Вопрос-ответ по сервису ЭДО с физлицами Сайн.Клик от Sign.Me

Весной 2024 года Sign.Me запустила новый сервис для моментального подписания электронных документов Сайн.Клик. За несколько месяцев многие клиенты успели его оценить и попробовать, но остаются вопросы, в чем особенность Сайн.Клика и чем он отличается от других сервисов электронного подписания документов. Отвечаем в статье.

Вопрос-ответ по сервису ЭДО с физлицами Сайн.Клик от Sign.Me

Вопросы:

  • Что такое Сайн.Клик?

Сайн.Клик – это сервис электронного документооборота в сегменте B2C. Он подходит для любого бизнес-процесса, где есть взаимодействие с частными лицами: клиентами или сотрудниками. Для использования сервиса не нужно никуда ехать, заполнять заявки, скачивать приложение или устанавливать ПО. Вы оплачиваете подходящий тариф и начинаете работу. Чтобы отправить документ на подпись, вам достаточно знать ФИО и номер телефона контрагента, а ему – перейти по ссылке и оставить подпись.

По-сути, это ЭДО для бизнеса, работающего с физлицами – банков, агентств недвижимости, турфирм, сервисов, мастерских, кафе, ресейла, образовательных организаций и других компаний.

  • Обладают ли документы, подписанные в сервисе, юридической значимостью?

Конечно. В России все, что связано с электронной подписью (ЭП), регламентируется 63-ФЗ «Об электронной подписи». Согласно ему, ЭП приравнивается к собственноручной при соблюдении определенных условий, значит, и документы, подписанные ЭП, обладают юридической значимостью. На условиях остановимся подробнее.

В Сайн.Клике используется усиленная электронная подпись с криптозащитой (УНЭП). Чтобы документы, подписанные УНЭП, были юридически значимыми, необходимо подписать соответствующее соглашение. Сайн.Клик упростил этот процесс – пункт о взаимном признании ЭП содержится в пользовательском соглашении, ничего дополнительно подписывать не нужно.

  • Какие документы можно подписывать в сервисе?

В Сайн.Клике можно подписать большинство документов бизнеса: договоры оказания услуг, кадровые документы, акты, листы бронирования, согласование на обработку персональных данных, договоры аренды или аванса и многое другое. Легче сказать, что нельзя подписать – это те документы, которые по закону могут быть подписаны только от руки, например, инструктаж по охране труда. Также нельзя подписать документы для подачи в госреестры, например, для регистрации недвижимости в Росреестре. Здесь понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Это обусловлено требованием законодательства, но таких типов документов очень немного. Все рутинные документы бизнеса удобнее подписывать в Сайн.Клике, а для исключительных случаев, описанных выше, понадобится УКЭП или «мокрая» подпись. Кстати, УКЭП реализована в другом нашем сервисе – Сайн.Квал.

  • Чем Сайн.Клик отличается от сервисов простой электронной подписи (ПЭП)?

Как мы уже говорили, в Сайн.Клике используется усиленная электронная подпись, созданная при помощи криптографии – документ с такой подписью защищен от несогласованных односторонних правок и взлома. Простая электронная подпись не может похвастаться подобной надежностью, она скорее подходит для подтверждения простых действий – авторизации на сайте при помощи логина и пароля, регистрации в личном кабинете. Иногда ПЭП подписывают документы, но компании должны осознавать риски: ПЭП часто не признают в суде в качестве способа подписания ввиду уязвимостей этого решения, а бизнес несет убытки, когда такие договоры и условия в них оказываются недействительными.

Но есть и сходства. УНЭП в Сайн.Клике, как и ПЭП в других сервисах, выпускается в момент подписания документа – не нужно ждать или проходить долгую регистрацию. Даже скачивать приложение не нужно, ни бизнесу, ни его клиентам, подписание происходит по ссылке.

Краткий итог: клиентский путь в сервисах ПЭП и Сайн.Клике схож своей простотой и удобством. При этом УНЭП имеет ряд преимуществ – подходит для подписания большинства документов, защищает от односторонних правок, подпись невозможно взломать или подделать.

  • Как выпустить подпись в Клике?

Чтобы начать пользоваться Сайн.Кликом, бизнес потратит всего пару минут на регистрацию и оплату выбранного тарифа. После можно загружать документы и отправлять на подпись клиентам и сотрудникам. Скачивать мобильное приложение или тратить время на выпуск электронной подписи не нужно. УНЭП в Сайн.Клике выпускается в момент подписания документа. А если объем документов огромен и без автоматизации процессы не выстроить – функционал Сайн.Клика можно встроить в любую информационную систему при помощи интеграционного интерфейса в виде API.

  • Как выглядит клиентский путь при подписании документа?

Клиентский путь выглядит еще проще – нужно перейти по ссылке из СМС или электронной почты, ознакомиться и оставить подпись. Не нужно заполнять никакие анкеты и регистрироваться. Например, студенту школы иностранных языков нужно всего лишь перейти по ссылке из СМС, чтобы заключить договор и начать обучение.

  • Где хранится архив документов?

В личном кабинете бизнеса автоматически сохраняются все подписанные документы. Их можно скачать в любой момент и с любого устройства, потому что Сайн.Клик не привязан к конкретному компьютеру или смартфону. Такой электронный архив невозможно испортить или потерять – документы находятся в облачном хранилище. Физлица тоже могут формировать личный архив – при подписании они указывают свою электронную почту. После туда отправляются подписанные файлы.

  • Можно ли изменить документ после подписания в одностороннем порядке и могут ли мошенники украсть ЭП?

Нет и нет. Документ, подписанный усиленной электронной подписью, от несогласованных односторонних правок защищает криптография. После подписания вы получаете архивный файл, в котором содержится сам документ, его копия со штампом, содержащим информацию обо всех подписантах и времени подписания, протокол, .sig-файл с подписями и .pub-файл для проверки подписей. Протокол подписания содержит полную информацию о том, кем и когда был подписан документ. Файл формата .sig содержит электронную подпись, а .pub – публичный ключ, который позволяет подтвердить, что ЭП была поставлена именно на этом документе.

  • Какие ограничения по использованию сервиса существуют?

Сайн.Клик – это не сервис ЭДО в классическом понимании, направленный на B2B или B2G взаимодействие. Он подходит для работы бизнеса с физлицами – клиентами или сотрудниками компании. Документы, подписанные в Сайн.Клике, не получится использовать для подачи в госреестры.

Но для большинства рутинных документов бизнеса с частными лицами он подходит. Например, когда риэлтор заключает с клиентом договор аренды или аванса. В случае с Сайн.Кликом за подписание платит бизнес, а клиенту остается перейти по ссылке и оставить подпись. ЭП создается в момент подписания, документы надежно защищены криптографией, электронный архив не потеряется и не испортится, соглашения сторон имеют юридическую значимость.

  • Где попробовать?

Узнать больше о Сайн.Клике, попробовать сервис в работе или заказать консультацию:

11
Начать дискуссию