Интеллектуальная роботизация: больше, чем классическая RPA
Технология RPA стала одним из основных направлений автоматизации бизнес-процессов. Программные роботы широко применяются там, где необходимо избавить сотрудников от выполнения рутинных задач, когда велик риск ошибки и эмоционального выгорания. Однако у технологии есть свои недостатки. Интеллектуальная автоматизация — новое поколение RPA — решает эти проблемы. Разбираемся, чем именно она отличается от классических систем и в каких бизнес-процессах ее можно применить уже сегодня.
Классическая RPA — что не так?
Технология RPA взаимодействует практически со всеми бизнес-приложениями, из-за чего к ней проявляют внимание не только корпорации, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Несмотря на это, система неидеальна — у нее есть ряд недостатков, которые частично нивелируют преимущества технологии:
- Роботизация подходит для решения далеко не всех задач. С ее помощью автоматизируют небольшие и прозрачные дискретные процессы, которые подразумевают жестко выстроенный порядок и не требуют множества исключений. Если для выполнения операций необходима человеческая логика, применение RPA теряет смысл.
Технологии разрастаются, и компания внедряет все больше роботов. В результате организация может столкнуться с плохо управляемым софтом. Для контроля операционных процессов RPA нужна четкая система управления и упорядоченный опыт применения роботов.
- RPA-решения могут конфликтовать с другим ПО, особенно в тех случаях, когда роботы недостаточно документированы. Такие ситуации осложняют управление программной инфраструктурой компании и поиск ошибок.
- Процессов становится больше. Если до начала роботизации не провести ревизию необходимых действий и не продумать оптимизацию, есть риск получить «проблемную автоматизацию», когда проекты приводят не к решению задач, а к увеличению «узких» мест и неэффективности работы.
- Отсутствует стратегия развития у проекта роботизации. Применение RPA для тактических и точечных задач даст очень ограниченный эффект, а может и вовсе сорвать цифровую трансформацию компании. Это не преувеличение: ведь RPA — один из ключевых элементов цифровизации предприятия, поэтому необходимо понимать, как правильно встроить эти проекты в бизнес.
Роботизация не нравится сотрудникам организации. Они часто принимают в штыки внедрение роботов, воспринимая их как угрозу.
Следующий этап развития
Обычная роботизация подразумевает создание ботов по принципу «один процесс — один робот». Он эффективен только для автоматизации отдельных операций. Но бизнес-процесс, в большинстве случаев, включает не одну, а десятки различных задач, часть из которых предполагает не только «механические» действия.
Чтобы автоматизировать бизнес-процесс полностью необходима интеллектуальная автоматизация, которая, помимо роботов, использует конструктор сквозных процессов, системы распознавания символов и голоса, другие ИИ-компоненты (например, текстовая аналитика), визуальные формы для диалога с пользователем.
На рынке уже представлены системы интеллектуальной автоматизации, которые позволяют усовершенствовать сквозные и сложные корпоративные процессы. Рутинные и интеллектуальные задачи в них распределяются между программными роботами и сотрудниками. Такая комбинация фактически трансформирует бизнес-автоматизацию.
В подобных системах можно создавать полноценных цифровых ассистентов, управлять ими, использовать инструменты мониторинга настраиваемых показателей автоматизируемых процессов, чтобы в дальнейшем повышать их эффективность. Цифровые ассистенты выполняют корпоративные процессы с высокой скоростью, минимальными затратами и стабильным результатом.
Платформа ROBIN — один из инструментов для интеллектуальной автоматизации бизнес-процессов. Используемый в ней конструктор (ROBIN Process) позволяет настраивать программных роботов, ИИ-компоненты, чат-ботов, голосовых ассистентов, объединять их в сквозной комплексный процесс и подключать к нему сотрудников компании с помощью визуальных диалоговых форм.
Платформа имеет кроссплатформенный веб-интерфейс и работает в любой операционной системе.
В чем отличия?
Так же как и классическая RPA, интеллектуальная система автоматизации использует визуальный метод конструирования процессов. Но, помимо обычной алгоритмии, учитывается применение других элементов: от чат-ботов до человека. Их действия выстраиваются в сквозной комплексный процесс, логика которого визуализируется в виде блок-схем. При этом процессы могут выполняться как последовательно, так и параллельно.
Как видим, в интеллектуальной системе автоматизации реализованы и вполне привычные для обычной RPA возможности — Low-Code / No-Code, оркестрация, очереди для создания и управления кроссплатформенными программными роботами, исполняющими конкретные задачи в рамках роботизируемых процессов.
Это, в свою очередь, позволяет привлекать к автоматизации не только специалистов, но и бизнес-пользователей, не имеющих навыков программирования.
При этом интеллектуальная система автоматизации позволяет еще и вывести на новый уровень управление бизнес-процессами: организовывать деятельность «живых» сотрудников и цифровых помощников, распределять задачи между ними, использовать системы единых показателей и инструментов.
Где применять интеллектуальные системы автоматизации?
Области использования интеллектуальных систем автоматизации разнообразны. Рассмотрим несколько примеров, где могут применяться такие решения.
- Создание отчетной документации. Человек может брать на себя интеллектуальные функции, такие как отбор данных или выбор дизайна отчетной презентации. Остальное выполняет робот.
Автоматизация подготовки закупочных процедур и проведение RFI (запрос информации). В этом случае робот анализирует потребности компании, рассылает запросы, собирает и анализирует предложения и комплаенс-проверки поставщиков.
Помощь специалистам первой линии поддержки. Система автоматически классифицирует обращения, а ML-модели научат систему работать с неструктурированными текстами, изображениями и даже видео.
Автоматизация процесса оформления нового сотрудника. Робот сам проверит документы, заведет карточку сотрудника, предоставит доступа в КИС и выполнит другие необходимые действия.
Функции и возможности модуля ROBIN Process
Создание сквозных процессов, в которые могут быть вовлечены как сотрудники, так и цифровые ассистенты (роботы, чат-боты, модули ИИ, OCR и т.п.):
- Робот как шаг процесса;
- Экранные формы как шаг процесса;
- Параллельное выполнение задач и роботов;
- Контроль распределения задач пользователей;
- Сбор статистической информации;
- Контроль сроков выполнения задач.
Бесшовная передача данных и документов между всеми участниками процессов (роботами и сотрудниками):
- Передача документов между роботами и экранными формами.
Планирование и контроль исполнения задач с помощью настраиваемых экранных форм:
- Настройка порядка и правил отображения полей экранных форм, их внешнего вида;
- Экранная форма как инструмент ввода информации или валидация данных (аналог human-in-the -loop);
- Экранная форма как инструмент инициации процесса сотрудником и передачи данных роботам;
- Отображение в едином рабочем месте списков задач со статусами выполнения;
- Прямая интеграция с системами через API (код на JS в экранных формах), для продвинутых.
Делегирование типовых задач чат-ботам и голосовым ассистентам:
- Чат-бот для общения сотрудника с программными роботами;
- Голосовой ассистент для получения информации от пользователя;
- Получение данных от робота в чате;
- Передача данных роботу через чат-бот;
- Классификация обращений пользователей для маршрутизации обработки.
Автоматическая оптимизация распределения задач в зависимости от приоритетов и загрузки ресурсов (последовательная или параллельная работа):
- Автоматический выбор рабочей станции для запуска шага процесса;
- Приоритезация исполнения процессов;З
- Запуск нескольких роботов одновременно на одной машине;
- Выполнение шагов процесса в соответствии с правами доступа на разных машинах.
Управление правами, ролями, уведомлениями, логированием действий вплоть до индивидуальной настройки любого компонента платформы:
- Индивидуальная настройка прав доступа для пользователей;
- Система уведомлений по задачам в рамках процессов;
- Выбор типов уведомлений пользователем;
- Мониторинг состояния выполнения процесса отдельного робота;
- Централизованное управление выполнением процессов.
Визуальный конструктор с безопасным Low-Code и реальным No-Code режимами доступны пользователям с минимальной квалификацией, без программирования:
- Конструирование процессов в виде простой блок-схемы;
- Создание программного кода и действий (Low-Code режим, фреймворки .Net (C#, Jscript ), Java, Python) с соблюдением всех стандартов информационной безопасности;
- Возможность исключения программирования при создании роботов и процессов;
- Сокращение сроков и трудоемкости.
Соответствие корпоративным стандартам Enterprise архитектуры и информационной безопасности. Учет особенностей российских крупных корпораций и государственных учреждений:
- Гибкое проектирование и развертывание платформы в соответствии с требованиями служб ИБ, инфраструктуры и эксплуатации;
- Использование рабочих мест на базе любых ОС.