыре статьи доходов:
Авансовые платежи - компания взимает единовременную плату с ресторанами за установку терминалов на месте и услуги обучения: от 200 до 700 долларов.
Плата за бронирование - компания взимает транзакционную плату с ресторана каждый раз, когда клиент делает заказ; сумма составляет 1$ за бронирование через сайт или приложение и 0,25$ за бронирование через сайт самого ресторана с использованием программного обеспечения компании.
Стоп. Вы поняли что это значит? Человек заходит на сайт самого ресторана, то есть не факт что его привлекала именно реклама OpenTable, но и тут у них есть свой доход. Genius.
Абонентская плата - Компания взимает с ресторанов плату за ежемесячный доступ к услугам управления бронированием(SaaS платформа). Минимальная сумма составляет 199$ в месяц, а дополнительные функции стоят от 25 до 89$ в месяц.
Маркетинговые доходы - компания взимает с ресторанов плату за продвижение ресторана на сайте или за участие email рассылках. OpenTable также получатет доход от своей программы Spotlight, посредством которой они продают купоны на скидку клиентам (Они распределяет доходы от этих продаж с рестораном. Помните Groupon?)
Возможно ли повторить успех OpenTable в России?
Сегодня в России достаточно много компаний, предлагающих сервис в области бронирования столиков. Но по моим данным, все они еще не перешагнули выручку в $1 млн в год.
Самый яркий представитель: сервис с созвучным названием Gettable. Ребята делали несколько пивотов и в итоге пришли фактически копированию модели американского аналога: % от чека - плата за клиентов + Saas подписка на софт для управления рестораном. Копировать крутые модели из Америки - смысл этого блога.
Gettable привлекли раунд инвестиций в размере $1 млн от фонда AddVenture в 2015 году. Выручка за 2018 год, по данным Руспрофайл, составила 30 млн рублей.
Деньги или неготовность рынка?
С виду ребята из Gettable делают все очень правильно, детально копируя американский аналог. Причин, почему нет такого стремительного роста данных сервисов в России, может быть всего три:
- Не готовность ресторанов отдавать значительную часть выручки за то, что они могут сделать сами, с помощью "учетных тетрадок и телефона"
- Недостаточный промоушен приложений и сайтов для бронирования. Все-таки на старте OpenTable привлек $38 млн.
- Слабый execution команд. Самая маловероятная причина.
Как вы думаете, почему сервисы бронирования столиков в ресторанах не "взлетают" в нашей стране так, как полетели агрегаторы доставки? Я думаю что дело в рекламном бюджете, а вы?
С вами был основатель сети школ программирования для детей «КодКласс» Закоморный Игорь.
В рамках Теlegram-блога «Стартап на миллиард».
До скорого!