Интрига и несколько советов от лучшего стартапа в сфере ритейла и маркетплейсов
Лучший проект в сфере ритейла и маркетплейсов — такой была одна из номинаций премии для стартапов Startech.Awards. Победителем в этом направлении стал сервис бытовых услуг с гарантией возмещения ущерба Airo, предлагающий химчистку вещей и ремонт обуви с доставкой, химчистку мебели и уборку квартир.
Какие впечатления от премии?
Мы уже семь лет развиваем Airo и ранее никогда не было возможности принимать участие в каких-либо премиях и конкурсах. Мы тратили 100% своих сил и времени на совершенствование продукта и привлечение новых клиентов. Только достигнув масштаба в ₽500 млн выручки, появилась достаточная эффективность внутри команды, чтобы можно было поднять голову, оглядеться по сторонам и найти интересные возможности для продвижения компании через участие в публичных мероприятиях.
Поэтому Startech.Awards — это первое соревнование для Airo с момента основания (кроме вечного соревнования с конкурентами за клиентов). И как же приятно было одержать победу! Можно сказать, что мы готовились к борьбе за премию все 7 лет 🙂 Главная эмоция — безграничная радость от того, что, находясь на сцене, услышал, как ведущий объявляет, что именно Airo — это лучший проект в сфере ритейла и маркетплейсов.
Впечатлил уровень проведения конкурса: от многоэтапного профессионального отбора проектов до блистательной церемонии вручения с сохранением интриги вплоть до последних секунд.
Насколько победа была неожиданной?
У меня есть одно простое правило. Если поставил цель, то выполняй три действия:
- не забывай хотеть достичь своей цели,
- верь, что достижение цели возможно,
- представляй уже сейчас, как будешь счастлив, когда достигнешь свою цель.
Можно сказать, что я всеми силами души ждал победы. Она была осознанно желанной и долгожданной. Поэтому, в каком-то смысле она не была неожиданной, хотя вряд ли кто-то мог заранее и уверенно назвать победителя премии.
А еще на самом вручении произошла вот такая история…
Чтобы наградить финалистов и определить победителя, на сцену позвали три лучших проекта, включая Airo. Стою я на сцене и мне хорошо видно, как ведущий открывает специальную колбу, в которую спрятана бумажка с названием победившего проекта.
Бумажка разворачивается, я не могу ее прочитать, но понимаю, что в названии проекта слишком много букв, чтобы это был Airo — грусть и печаль для меня. Ведущий читает бумажку, затем в замешательстве и с вопросительной интонацией объявляет: «Facemetric?».
Facemetric действительно победил, и я их поздравляю! Но! Они победили в другой номинации, а колбу случайно перепутали ассистенты. Этот казус сделал вручение еще интереснее.
У организаторов есть секунды, чтобы найти правильную колбу, но этого сделать не удается. Тогда на сцену поднимается девушка и шепчет название победителя ведущему на ухо. Я, конечно, не слышу произносимого слова, но девушка старается как можно более четко передать важную информацию ведущему, чтобы не возникло второй ошибки. И по ее беззвучным губам я очень легко читаю: A-I-R-O.
Ведущий берет паузу, дает девушке грациозно удалиться со сцены, подносит микрофон к себе поближе… Для кого-то эта пауза длится долго, но не для меня. Я уже стою счастливый и радуюсь, пытаясь не расплыться в улыбке от уха до уха 😁
Наконец, ведущий называет нас — премия у Airo! Неожиданно и ожидаемо одновременно!
В чем секрет вашей победы?
Я думаю, есть две составляющих успеха в завоевании первого места:
1. делать продукт, которым люди хотят пользоваться,
2. уметь его преподносить (клиентам, инвесторам, членам жюри конкурса).
И соотношение этих двух факторов — 80% на 20%. Так что, в первую очередь, продавайте товары и услуги, которые действительно нужны людям (80%). Неважно, для частного потребления или потребления внутри корпорации. Выбор все равно делает человек, и вы должны решать проблему этого человека, вашего конечного клиента.
С умением преподносить (20%) все гораздо проще, особенно если вы стартап в постоянном поиске инвестиций. Помните, что каждая встреча с инвестором (будь это ваш родственник, друг, бизнес-ангел или венчурный фонд), продвигает вас вперед, даже если она не заканчивается подписанием термшита. Каждая встреча совершенствует и ваши навыки рассказывать про свой стартап, и ваше понимание рынка, аудитории продукта, его слабых и сильных сторон, выполнимости финансового плана и главных текущих вызовов.
Мы сейчас выполняем по 10 тысяч заказов в месяц и провели более 200 встреч с потенциальными инвесторами. Другими словами, продукт нужен людям, и у нас точно была возможность потренироваться с рассказом об Airo.
Какие у вашей компании планы на ближайшее будущее?
За 2025 год мы хотим удвоить нашу выручку до ₽1.1 млрд, увеличить чистую прибыль в 4 раза и запустить новый вид бытовых услуг. Сегодня мы выполняем химчистку одежды и ремонт обуви с доставкой, уборку квартир и химчистку мебели. Новая вертикаль будет связана с решением небольших домашних задач в квартире, которые отвлекают у всех нас много времени и которыми не хочется заниматься лично.
К 2028 году мы хотим достичь выручки ₽8.5 млрд и EBITDA ₽2.6 млрд. Примерно в это же время хотим провести IPO с капитализацией выше ₽30 млрд.
Что вы можете пожелать номинантам Startech.Awards 2025?
Если вы номинант премии Startech.Awards, то мне остается только поздравить вас! Вы уже достигли большого успеха.
Если вы станете победителем, то вас ждет:
- классная возможность публично рассказать о своем проекте,
- внимание инвесторов,
- мотивационный буст внутри команды.
Вот ваши главные и очень ценные призы.
Если завоевать первое место не получится, то желаю сфокусироваться на все еще открытых вам возможностях и выжать из них максимум: после премии (тем же вечером) вы сможете познакомиться с большим количеством действующих российских инвесторов и помочь некоторым из них правильно распорядиться деньгами под управлением 🙂