Доской по задачам — как канбан помогает в управлении

Вряд ли есть более наглядное представление задач, чем канбан. Те, кто пользуется, давно оценили удобство и эффективность этого инструмента. Те, кто ещё не пользуется, обязательно начнут. В статье расскажем, где найти подходящий канбан и настроить его для своих задач.

Доской по задачам — как канбан помогает в управлении

Всем привет! В эфире TEAMLY, мы создаём платформу для совместной работы и управления знаниями. Канбаны — наша большая любовь, мы их используем сами и делаем удобными для наших клиентов.

Википедия говорит, что само слово канбан — это рекламный щит, вывеска в дословном переводе с японского. В 1959 году первый канбан сделали на заводе Тойота в рамках методики планирования производства «точно в срок».

Тарный канбан на заводе Motomachi
Тарный канбан на заводе Motomachi

Постепенно трансформируясь, канбан переехал на белые офисные доски, расчерченные маркером на колонки-состояния слева направо:

  • надо сделать
  • делается
  • на паузе
  • сделано

В колонки клеят стикеры, соблюдая цветовое кодирование задач. На старте проекта все стикеры приклеены в колонке «надо сделать». По мере работы над задачами стикеры перемещаются. Есть мнение психологов, что физическая переклейка работает на подсознательном уровне: позволяет «отпустить» задачу, чтобы перед работой над следующей «обнулить» состояние.

У материальных канбанов, при всех преимуществах, есть и существенные недостатки. Например, чтобы увидеть свои задачи и переклеить стикер, нужно подойти к доске — а у распределённых команд с этим могут возникнуть сложности. Поэтому канбаны переехали в онлайн: на сервера и в облака.

Кому подойдёт канбан

Если какое-то предприятие или подразделение генерирует задачи или получает их извне, и у каждой есть конечный набор статусов или состояний — канбан подойдёт. Сложно представить более наглядную систему управления и отслеживания хода проекта. Особенно, если дополнить канбан другими представлениями — но об этом позже.

Итак, канбан можно использовать:

  • для управления проектом — совершенно любым;
  • для управления процессом с конечным числом состояний.

Не углубляясь в дебри, перечислим команды и ситуации, в которых канбан — лучшее решение для управления задачами:

  • разработка программного обеспечения
  • поддержка пользователей
  • продажи
  • рекламные кампании
  • контент-маркетинг
  • производство
  • управление персоналом
  • личные дела

В каждой из этих областей для управления основными процессами можно создать один или несколько канбанов. Например, в службе поддержки, как правило, один основной канбан — отработка обращений. Стикеры или тикеты проходят по доске с состояниями:

  • Описано пользователем
  • Назначено специалисту
  • В работе у специалиста
  • Эскалировано на вторую линию / разработке / начальству — здесь могут быть варианты в зависимости от специфики поддержки
  • Приёмка
  • Закрыто

Обращения или тикеты могут перемещаться не только вправо, но и влево. Безо всяких условий это происходит, когда вторая линия возвращает тикет в состояние В работе у специалиста. А если приёмку не устраивает отработка тикета, она тоже двигает карточку в колонку В работе у специалиста.

Ещё один вариант канбана — Часто задаваемые вопросы.

Как настроить канбан

Главное — логика. Вот пошаговая инструкция настройки канбана в любом виде и на любой программе или сервисе.

Шаг 1. Определите задачи

При кажущейся очевидности этот пункт не так прост. Возьмём, например, работу над статьёй в контент-агентстве. Самый очевидный путь — приравнять одну статью или пост к одной задаче.

Канбан выпускающего редактора. На карточках исполнитель и дедлайн 
Канбан выпускающего редактора. На карточках исполнитель и дедлайн 

Но можно пойти другим путём — описывать как задачу каждое действие со статьёй:

  • составить план
  • написать текст
  • снабдить иллюстрациями
  • сверстать

Будет ли это удобно? Смотря кому. Руководству, наверное, проще отслеживать статью в целом. А иллюстратору хорошо бы видеть только свои задачи и отслеживать выполнение по собственным этапам — остальное его мало волнует.

Канбан иллюстратора. На карточках постановщик и дедлайн 
Канбан иллюстратора. На карточках постановщик и дедлайн 

Спойлер: никто не мешает иллюстратору завести свой канбан с Фотошопом и Фигмой.

Общий канбан с задачами иллюстратора — фильтр по исполнителю 
Общий канбан с задачами иллюстратора — фильтр по исполнителю 

Шаг 2. Определите статусы задач / этапы выполнения

Этот этап тоже важен, но ошибки, допущенные здесь, поддаются достаточно лёгкой корректировке (по крайней мере при реализации в TEAMLY).

Обычно состояния (статусы) задачи — это то же самое, что этапы работы над ней. Вернёмся к примеру работы над статьёй. В небольшом агентстве или у фрилансера этапы работы могут быть следующими:

При отображении в виде канбана статусы становятся названиями столбцов 
При отображении в виде канбана статусы становятся названиями столбцов 

Допустим, в работе уже находится несколько задач. В это время в бизнес-процесс добавляют корректора, который проверяет орфографию и пунктуацию после утверждения.

Добавляем новое состояние в список. Но в канбане оно оказывается на последнем месте, уже после Публикации, а это неправильно. Нет проблем, просто перетаскиваем колонку на нужное место.

Точно так же можно перетащить Вёрстку перед Публикацией — пожалуй, будет логичнее. При этом карточки, находящиеся в столбце, никуда не денутся.

А вот если надо избавиться от какого-то статуса, то лучше предварительно перетащить карточки из удаляемого столбца в другие.

Шаг 3. Определите дополнительные атрибуты

Обязательные атрибуты карточки на канбане — автор и исполнитель, а также дедлайн. Без этого, пожалуй, работа представляется бессмысленной. Кроме них можно добавить и другие. Например, подразделение, если над проектом работает не одна команда, а больше. Тогда можно фильтровать задачи на экране по этому атрибуту.

Спойлер: В TEAMLY для этих данных можно добавить представление по диаграмме Ганта. Это даст возможность следить за прогрессом каждой команды и корректировать задачи.

Шаг 4. Автоматизируйте

При перемещении карточки из одного состояния в другое меняется значение поля в базе данных — так работает любое ПО или сервис, реализующий канбаны. В зависимости от этого можно поставить изменение других полей базы данных, а также некоторые события.

Например, при перемещении карточки статьи в столбец Корректура можно автоматически поменять исполнителя на корректора и послать ему уведомление. Заодно известим и главреда.

Доской по задачам — как канбан помогает в управлении

Легкое создание канбанов

Создать базовый канбан для многих применений не просто, а очень просто. В Тимли, как и в других хороших сервисах, реализованы шаблоны. Чтобы сделать статью, рабочее пространство или канбан, можно не изобретать велосипед, а взять готовое решение и кастомизировать его под свою специфику.

Давайте посмотрим, какие шаблоны канбанов есть в TEAMLY.

Доской по задачам — как канбан помогает в управлении

Возьмём эйчаров. У них не один процесс, поэтому и канбанов достаточно много. Это, в частности:

  • интервью кандидатов
  • график встреч 1:1
  • задачи по результатам 1:1
  • простой трекер задач

Кстати, этот самый простой трекер — самое универсальное решение для большинства применений, поэтому присутствует в каждом разделе.

Вот, например, список шаблонов, у которых есть или возможны канбаны, для проектного офиса:

  • Задачи команды РМО
  • Задачи компании
  • Реестр проектов

В остальных разделах канбанов тоже достаточно много. Отдельного упоминания заслуживает шаблон Бэклог задач IT отдела в разделе IT-разработка. Это реально готовая система управления задачами для разработки в компании с разделением по командам, выделением спринтов и прочими атрибутами правильно организованного производства программного обеспечения.

Самые полезные шаблоны TEAMLY

Доской по задачам — как канбан помогает в управлении

Канбан — штука удобная и полезная. Порядок на доске = порядок в делах. А значит, задачи вовремя, зарплата вовремя, дивиденды вовремя — все довольны, в том числе и клиенты/заказчики, которые вовремя получили ожидаемое. Многими возможностями канбана в составе облачной платформы для совместной работы можно пользоваться бесплатно. Чтобы получить полный функционал, работать большой командой, нужно выбрать один из тарифов TEAMLY.

Вся информация об обновлениях и возможностях функционала Тимли есть в нашем Телеграм-канале.

1010
88
25 комментариев

Кажется, что канбан проекта - это больше для ПМа, зачем он другим участникам команды?

1
Ответить

Ну, например, для тех, кто работает "по цепочке" — дизайнер не начнет рисовать, пока у него не будет готово ТЗ, а его пишут, например, на основе какой-то аналитики. И вот у всех все перед глазами — дизайнер видит, на каком этапе аналитика и когда ждать тз

3
Ответить

Канбан - это-же способ сделать список задач наглядным + явная авторизация результатов, движения по списку задач. Поэтому он подходит везде, где есть много задач у одного исполнителя. Например в трелло была куча канбан-шаблонов для личных дел - домашние дела, финансы и т.п.

1
Ответить

Мой первый канбан состоял из двух лотков. В первом — нужно сделать. Во втором, соответственно, сделано. В докомпьютерную эпоху такие лотки или папки стояли почти на каждом столе.

1
Ответить

У меня дома по большому счету тоже два лотка: нужные вещи и мусорка 🤭

2
Ответить

когда переезжали с бумаги на цифру, все думали "ура, сейчас за нас все будет делать компуктер", и привет захламленность кеша, три миллиона папок. Все-таки, если нет порядка в голове, никакие программы не помогут

2
Ответить

это тарный канбан, наверное )))

2
Ответить