Дорога в «Цифровой Петербург» – через «Развитие территорий»

В семействе цифровых сервисов приложения ВКонтакте «Я здесь живу» пополнение – новый сервис «Развитие территорий». Ремонты дорожного покрытия, реконструкции, строительство новых объектов – теперь петербуржцы смогут быть в курсе всех актуальных городских работ с привязкой к интересующему их адресу. Рассказываем подробнее.

Дорога в «Цифровой Петербург» – через «Развитие территорий»

Напомним, как все начиналось

Стратегия цифровой трансформации Санкт-Петербурга – один из инструментов для достижения целей развития города. Главная из них состоит в том, чтобы сделать жизнь для каждого человека в пространстве мегаполиса удобнее, а диалог с властями – доступнее. В этом и помогают цифровые сервисы.

Приложение ВКонтакте «Я здесь живу» мы запустили в конце 2022 года. Его особенность – принцип шаговой доступности: какие интересные места можно посетить, где погулять с собакой, какие кружки есть рядом с домом. Пользователь может привязать все сервисы к конкретному адресу.

Сегодня в приложении работают 18 сервисов: «Красивые места», «Мой питомец», «Блокада Ленинграда», «Уборка дорог», «Школы», «Детские сады», «Серебряный возраст», «Спорт во дворе», «Сообщения по ЖКХ», «Афиша событий», «Я родитель», «Раздельный сбор», «Новости», «Торговля и услуги», «Мой дом», «Мой дом-памятник», «Фальсификации» и «Развитие территорий».

Сервис «Развитие территорий»: от идеи до воплощения

Как появляются новые сервисы? У нас есть специальные инструменты для поиска перспективных ниш.

Прежде всего – изучение потребностей жителей. Их изучаем с помощью аналитики, собирая информацию о запросах, обращениях, жалобах и просьбах. Также, мы напрямую общаемся с потенциальными пользователями, пытаясь пройти вместе с ними путь решения актуальной проблемы, например, запись ребенка в детский сад.

И, наконец, стратегические сессии, на которых мы вместе с представителями органов власти прорабатываем идеи сервисов, предлагаем возможные решения наиболее острых проблем.

Новый сервис – «Развитие территорий» – появился аналогичным образом. Более полугода Центр управления регионом собирал основные «боли», которые беспокоят жителей – выяснял, на что люди жаловались. Мы собрали такие «болевые точки», а затем совместно с Государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ), Госстройнадзором Санкт-Петербурга и Комитетом по строительству провели несколько стратсессий.

В результате появилось понимание, какие потребности петербуржцев можно закрыть с помощью нового сервиса. Например, в районе перекрыли улицу, завесили фасад здания сетками – людям не понятно, что происходит, что будет с этой территорией, когда откроется тот или иной объект. Нужна информация о каждом виде работ.

Дорога в «Цифровой Петербург» – через «Развитие территорий»

Когда идея сервиса стала понятной, возникла другая задача – нам нужно было собрать паспорта проектов на объекты. Хоть данные и находятся в открытом доступе, использовать их бывает весьма сложно. Более полугода ушло на приведение к нужному виду информации от ГАТИ. Сейчас в разделе строительство мы собираем данные и от Госстройнадзора, а также от других ведомств, которые регулируют застройку в городе.

Сначала мы реализовали первую часть сервиса, связанную с благоустройством, чтобы предоставить пользователям информацию о том, что меняется в городе здесь и сейчас, и когда работы будут завершены.

При этом нас интересовало не только настоящее, но и будущее, чтобы можно было показать жителям города, как будет развиваться та или иная территория. Это стало второй частью сервиса.

У людей часто возникают вопросы: когда будет построена школа, детский сад, поликлиника? Или, например, человеку интересен конкретный микрорайон или район, и он хочет быть в курсе планов застройки, где, возможно, хочет приобрести жилье.

С помощью сервиса «Развитие территорий» легко найти дома, которые только собираются строить. Это огромный плюс в понимании того, как будет развиваться город. Сегодня можно заглянуть на несколько лет вперед, увидеть, например, каковы планы застройки и реконструкции на 2028 год. В сервисе есть система фильтров, и пользователи по ним могут найти то, что их интересует больше всего из списка работ по благоустройству и строительству.

Дорога в «Цифровой Петербург» – через «Развитие территорий»

Сервис набирает популярность и занимает сейчас четвертую строчку рейтинга в мини-приложении «Я здесь живу». Так мы понимаем, что людям эта информация была очень нужна и интересна.

Искусственный интеллект на службе у петербуржцев

Для поиска конкретного адреса на карте города используются технологии искусственного интеллекта (ИИ). В сервис встроена созданная и обученная нами нейронная сеть, которая позволяет обрабатывать ошибки пользователей при вводе адреса в поисковую строку.

Зачастую пользователи пишут так, как им удобно, так, как они представляют адрес. Задача нейросети распознать написанный человеком текст, перевести его на машинный язык и далее обнаружить и предложить точное соответствие. Это помогает выводить на карту правильные координаты объекта.

Приложение «Я здесь живу» – долгоиграющая и постоянно развивающаяся история. Число сервисов постоянно растет, задачи усложняются, поэтому задач для ИИ в дальнейшем меньше не станет. Сейчас мы также используем нейронные сети в определении вида спорта по описанию мероприятия и категории новости по ее тексту в сервисах «Спорт во дворе» и «Новости».

Последний штрих – новый интерфейс

В современном цифровом сервисе – совсем как по Чехову – всё должно быть прекрасно. То есть сбалансировано, эстетически привлекательно, удобно и содержательно. Поэтому дизайн играет не просто не последнюю, а важнейшую роль. Приложение «Я здесь живу» эволюционирует в этом отношении, меняя свой облик, подстраиваясь под потребности и восприятие пользователей.

Сейчас для удобства навигации основные разделы приложения выделены цветовой маркировкой, обновлены иконки. Категория «Семья» окрашена в розовый цвет; категория «ЖКХ» – в зелёный, а «Досуг» – в жёлтый, категория «Город» – в голубой. Мы оптимизировали пространство и сделали информацию более наглядной.

Для тестирования цветовой гаммы, расположения отдельных элементов интерфейса, мы проводим онлайн-опросы, а иногда просто выходим на улицу, чтобы поинтересоваться у жителей, насколько им нравится цветовая палитра, иконки или их расположение на мониторе.

Дорога в «Цифровой Петербург» – через «Развитие территорий»

Настоящим полигоном для нас стал VK Fest – более 2000 человек приняли участие в тестировании «Я здесь живу». После этого мы внесли существенные коррективы в приложение. Например, оказалось, что поиск адреса вызывает затруднения, потому что люди нажимают совсем не туда, куда мы рассчитывали.

В сервисе «Серебряный возраст» убрали яркие, насыщенные цвета, заменив их пастельными тонами, которые лучше воспринимаются целевой аудиторией. Ведь крайне важно, чтобы информация в сервисах была интуитивно понятна не только молодым людям, которые имеют большой опыт взаимодействия с сервисами, но и людям старшего возраста, чтобы они без труда могли взаимодействовать с сервисом, не испытывая дискомфорта.

44
2 комментария

Не перестаёте удивлять!

1
Ответить

У меня вот тоже - чем ближе серебряный возраст, тем больше хочется спокойных тонов )))

Ответить