Контролируем бригады по всей России и сдаем 2000 объектов в год. Секреты управления удаленными командами в строительстве

В IT и диджитал удаленная работа давно стала нормой, но что делать, если ваша команда состоит из инженеров, монтажников и рабочих на производстве? Когда мы начали управлять проектами по всей России, от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга, перед нами встала задача эффективного контроля и координации бригад. Делимся лайфхаками, которые помогают слаженно работать и сдавать объекты в срок.

Когда бизнес масштабируется, география проектов расширяется, количество сотрудников увеличивается, неизбежно возникают сложности в управлении. В IT накопилось много наработок по удаленной работе, однако их нельзя просто скопировать для строительства и производства.

В этих отраслях свои трудности:

  • Сотрудники работают на объектах, расположенных далеко друг от друга и от центрального офиса, что усложняет оперативную координацию. Бывают ситуации, когда в одном городе у нас три бригады и нужно в течение часа решить, какая из них выйдет на объект.
  • Длительный производственный цикл требует тщательного планирования, чтобы обеспечить бесперебойность процессов.

Мы столкнулись с этими вызовами, когда начали реализовывать проекты в разных регионах страны. Прежняя модель, основанная на централизованном управлении, перестала быть эффективной. Нам пришлось внедрять новые инструменты для координации удалённых команд, пересматривать систему мотивации сотрудников и адаптировать бизнес-процессы к новым условиям.

Расскажем, что мы сделали и как сдаем 2000 объектов в год.

Создали единое информационное поле

Это был один из первых шагов. Мы поняли, что важно не только донести до сотрудников общие цели и задачи, но и обеспечить постоянное взаимодействие между всеми участниками процесса. Для коммуникаций мы использовали ICQ, а когда она прекратила работу, перешли на платформу Discord.

Как мы объединяем команду:

  • Каждый день собираем общие совещания-пятиминутки, где обсуждаем текущие вопросы, награждаем отличившихся сотрудников и обсуждаем планы. Это позволяет быть в курсе событий всем участникам проекта, независимо от их локации.
  • В конце каждого квартала организуем отчетное собрание. Рассказываем о достигнутых результатах, сданных объектах, нововведениях и изменениях в процессах. Отделы делятся своими новостями.
  • Проводим корпоративные мероприятия разного формата: от праздников в головном офисе в Ижевске, куда приглашаем и сотрудников из других городов, до сплавов и походов.
Наш директор делится с командой ключевыми достижениями и планами на будущее.
Наш директор делится с командой ключевыми достижениями и планами на будущее.
Укрепляем командный дух в неформальной обстановке.
Укрепляем командный дух в неформальной обстановке.

Обучаем и мотивируем удаленных сотрудников

Когда мы начали выполнять объекты в регионах, быстро поняли, что высокое качество работ способны обеспечить только строительно-монтажные бригады, которые постоянно с нами сотрудничают и соблюдают корпоративные стандарты.

Для мотивации бригад мы использовали три инструмента:

  • Прозрачная система оплаты. Бригады получают процент от заказов, который зависит от сложности и количества единиц оборудования. Эта сумма уже заложена в стоимость проекта. Бригадир и рабочие отслеживают в CRM суммы и статус любого заказа.
  • Программа корпоративного обучения. Мы приглашаем сотрудников в наш головной офис для прохождения тренингов и повышения квалификации. Эти занятия включают как теоретическую, так и практическую части. Для бригадиров мы организуем специализированное обучение по новым технологиям, например, укладка покрытия из резиновой крошки и устройство каменного ковра.

Если видим, что бригадир проявляет активность и заинтересованность, направляем нашего ижевского специалиста в регион, где они вместе отрабатывают технологии на конкретном объекте. После завершения обучения бригада берёт объекты в работу самостоятельно. Те, кто демонстрирует отличные результаты, получают дополнительные бонусы и возможности для карьерного роста.

  • Брендированная спецодежда и техника. После обучения бригады получают новые комплекты оборудования для укладки резинового бесшовного покрытия: укладочную машину, миксер, термовалик, бензогенератор, бочкокаты. Также мы дарим современную качественную спецодежду. Таким образом мы достигаем двух целей ― мотивировать сотрудников и создать у клиентов позитивный образ компании.

Такой подход позволил нам за 2 года расширить географию деятельности предприятия на всю Россию и Казахстан и увеличить число строительно-монтажных бригад более чем до сотни.

Работа над очередным проектом — обсуждение этапов установки детской площадки.
Работа над очередным проектом — обсуждение этапов установки детской площадки.

Управляем проектами через CRM-систему

Чтобы обеспечить максимальную прозрачность и контроль на всех этапах производства, мы используем CRM-систему, адаптированную под наши бизнес-процессы. Она позволяет отслеживать весь ход проекта — от поступления заявки до завершения объекта.

Проект начинается с взаимодействия менеджера с клиентом. На этом этапе специалист детально выясняет требования и пожелания заказчика, подбирает необходимое оборудование и, если проект несложный, самостоятельно создает 3D-дизайн. В случае более сложных задач разработка дизайна передается в специализированный отдел. Такой подход позволяет сразу распределить обязанности и минимизировать вероятность ошибок.

После согласования коммерческого предложения и визуализации мы заключаем договор. Когда он подписан и оплата прошла, запускаем производство оборудования. Процесс контролируется отделом управления строительством, который также отвечает за соблюдение сроков.

Когда оборудование готово, оно отправляется клиенту. На этом этапе также планируется дата установки, которую контролирует тот же отдел и фиксирует в CRM. Менеджер уведомляет заказчика о дате сборки, а затем монтажники согласовывают точное время установки. Вся информация — задачи, сроки, комментарии — фиксируется в системе. Это позволяет четко распределить ответственность, предотвратить недоразумения и задержки на всех этапах проекта.

Дополнительно система интегрирована с нашей базой знаний, содержащей регламенты и инструкции.

Удобная система для быстрого оформления заказа и последующего монтажа.
Удобная система для быстрого оформления заказа и последующего монтажа.

Контролируем ключевые показатели

Мы используем интерактивные дашборды, которые позволяют визуализировать данные и анализировать их в режиме реального времени. Каждый сотрудник имеет доступ к метрикам, которые напрямую связаны с его обязанностями. Например, менеджеры по продажам могут отслеживать количество обработанных заявок и средний чек, а прорабы — количество выполненных задач на объекте.

Ключевые показатели компании прозрачны и находятся в общем доступе. Так, все сотрудники знают плановые и фактические показатели по выручке:

  • какой план продаж на год, квартал, месяц;
  • какой для этого должна быть среднедневная выручка;
  • какая она в последние дни ― выше или ниже;
  • выполняется ли план или пора исправлять ситуацию.

Эти данные не только помогают нам контролировать качество выполнения работ, но и мотивируют сотрудников достигать лучших результатов. Мы регулярно проводим анализ показателей и, если что-то выходит за рамки норм, принимаем меры для улучшения ситуации.

Наш дашборд: ключевые показатели работы компании в реальном времени.
Наш дашборд: ключевые показатели работы компании в реальном времени.

Сформировали и пополняем базу знаний и регламентов

Чтобы обеспечить доступ к актуальной информации и инструкциям, мы создали единую базу знаний, которая доступна всем сотрудникам через облачный сервис Yandex Wiki. Она включает в себя все необходимые документы: от вводных инструкций для новых сотрудников до подробных регламентов по выполнению конкретных задач.

Здесь же находятся образцы документов, обучающие материалы, инструкции по работе с CRM-системой. Эта база постоянно обновляется и дополняется.

Мы прописываем последовательность действий и время, за которое необходимо получить промежуточный или конечный результат. Например:

  • Служба логистики должна найти оптимальный маршрут и рассчитать стоимость доставки оборудования в течение двух часов, даже если клиент находится в отдаленном сельском поселении.
  • Прораб при завершении строительства должен получить подпись клиента в акте приема-передачи, сфотографировать объект и загрузить фото с актом в CRM-систему. Без этого работа считается невыполненной.

Каждый сотрудник имеет доступ к этой базе и может быстро найти ответ на любой рабочий вопрос. Это существенно повышает эффективность работы и снижает риск ошибок, вызванных недостатком информации.

Цифровая база знаний для удобной и быстрой работы команды.
Цифровая база знаний для удобной и быстрой работы команды.

Обучаем и развиваем топ-менеджеров

Управление удаленной командой требует от топ-менеджеров умения работать в условиях неопределенности, быстро принимать решения и координировать действия сотрудников на расстоянии. Мы сделали ставку на развитие внутреннего потенциала: предпочитаем выращивать руководителей внутри компании, а не нанимать их со стороны.

Для этого мы внедрили систему регулярного обучения и взаимного обмена опытом. Каждый топ-менеджер проходит обучение по специальной программе, которая включает в себя не только теорию, но и практические задания, направленные на решение реальных бизнес-задач. Мы регулярно проводим внутренние семинары и тренинги, где разбираем методологии управления, обсуждаем кейсы и делимся опытом.

Важным элементом нашей корпоративной культуры является открытый диалог. Каждый день мы проводим собрания топ-менеджеров, на которых обсуждаем актуальные вопросы, спорим и принимаем коллективные решения. Это помогает нам вырабатывать единый подход к управлению и создавать команду, способную работать ради общего результата.

Контролируем бригады по всей России и сдаем 2000 объектов в год. Секреты управления удаленными командами в строительстве

Что мы получили в итоге

Эффективность и гибкость работы значительно повысилась. Мы инвестируем в лидогенерацию, зная, что можем удовлетворить растущий спрос. Выполняем заказы даже в отдаленных регионах Сибири и Дальнего Востока и на новых территориях: в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области. Наличие своих бригад дает нам возможность оперативно реагировать на запросы клиентов.

Процесс заключения договоров также стал более прозрачным и управляемым. Все документы теперь автоматически загружаются в CRM-систему, что облегчает работу как менеджерам, так и руководителям, обеспечивает контроль выполнения условий договоров.

Систематизация и доступность данных облегчают взаимодействие между отделами. Например, отдел копирайтинга может быстро получить всю необходимую информацию для написания кейсов, погрузиться в детали конкретного заказа. В итоге такой подход способствует улучшению внутренних процессов и повышению качества обслуживания клиентов.

Проект успешно завершен в течение одного месяца. Сборка заняла всего 3 дня. Место выполнения работ: Санкт-Петербург
Проект успешно завершен в течение одного месяца. Сборка заняла всего 3 дня. Место выполнения работ: Санкт-Петербург

Резюме: как управлять удаленной производственно-строительной командой

  • Используйте интегрированные CRM-системы. Они позволяют централизовать все данные о проекте, автоматизировать процессы и обеспечить прозрачность на каждом этапе работы.
  • Создайте собственные монтажные бригады. Это даст гибкость в выполнении проектов на отдаленных территориях и обеспечит контроль качества на местах.
  • Настройте систему оповещений. Это поможет оперативно реагировать на рекламации и другие запросы клиентов, поддерживая высокий уровень сервиса.
  • Автоматизируйте документооборот. Все договоры и связанные с ними документы должны загружаться в CRM-систему, что упростит их отслеживание и контроль выполнения условий.
  • Обеспечьте доступ к информации для всех отделов. Это улучшит взаимодействие между ними и ускорит выполнение задач.

Инвестируйте в лидогенерацию. Но перед этим убедитесь, что ваша компания готова к росту спроса и может оперативно его удовлетворять, особенно в новых регионах присутствия.

***

Если хотите больше узнать о благоустройстве и внутрянке компании с дружной огненной командой, подписывайтесь на нас в соцсетях: ВКонтакте, Telegram, Дзен.

4
1
10 комментариев

Странный выбор Дискорда... Он как-то больше ассоциируется с геймерами и студентами

Раньше мы вообще пользовались аськой, и было удобно: если тебе туда пишут, то это точно коллеги) У Дискорда для нас важна многофункциональность: есть чаты, каналы, легко систематизировать и хранить данные, можно прикрутить чат-ботов, неплохое качество связи

2

Я думал, строители управляют роботом, а робот строит)))

1

Возможно, доживем и до такой автоматизации)

Зачем все так усложнять..сейчас куча мессенджеров, почему нельзя их использовать?

Когда у вас пять бригад, можно создать пять чатов в мессенджере и общаться. А когда бригад больше сотни, приходится автоматизировать коммуникации, чтобы не утонуть в них.
Мы добавляем бригадиров в CRM и подключаем к отдельному чат-боту: через него они получают информацию о заказах, отгрузках и могут планировать работы

1

Как вы контролируете качество работ по удалёнке ? Что если клиента что-то не устроило?