Чистим почтовый ящик быстро и безболезненно
В этой статье я опишу процесс анализа своего почтового ящика, включающего почти 3000 непрочитанных сообщений. Расскажу, как я проанализировал входящие, нашел самых активных «писателей» и за десять минут отписался от 50 рассылок. Само собой я дам все инструменты и вы сможете повторить мой опыт.
Весной 2017 года я в очередной раз завел себе новую почту и обещал себе держать ее в чистоте и порядке. Идилия продлилась не долго — на январь 2020 года только папка «Входящие» перевалила за 2500 писем.
Ближе к концу 2019 года мне приходилось проверять свою почту пару раз в день — занятие неприятное, учитывая какой бардак там творился. Но выбора не было, иначе важное письмо просто терялось в куче рассылок.
Анализируем
Удалить все письма в лоб мы всегда успеем. Но, во первых, это опасно — вдруг там что нибудь важное? Во-вторых, это никак не защитит нас от шквала писем в будущем. Раз уж мы оказались в такой ситуации — давайте извлечем из нее пользу и попробуем найти какие-нибудь инсайды в данных.
Получаем архив писем
Итак, нам нужно скачать почту в каком-нибудь удобном формате. У Gmail есть отличный API, но оценив объем своего почтового ящика в пару сотен мегабайт, я решил идти другим путем.
700 мегабайт
У Google есть очень интересный сервис, о котором мало кто знает — Google Takeout. С его помочью вы можете запросить ваши персональные данные из Google. Файлы из Google Drive, фотографии из Google Photos, заметки из Google Keep и многое другое. По вашему запросу, Google соберет данные на своей стороне и отдаст вам в виде обычного архива. Сейчас нас интересует только почта:
Экспорт занял несколько минут и я получил файл со всей почтой за 3 года.
Спойлер для разработчиков: Для анализа данных я использовал привычный data-science стэк — Python 3.7, Jupyter, Pandas, Matplotlib и стандартную библиотеку mbox. Весь код вы можете найти в Github репозитории — https://github.com/pavlovdog/my-gmail-research.
Изучаем данные
После загрузки и предварительной обработки данных, можем посмотреть как они выглядят. Я ограничился, как мне кажется, самыми интересными частями писем:
- отправитель (From)
- тема письма (Subject)
- адрес для ответного письма (Reply-to)
- категории писем (X-Gmail-Labels)
Ежемесячная динамика
Давайте составлять общую картину и начнем с самых базовый показателей — сколько сообщений я получал каждый месяц в течении трех лет. Видим следующую картину:
В голове сразу возникает пару вопросов:
- Почему с июня 2018 по январь 2019 динамика входящих так резко снизилась? Все просто — примерно в то время я впервые предпринял попытку навести порядок в почте и отписался от ненужных рассылок. Как вы видите — сработало, но не надолго.
- Почему резко увеличилось число входящих с января 2019 по июнь 2019? Виновных в этом я назову ниже, после более тщательного анализа.
Как Gmail присваивает письмам категории?
На тот момент времени у меня было буквально пару персональных лейблов, поэтому картинка ниже неплохо отражает то, как Google категоризирует письма. Скорее всего в вашем ящике наблюдается похожая картина:
Видим, что Google неплохо умеет отделять Promotions — по крайней мере их примерно 50% от общего числа входящих и ни одного важного письма туда не попало.
Самые активные отправители
Давайте обратим внимание на тех, кто чаще всего писал мне за эти три года.
- Github. Здесь все просто — я разработчик и Github для меня второй дом. Рассылки c issues, оповещения безопасности, данные об активности пользователей. Все это очень полезно, но большинство сообщений я даже не открываю, а значит их стоит выкинуть из входящих.
- Crunchbase. Я точно не уделяю этому ресурсу столько внимания, чтобы он занимал почетное второе место.
- Producthunt. Тоже самое что с Crunchbase.
- Airbnb. Я часто им пользуюсь, но это не повод писать мне целый роман в эпистолярном жанре.
Активность отправителей по месяцам
Для большего интереса посмотрим на отправителей в разрезе каждого месяца — это поможет определить, откуда взялся резкий рост числа писем в мае 2019 года.
Видим, что в январе 2019 Github неожиданно отправил мне 25 писем, хотя до этого ни разу не появлялся в числе списке активных писателей. В этот же месяц я открыл для себя ProductHunt, CrunchBase, BetaPage и понеслось. Только на эти три сервиса приходится в среднем 60 писем в месяц!
20 писем в месяц
В мае 2019 года я впервые воспользовался сервисом Airbnb и в моих входящих появился еще один сильный игрок с 20 письмами в месяц. Под конец 2019 года почта была окончательно добита рассылками с корпоративных Gitlab и Sentry.
Наводим порядок
Вырисовывается следующий, довольно очевидный, план:
- Смело переместить всю папку Входящие в архив
- Отписаться от всех рассылок — я их все равно не читаю
- Скорее всего с наскока все письма отфильтровать не получится. А значит нужно выделить пару недель на регулярный просмотр ящика и работу с отдельными отправителями.
- Самое главное — быть последовательным и не начать снова использовать свою почту, как чердак загородного дома
Отписываемся от рассылок
Для отписки от рассылок вы, очевидно, можете пройтись по входящим и в каждом письме поискать ссылку с текстом Unsubscribe. В случае, если такой ссылки нет — вы всегда можете заблокировать отправителя и он никогда не побеспокоит вашу почту.
Есть и другой, в теории более быстрый способ. Вы можете использовать сервисы, которые за вас выполнят описанные выше шаги. Вот небольшой список, на который я обратил внимание:
Увы, на одном почтовом ящике не получится протестировать все три сервиса — я решил попробовать unroll.me. Уточню, что этот сервис не отписывает в прямом смысле этого слова — вместо этого он будет убирать из входящих письма тех отправителей, кого вы пометили как Unsubscribe.
Сервисом пользоваться удобно, впрочем ProductHunt и Airbnb среди расстрельного списка я не увидел. От первого отписался руками, а вот Airbnb оказывается вообще не имеет Unsubscribe ссылки в своих письмах. Пришлось открывать приложение и вручную менять настройки уведомлений — однозначно минус в карму компании.
Спойлер: в конечном итоге я все равно пробежался по входящим в поисках других рассылок и заодно отписался от всех, кого пометил unroll.me.
Результат
Спасибо большое за то, что дочитали статью до конца: ) Не болейте и помните, что за каждым большим кризисом идет большИй отскок. Если статья вам понравилась — подписывайтесь на мой блог в Телеграме.
👍