Рассрочка без участия банка — нашли способ, как её выдавать и контролировать в одном сервисе в amoCRM
Ключевая ставка растёт, выдавать кредиты становится всё сложнее, и многие компании переходят на рассрочки. Одно но: выдать рассрочку клиенту — полдела. Как не пропустить платежи, отследить должников и управлять графиком оплат — вот в чём проблема.
Один из наших клиентов, застройщик, не нашёл подходящего решения на рынке и пришёл к нам за доработкой. Расскажем, как создали новый инструмент, который упрощает работу с рассрочками, и как он работает на практике.
О нас
Всем привет! На связи Настя и команда Кэткод. Мы уже 6-ой год разрабатываем и поддерживаем виджеты (дополнения) для amoCRM. В статье расскажем, как мы разрабатывали решение для работы с рассрочками для одного из наших клиентов (а точнее, для клиента нашего клиента). Вдохновились мы своим же виджетом финансового планирования — Payer.
Получилось настолько круто и функционально, что из доработки под индивидуальный запрос виджет стал общедоступным решением для работы с рассрочками. Ближе к делу ⤵
Немного введём вас в экскурс дела (хотя, наверное, вы и так в теме)
Сейчас на рынке тенденция на рассрочки — клиентам так проще и быстрее купить товар или оплатить услуги.
Вариантов, как ответить на желание клиента оформить рассрочку, не так много:
- выдавать рассрочку без участия банка;
- выдавать рассрочку или кредит с участием банка.
Рассрочка без участия банка — это обычный договор купли-продажи, который заключают продавец товара и покупатель. Там указываются:
- полная стоимость товара;
- способ внесения оплаты;
- график платежей с размерами и сроками.
До полной оплаты товар считается в залоге у продавца — как гарант безопасности. Если задумались над тем, а не пора ли выдавать рассрочки клиентам, можете подробнее ознакомиться с условиями в ст. 489 ГК РФ.
Возможность оформить товары в рассрочку без похода в банк мотивирует клиентов на дорогие покупки, на которые, возможно, до этого не было денег или желания. Такие рассрочки выдают онлайн-школы, мебельные компании, магазины электроники, ювелирки и т.д.
Если же вы не хотите разбираться с должниками и привлекать юристов в случае неуплаты клиентом рассрочки, то можете присмотреться ко второму варианту — начать выдавать рассрочку или кредит с участием банка.
Рассрочки особенно заходят тому бизнесу, где цена товаров или услуги выше среднего чека. К примеру, взять и купить квартиру сходу — нереально, а вот выплачивать сумму по частям самому застройщику без ипотеки и походов в банк — вполне выполнимо. Но вот вопрос: как застройщику контролировать все эти оплаты от будущих жильцов? Рассказываем ниже ⤵
О клиенте
Senzib — платформа для бизнесменов, которая развивается сразу в трёх направлениях:
- бизнес-комьюнити — собирают специалистов из различных сфер и предпринимателей и обмениваются знаниями, опытом и возможностями для развития бизнеса;
- корпоративное обучение — проводят онлайн-тренинги и образовательные программы для сотрудников любых компаний;
- полный спектр профессиональных бизнес-услуг в одном месте — консультируют, разрабатывают стратегии, внедряют такие системы для развития бизнеса, как amoCRM, МойСклад, Profitbase и многое другое.
Последний пункт для нас самый интересный и важный для дальнейшего повествования — ребята внедряют CRM-системы под ключ, строят отделы продаж, разрабатывают сложные технологичные решения на базе amoCRM и другие IT-решения под запрос клиента.
Клиент о клиенте
Всем привет! Меня зовут Бобур Турсунов, повествование в статье будет в большей части от моего лица ;) Представлюсь: с 2011 года активно развиваюсь в IT-сфере — с обычной разработки сайтов и SMM вырос до партнёрки с amoCRM, систематизации бизнес-процессов для компаний, внедрения CRM-систем и других систем.
Если коротко:
Клиент приходит к нам, в Senzib, с проблемой/запросом/новым проектом ➜ Мы предлагаем ему нужное решение и реализуем его под ключ
Два года назад к нам обратился крупный клиент — застройщик. Ему понадобилось решение для контроля платежей по рассрочкам. В идеале — с графиками и сводной аналитикой, где видно просроченные и будущие платежи. Задача понятна, начали искать решение.
Установили застройщику Payer, но он ему не зашёл
Мы с командой начали искать подходящее решение и остановились на виджете Payer — он оказался единственным вариантом для работы с рассрочками в amoМАРКЕТ.
Казалось, вот то, что мы искали: в виджет можно добавить рассрочку, вывести график платежей и напомнить о просрочках клиентам и менеджерам. Мы установили его, но сразу столкнулись с одной проблемой — работа с рассрочками в виджете была рассчитана только на фиксированные платежи.
Что это значит?
В Payer все платежи самостоятельные и не связанные друг с другом, там отражаются как расходы по сделке, так и другие поступившие платежи. Если клиент решит оплатить рассрочку сразу за несколько месяцев или погасит рассрочку раньше, тогда менеджерам придётся вручную пересчитывать остальные платежи — поэтому мы продолжили поиски другого решения.
Сегодня рассрочка — практически стандартная опция для застройщиков. Для многих покупателей она выгоднее, чем ипотека: проценты ниже или вовсе отсутствуют, а оплата делится на части. Так, больше людей могут позволить себе покупку жилья.
Каждый застройщик устанавливает свои условия рассрочки, будь то беспроцентная схема или вариант с первым взносом и остатком под сдачу. Условия варьируются, и это требует гибкости в системе учёта платежей.
Так вот, не все застройщики работают с фиксированными платежами (аннуитетная схема оплаты рассрочки). Например, есть рассрочка с первым взносом — 15% и ежемесячными по 60 000 рублей, а остаток суммы необходимо внести за три месяца до ввода объекта в эксплуатацию.
Когда мы установили Payer и застройщик начал там работу, менеджеры у застройщика буквально «утонули» в перерасчётах — им приходилось вручную корректировать рассрочки в каждой сделке. Тогда появилось ещё одно требование к будущему решению — автоматический перерасчёт рассрочки при внесении неровных платежей.
Ничего не нашли — обратились к Котам
Когда мы поняли, что Payer не решает нашу задачу, мы снова принялись за поиски. Но на рынке amoCRM просто нет других достойных сервисов для финансов.
Ничего другого я не придумал, как связаться с командой CatCode, разработчиками Payer. Раз уж ребята придумали такой классный финансовый сервис, значит, смогут сделать решение и для моего клиента :)
После работы с Payer у застройщика уже сформировались определённые требования к решению, которое он хочет:
Как было ➜ Что хотели реализовать
- Менеджеры застройщика вели все договоры в 1С, а для контроля платежей по рассрочкам использовали Google Sheets — вручную искали номер каждого договора и смотрели, кто из клиентов оплатил, а кто — нет ➜ Одним кликом выделять только должников, так, менеджерам будет удобнее и быстрее их обзванивать
- Не было видимости по динамике платежей: сколько платежей планируется получить до конца года, а сколько уже оплачено на текущий момент ➜ Наглядный график и настраиваемые отчёты, чтобы сразу видеть общую финансовую картину в компании
- Если клиент вносил сумму больше фиксированной, оставшиеся платежи приходилось пересчитывать вручную ➜ Автоматический перерасчёт рассрочки при внесении платежей сразу за несколько месяцев
- Не хватало автоматических напоминаний менеджерам о задолженностях ➜ Даже если менеджер забудет о просроченном платеже клиента (человеческий фактор никто не отменял), всегда будет уведомление-напоминание от виджета
Идея проста — упростить работу с рассрочками!
У менеджеров должен быть инструмент, с помощью которого они могут в один клик вносить оплату по рассрочке, если клиент заплатит больше — сервис автоматически пересчитает платежи. Для руководителя необходим общий сводный график, где видны все должники, предстоящие платежи и динамика поступлений, что позволит ему сразу оценить финансовую ситуацию в компании.
Составили ТЗ и приступили к работе
Мы созвонились с Котами, обсудили все детали с учётом требований застройщика, поняли, какое решение ему нужно. После нескольких созвонов мы составили документ с техническим заданием, также перепроверяли и корректировали его несколько раз.
Как итог — решили создать отдельный виджет Creditor — на основе Payer, но полностью заточенный под рассрочки. Да, мы понимали, что на это уйдёт много времени и сил, но знали, что это решение идеально закроет запрос клиента.
Про работу с Сreditor
Как вы поняли, решение получилось реализовать. Рассказываю, как застройщик пользуется новым виджетом — Creditor, нравится ли ему, и, главное, каких результатов удалось добиться за 1 год работы с этим инструментом.
P.S. Разрабатывали виджет целых 6 месяцев и за это время не нашли ни одного достойного аналога, кроме Payer и Creditor
1. Добавление рассрочки и перерасчёт платежей
Начнём с того, что рассрочки в виджет застройщик добавляет с помощью калькулятора. Вот, как выглядит виджет внутри сделки:
Тут можно выбрать схему оплаты, процентную ставку, внести сумму первоначального взноса, виджет всё рассчитывает автоматически. Если клиент вносит сумму больше указанной, то виджет также автоматически пересчитает остальные платежи.
Результат: меньше ручных действий, а значит, ошибок, быстрее и удобнее для менеджера и клиента
2. Работа с должниками
Застройщик настроил уведомления о просроченных платежах. Теперь менеджерам не нужно залезать в Google Sheets, вбивать туда номер договора нужного клиента, знакомиться с условиями договора в 1С, и только после череды этих действий — звонить должнику. На обзвон, а точнее, поиск должников уходила львиная доля времени, а всё из-за отсутствия автоматизации.
Ребята, конечно, пробовали придумывать какие-то формулы для фильтрации должников, но опять-таки пользоваться этим на постоянке неудобно — хотелось, чтобы система по одному клику выдавала должников. И в Creditor мы это сделали ⤵
Как это работает?
В Payer и Creditor есть настройка автоматических задач — при просрочке платежа или предстоящей оплате.
Застройщик добавил в Задачи тип «Рассрочка», чтобы менеджеры могли легко фильтровать и видеть все просроченные платежи. Один клик — и перед менеджером список должников. Это значительно увеличило скорость работы.
То есть — у менеджеров установлен срок выполнения задачи — 1 день. Как только один из клиентов просрочивает срок оплаты, менеджеру приходит уведомление-задача с названием «Рассрочка» — платёж, который ожидался, просрочен, нужно срочно связаться с клиентом.
Результат: производительность менеджеров увеличилась на 30-40%
3. Работа с календарём платежей
Застройщик также активно пользуется календарём платежей — там можно листать и смотреть, когда и сколько платежей должно ожидается, проваливаться в каждую сделку. То, что он хотел — наглядно отображены все платежи:
- просроченные — красным,
- оплаченные — зелёным,
- ожидающиеся — серым.
Руководитель также просматривает платежи за период в виде диаграммы и сразу видит общую картину по оплаченным, ожидаемым и просроченным платежам:
Застройщик использует этот инструмент в качестве анализа финансового состояния компании. Если в календаре преобладает красный цвет — значит, что-то явно пошло не так 😅
Результат: руководитель в пару кликов может оценить финансовую ситуацию в компании — ему достаточно просто зайти в Календарь платежей
4. Выгрузка данных по платежам
Менеджеры выгружают платежи по рассрочкам прямо из сделки — для договоров, внутренней отчётности и дальнейшего составления различных графиков.
Динамику платежей можно просмотреть сразу в amoCRM, на основе финансовой ситуации в компании виджет автоматически создаёт график:
Результат: время на подготовку отчётов сократилось на 60%, процесс стал полностью автоматизированным
5. Автоматическое создание рассрочек
Также застройщик подключил автоматическое создание рассрочек. После того, как менеджеры вносят всю информацию в карточку и переводят сделку в этап «Сделка согласована», то есть менеджер заключает сделку с клиентом, то виджет автоматически создаёт рассрочку.
Виджет берёт всю необходимую инфу из карточки сделки, то есть срок сделки, вид рассрочки и составляет график оплат. Ради этого в принципе и создавался Creditor:
Сравнили работу с рассрочками в Payer и Creditor
Payer — сервис финансового планирования, где все платежи самостоятельны, поэтому если клиент приносит сумму больше указанной, приходится вручную пересчитывать остальные платежи. В остальном — все перечисленные функции и плюшки из Creditor можно настроить и в Payer: сводные отчёты, календарь платежей, напоминания об оплатах менеджерам.
Creditor — удобное решение для работы с рассрочками, даже если вы выдаёте рассрочки или кредиты клиентам с участием банка.
Что улучшить?
Интеграция с 1С и Google Sheets — полезная функция, которой не хватает в Creditor. Если платежи синхронизировать с Google Sheets, можно создавать гибкие отчёты под потребности каждого клиента.
P.S. Отвечаем Бобуру — в Creditor есть API, с помощью которого можно кастомизировать виджет и доработать его под потребности любого бизнеса ;)
***
Мини-реклама CatCode
Скачивайте Payer — если хотите классного финансового помощника себе в компанию, или Creditor — для удобной работы с рассрочками: от проверки статусов платежей до работы с должниками.
Если не нашли решение под ваш бизнес, пишите — придумаем, автоматизируем и запилим крутую доработку.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, куда мы постим статьи, видео и другие полезности про amoCRM и продажи 🐱