Исследование использования CRM. State of CRM Report 2024 SugarCRM.

Я всегда интересуюсь актуальными исследованиями использования CRM-систем, отслеживаю мировые тренды автоматизации и сравниваю это с реалиями нашего рынка.

В этой статье перевод отчета об исследовании клиентов зарубежного вендора CRM-систем SugarCRM, который я по-этапно сравню с сегодняшними возможностями «Битрикс24», что сейчас актуальнее для российского рынка.

SugarCRM State of CRM Report 2024
SugarCRM State of CRM Report 2024

Меня зовут Сергей Шинкарский, я совладелец интегратора o2it.ru и производителя безалкогольных напитков Nature Morte.

Подпишитесь на мой telegram-канал, в нем пишу о систематизации и автоматизации продаж, маркетинга и документооборота с помощью Битрикс24. Делюсь опытом, кейсами и наработками из моих бизнесов и компаний клиентов.

Об исследовании

Почти 60% респондентов сообщили: использование CRM стало более важным инструментом достижения целей продаж и маркетинга, чем это было 5 лет назад.

Ответы опроса варьируются в зависимости от потребностей каждого пользователя, а также отрасли, размера бизнеса и других факторов.

Представляем инсайты, выявленные по итогу исследования, а также план действий для компаний, которые хотят добиться наибольшей отдачи от их CRM-системы.

Методология исследования

В исследовании приняли участие более 800 специалистов по продажам, маркетингу, сервису и IT в различных отраслях по всему миру. Опрос проводился с 15 мая по 1 июля 2023 года.

Цель исследования: получить информацию как компании изменили использование CRM за последние 5 лет и узнать какие новые приоритеты в области CRM появятся в ближайшее время.

54% респондентов представляют малый и средний бизнес, крупные предприятия - 46%. Опрос включал 16 вопросов с несколькими вариантами ответов.

1. Улучшение клиентского сервиса

6 из 10 респондентов ответили, что использование единого программного обеспечения для обработки клиентских запросов является их главным приоритетом.

Чем больше вы знаете о своих потенциальных клиентах, тем легче вашим отделу продаж, маркетингу и сервису работать сообща, чтобы обеспечить высокие стандарты обслуживания и укрепить отношения с клиентами.

Главное - держать фокус на потребностях клиентов, чтобы обеспечить лучший опыт взаимодействия с вашей компанией.

45% респондентов считают, что на дистанции в 5 лет главным приоритетом для получения максимальной отдачи от CRM-системы будет получение полного представления обо всех взаимодействиях с вашими клиентами. Работа из единого окна, где каждый сотрудник отдела продаж, маркетинга, сервиса и IT имеет полную картину всех коммуникациях с конкретным клиентом.

33% респондентов большую часть усилий направляют на клиентский сервис, до-продажи и кросс-продажи. Они считают, что текущая клиентская база имеет ключевое значение. Как только клиенты начинают использовать вашу продуктовую экосистему, способность компании предоставлять первоклассное обслуживание может помочь повысить лояльность покупателей к вашему бренду.

46% указывают, что автоматизация маркетинговых коммуникаций, в особенности e-mail маркетинг являются ключевыми инструментами, интегрированными с CRM-системой.

Каждый третий считает основным приоритетом сбор отзывов и обратной связи от клиентов для развития стратегии маркетинга и продаж.

Рекомендации по итогам первой части исследования:

  • Используйте CRM для оценки каждой точки контакта
    на протяжении всего клиентского пути. Делайте ваши коммуникации более персонализированными за счет уже собранных ранее данных о ваших клиентах.
  • Создайте полный обзор активности клиентов, к которому могут получить доступ все подразделения для работы по единой стратегии. Убедитесь, что данные обновляются в реальном времени.
  • Автоматически рассчитывайте KPI, которые могут повлиять на клиентский опыт: коэффициент оттока (Churn Rate), стоимость привлечения клиента (CAC), доход за весь жизненный цикл (LTV), ежемесячный доход (MRR) и индекс потребительской лояльности (NPS).

Как эти задачи клиентского сервиса сегодня закрывает Битрикс24

Контакт-центр Битрикс24 собирает лиды из всех каналов и распределяет их между менеджерами. Все заявки клиентов — в одном окне. Форма на сайте, электронная почта, телефон, соцсеть или мессенджер — не важно, как он с вами связался.

Контакт-центр в Битрикс24, настройка подключения источников лидов.
Контакт-центр в Битрикс24, настройка подключения источников лидов.

CRM-маркетинг (теперь называется просто «Маркетинг») - это инструмент работы с вашей клиентской базой. С его помощью вы создадите специализированные рассылки через почту и соцсети, а также наполните аудиторию рекламных кабинетов.

Модуль управления маркетингом в Битрикс24
Модуль управления маркетингом в Битрикс24

Контакты и компании - вся информация о клиентах, включая историю коммуникаций с ними хранится в единой базе данных в CRM.

Контакты в Битрикс24
Контакты в Битрикс24

В Битрикс24 появился BI-конструктор. Теперь он есть и в коробочной версии, которую можно установить на свой сервер. BI-конструктор позволяет строить дашборды по клиентским данным не выгружая информацию в сторонние сервисы. Мы, кстати, набили сильную компетенцию в этом инструменте в o2it.

Отчет по удержанию и оттоку клиентов 
Отчет по удержанию и оттоку клиентов 

2. Автоматизация продаж и аналитика

Большинство респондентов хотят сократить потери лидов, улучшить их качество и увеличить количество.

Когда респондентов спрашивали как CRM улучшила маркетинг и продажи, три главных ответа были: видимость воронки продаж (37%), качества лидов (35%) и количества лидов (31%). Рост доходов также был упомянут как четвертый по важности критерий.

43% ответили, что активно используют прогнозирование и анализ воронки продаж. 41% отметили важным инструментов квалификацию и скоринг лидов.

На втором месте по популярности (после автоматизации маркетинга и e-mail рассылок) инструмент , который компании интегрировали с CRM за последние 5 лет — это аналитические дашборды и отчеты. Так считают 35% респондентов.

Аналитика позволяет отделам продаж и маркетинга делать более точные прогнозы на основе клиентских данных и разумнее тратить время на охват и построение отношений. Компаниям больше не нужно полагаться на отдельные инструменты бизнес-аналитики. Теперь все это встроено в платформу CRM, с аналитическими возможностями, доступными под рукой.

41% считают, что сбор данных о лидах их квалификация и скоринг сегодня имеют более высокий приоритет, чем 5 лет назад.

Рекомендации по итогам второй части исследования:

  • Отслеживайте всех клиентов на каждом этапе воронки продаж, обеспечьте полную прозрачность каждого лида и сделки для устранения препятствий продвижения по воронке. Возвращайте в работу забытых клиентов.
  • Используйте инструменты прогнозирования воронки продаж, контролируйте метрики отдела продаж, сравнивайте их динамику от месяца к месяцу и от года к году.
  • Соберите все данных о клиентах в едином месте - в вашей CRM-системе. Быстро формируйте отчеты по ключевых показателям вашей клиентской базы.
  • Используйте мобильную версию CRM для «полевых» сотрудников.

Как эти задачи автоматизации продаж решает Битрикс24

Воронка продаж - это базовый инструмент любой CRM-системы, В Битрикс24 в ней можно работать, как в популярном представлении канбан-доски, так и в классическом табличном виде.

Канбан-доска сделок
Канбан-доска сделок

Битрикс24 хранит историю каждой сделки, контакта, компании, лида

  • Когда и откуда пришёл клиент?
  • Какие вопросы он задавал?
  • Что ему отвечал менеджер?
  • Выставили ли клиенту счёт?

Ответы на эти вопросы есть в карточке CRM для каждой сущности.

Карточка сделки
Карточка сделки

В Битриксе был инструмент AI-скоринг, который показывал вероятность успешной сделки для каждой карточки в воронке, но к сожалению, в виду санкций с 1 сентября 2024 года AI-скоринг был отключен по решению провайдера. Вендор уже разрабатывает новый сервис, надеюсь, что мы увидим его в этом осеннем релизе.

В мобильном приложении можно работать с CRM так же, как и на компьютере. Отвечайте на звонки, письма, сообщения из мессенджеров и соцсетей — все переписки и записи разговоров сохранятся.

Мобильная CRM Битрикс24
Мобильная CRM Битрикс24

3. Интегрированный искусственный интеллект

80% ответили, что планируют использовать искусственный интеллект в CRM-системе. ИИ оказывается ключевым фактором персонализированного взаимодействия с клиентской базой, создания контента и принятия решений, более ориентированных на клиента.

Рекомендации по итогам третьей части исследования:

  • Убедитесь, что ИИ и расширенная аналитика встроены в стратегию развития вашей CRM.
  • Используйте готовые возможности ИИ для вашей CRM, не переусердствуйте с собственной разработкой.
  • Используйте генеративный ИИ в работе: создавайте персонализированный контент для ваших клиентов.
  • Прогнозируйте ваши продажи с помощью с искусственного интеллекта.
  • Усильте свою аналитику, чтобы помочь превратить данные в идеи, а идеи — в лучший клиентский опыт.

Что предлагает Битрикс24

Битрикс24 разработал интерфейс для подключения любой ИИ модели к своему продукту - CoPilot, может интегрироваться с YandexGPT, GigaСhat, ChatGPT, или со вашей собственной моделью.

Искусственный интеллект расшифрует запись телефонного разговора с клиентом и выделит главное. А потом сам заполнит поля в карточке CRM.

Расшифровка звонка
Расшифровка звонка

CoPilot поможет написать письмо для клиента.

Copilot в почте
Copilot в почте

CoPilot поможет сгенирировать идеи для рекламной кампании.

Copilot в чате
Copilot в чате

4. Простая и быстрая адаптация CRM под задачи бизнеса

Независимо от того, сколько вы инвестируете в CRM, чтобы сделать ежедневную работу вашего отдела продаж продуктивнее, вы никогда не осознаете всех её преимуществ, если сотрудники не используют CRM в полной мере.

Вот почему так важно, чтобы ваша CRM была простой в установке, простой в настройке и простой в использовании.

56% отметили, что используют SugarCRM из-за гибких возможностей настройки.

46% ответили, что им важна простота использования системы.

Наиболее важные проблемы использования CRM:

  • 41% считает, что это интеграция CRM с другим программным обеспечением.
  • 40% отметили, что им мешают технические ограничения платформы для решения их бизнес-задач.
  • 37% опрошенных не хватает навыков и знаний для работы с CRM-системой.

Чем проще настроить CRM-систему под нужды конкретной организации и чем проще освоить работу в ней, тем быстрее окупятся ваши вложения в покупку и внедрение системы.

Чем проще вы сможете интегрироваться CRM с существующими системами, тем меньше рисков и препятствий во внедрении увидит ваш IT-отдел.

«Простота» — это самый быстрый путь к успешному внедрению CRM.

Рекомендации по итогам четвертой части исследования:

  • Используйте простую no-code автоматизацию в CRM, чтобы ускорить внедрение и снизить риски.
  • Упростите для обычных пользователей адаптацию CRM под их задачи без помощи программистов.
  • Вендор и интегратор должны обеспечить вам надежную поддержку во внедрении, поддержки и развитии CRM-системы.

Как эти задачи решает Битрикс24

На каждой стадии воронки продаж можно без помощи программиста настроить роботы и триггеры.

Роботы выполняют автоматическое действие: отправляют напоминания, письма, ставят задачи. Триггеры передвигают сделку по воронке после действий клиента, например, если пришла оплата - сделка автоматически переходит в стадию "Оплачено".

Роботы в воронке сделок
Роботы в воронке сделок

Смарт-процессы — это инструмент, который позволяет создать новые элементы CRM и настраивать их под ваши задачи. Для каждого процесса можно настроить карточку со своим набором полей, отдельные воронки, стадии в канбане, права доступа, связь с задачами, календарем и другими элементами.

Пример смарт-процесса "Аренда квартир"
Пример смарт-процесса "Аренда квартир"

Дизайнер бизнес-процессов — это lowcode инструмент для создания и редактирования автоматизированного бизнес-процесса. С помощью него можно настроить последовательность, условия выполнения действий и другие параметры процесса. Для этого не требуется писать программный код.

Исследование использования CRM. State of CRM Report 2024 SugarCRM.

Коннектор Битрикс24 к 1С позволяет подключить обмен данными с 1С Предприятие в реальном времени.

  • Выбор контрагентов из 1С
  • Двусторонняя синхронизация каталога товаров
  • Синхронизация счетов, отчетов, сделок, заказов
  • Универсальный конструктор интеграции с 1С в смарт-процессах
  • Привязка смарт-процессов к любому справочнику 1С
Работы с 1С из карточки сделки
Работы с 1С из карточки сделки

Надеюсь, что материал, будет вам полезен. Подпишитесь на мой telegram-канал, в нем пишу о систематизации и автоматизации продаж, маркетинга и документооборота с помощью Битрикс24. Делюсь опытом, кейсами и наработками из моих бизнесов и компаний клиентов.

1
Начать дискуссию