Проблемы стартапов в разработке приложений

По зарубежной статистике 65% стартапов закрываются раньше, чем реализуют свои цели. 20% перестанут существовать в течение двух лет, 45% – в течение пяти лет. IT – одна из самых сложных ниш для стартапов, поэтому в ней статистика еще более негативная. Создатели проектов чаще всего сталкиваются с одними и теми же трудностями, именно они становятся причиной ликвидации стартапа.

Проблемы стартапов в разработке приложений

10 причин закрытия стартапов

Каждый основатель стартапа, в том числе в сфере разработки софта, с высокой вероятностью сталкивается с перечисленными далее проблемами.

Необъективность. Основатели проектов обычно сильно увлекаются идеей и начинают идеализировать свою работу для ее реализации. Когда команда и руководство игнорируют слабые стороны, стартап движется в сторону провала.

Избыточная уверенность. Даже потенциально востребованные идеи не будут продаваться без упаковки и продвижения. Уникальное полезное приложение может оказаться невостребованным, потому что перед запуском не была проведена аналитика на предмет потребности рынка. Что касается продвижения, его важность не становится ниже, даже если выявлена высокая потребность рынка в разрабатываемом продукте. Без продвижения аудитория просто не узнает о новом приложении.

Ошибки в финансовой модели. Фокус на продукте без должного внимания к способам его монетизации – это фатальная ошибка. Желательно предусмотреть несколько моделей монетизации, а также проанализировать рынок на предмет ценообразования. Слишком высокая стоимость снижает спрос, слишком низкая – замедляет окупаемость. Unit-экономика всегда должна вести к прибыли, поэтому условия приобретения и использования приложения могут со временем меняться.

Некачественный продукт. Баги и ошибки на почве недоработок делают пользовательский опыт неудобством. Когда пользователи не обнаруживают нужный им функционал и разочаровываются отсутствием обещанных функций, это негативно отражается на продажах. Продукт не выйдет на высокий уровень дохода даже при больших вложениях в маркетинг.

Невостребованность. Приложение может оказаться не нужным рынку по причине внешних негативных факторов. Примером стал стриминговый сервис Quibi, которые вышел в начале 2020 года. Финансирование было гигантским – около 1,8 млрд долларов. Но стартап просуществовал всего полгода. Создатели точно не поняли, что стало причиной провала: слабая идея или запуск во время пика пандемии.

Выгорание сотрудников. У команд стартапа риск выгореть выше, чем у штатных разработчиков с рутинными задачами. Планирование рабочих процессов и своевременное перераспределение рабочих ресурсов убережет сотрудников от выгорания.

Отсутствие команды. Если при текучке кадров проект постоянно переходит от одного разработчика к другому, границы ответственности размывается. Из-за этого сроки выхода продукта на рынок затягиваются, также могут возникнуть вопросы по качеству.

Сложности в правовом поле. Предприниматель может торопиться поскорее вывести свое приложение на рынок, и в этой спешке упустить нормативно-правовые вопросы. Это приводит к штрафам, иногда непосильным для бюджета, а также к судебным разбирательствам, которые могут принести еще большие потери.

Высокая конкуренция. Стартап может закрыться по причине того, что он не справился с высокой или не выдержал агрессивной конкуренции. Один из главных принципов конкуренции на рынке в том, что если идея начинает приносить деньги кому-то одному, она становится привлекательной и для других.

С перечисленным проблемами может столкнуться стартап в любой нише, в том числе в разработке приложений. Далее – более локальные сложности, с которыми сталкиваются российские IT-предприниматели, развивающие стартапы в России и в мире.

10+ проблем российских стартапов в IT

Финансирование. Российские проекты на мировом рынке сильно ощущают недостаток инвестиций. Из-за этого им сложно конкурировать на международном уровне, хоть в России и создана база для развития – инфраструктура, технопарки, специалисты с сильными идеями. Эксперты констатируют, что проблемы обычно не возникают на стадии поиска первого миллиона, с ними сталкиваются при привлечении второго, который нужен для масштабирования. Чтобы привлекать инвестиции, нужно плотно интегрироваться в публичное поле, что связано со следующей трудностью.

Плохое продвижение и неспособность продать продукт. Продажи ниже ожидаемого уровня вызывают напряжение у владельца стартапа, который заинтересован в скорейшем получении прибыли. Первые результаты хотелось бы увидеть, пока не потрачен первый транш. При таких обстоятельствах команды готовы принимать невыгодные условия сотрудничества, к примеру, продать долю за треть от ее рыночной стоимости. В худших ситуациях более 50% проекта переходит во владение инвестора, и команда уже не может принимать решения самостоятельно.

Отсутствие поддержки. Суть этой проблемы в слабом развитии культуры отдачи. Несмотря на увеличение количества инвесторов, в России все еще не хватает эдвайзеров. Стартап нуждается не только в деньгах, но и в наставниках. Нужен нетворкинг, чтобы перенять опыт других предпринимателей.

Бюрократия. Чтобы расширить возможности, нужно выйти в правое поле и зарегистрировать компанию. Для этого потребуется не только пройти регистрацию в ФНС, но и создать устав компании, оформить ключевых сотрудников. Далее возникнет необходимость вести отчетность и бухгалтерию, этим должен заниматься квалифицированный специалист, так как подача ошибочных сведений и просрочки приводят к штрафам. Процессы можно автоматизировать, но не всем предпринимателям хочется в этом разбираться. Некоторые предпочитают уходить в тень, ограничивая перспективы своего стартапа.

Просчеты в планировании. Горящие идеей коллективы зачастую упускают из внимания ряд важных факторов – кому они будут продавать свой продукт, какие угрозы могут возникнуть, кто их конкуренты. Необходимо провести анализ и прописать план действий, в том числе на случай плохого сценария.

Неправильная постановка цели или ее отсутствие. Правильной будет цель, поставленная по системе SMART: конкретная, измеримая, достижимая, реальная и ограниченная периодом времени. Например, к 10 сентября 2025 года выпустить MVP-приложение на рынок, к 12 сентября 2025 года запустить рекламу.

Продвижение, ориентированное на продукт. Маркетинг действительно должен быть ориентирован на продукт – это выражается в поиске точек роста при помощи анализа отзывов потребителей. Но при этом нужно ориентироваться еще и на продажи. Маркетинг продаж можно построить на том, как приложение решает проблемы своих пользователей.

Легкомысленное расходование бюджета. Предприниматели нередко округляют цифры, что приводит к серьезным разрывам в бюджете. Часто в бюджет не закладывают какие-то мелочи, например, канцелярию или доставку воды в офис, а потом эти мелочи складываются в ощутимые суммы.

Ставка на уникальность. На IT-рынке в России действительно достаточно свободных ниш, но занимать их – не всегда хорошая идея. Ниша может быть пустой по причине отсутствия спроса, и разработанные продукты просто будут ненужными для аудитории.

Сложности с популяризацией. Если активно подключать маркетинг, то стартап в области разработки приложений может занять свою нишу за 1-2 года, это относительно короткий срок. Проект может попасть на волну хайпа, тогда у него выйдет занять свою нишу быстрее – так было при уходе Notion с рынка. Но даже при таких обстоятельствах сроки реализации намного дольше, чем средние по B2C.

Сложности с расширением. Эти сложности наглядно отражены в статистике от Forbes: около 70% российских стартапов получают 75-100% дохода исключительно в России. Проблемы с выходом на международный рынок не всегда связаны с общественно-политической обстановкой, бывает так, что сами команды не готовы к масштабированию.

Как стартапу в разработке приложений преодолеть проблемы

Изучить системы кредитования и гранты. Меры государственной поддержки стартапам в IT можно изучить на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Кредитование и гранты – это способ снизить зависимость от инвесторов или оставить полный контроль над стартапом внутри команды.

Воспользоваться программами инвестиционных компаний и акселераторов. Это поможет получить финансирование, усовершенствовать бизнес-план и ускорить выход приложения на рынок. Однако, когда проект выйдет на окупаемость в соответствии с планом, может произойти смена инвестора. В этом случае можно либо выкупить долю компании самостоятельно, либо наладить отношения с новыми партнерами и принять тот факт, что компания будет меняться.

Назначать реалистичные сроки для достижения целей. Важно, чтобы команда соблюдала эти сроки даже в случае рядовой микро-цели. Обозначенные сроки формируют ощущение подотчетности, которого часто не хватает независимым стартаперам.

Всегда держать в поле зрения долгосрочную цель. Однако, в случае с долгосрочными целями важно быть готовыми проявить гибкость. Некоторые из таких целей будут корректироваться, чтобы подстроиться под внешние факторы.

Создать командную культуру. На старте проекта команды обычно сильно мотивированы на достижение целей. В процессе реализации появляются трудности, и мотивация падает. Поддержать ее поможет командная культура, она позволяет сотрудникам чувствовать ценность поставленных целей и проекта в целом, способствует росту лояльности внутри коллектива. Важный момент – своевременное поощрение сотрудников руководством, признание их достижений.

Проводить тестирование на всех этапах. Тестирование по итогам каждого спринта позволит выявить и устранить дефекты на ранних стадиях, существенно сокращая возможные затраты на исправление ошибок. Эффективно CI-тестирование, оно запускается автоматически при каждом изменении кода. Столь быстрая обратная связь позволяет держать качество кода на высоком уровне.

Прорабатывать отзывы пользователей. При необходимости – вносить изменения в продукт. Может потребоваться столько изменений, что продукт станет не таким, каким команда его представляла. Это нормально, так как необходимо выпустить жизнеспособный продукт, удовлетворяющий потребности аудитории.

Создать УТП. Уникальное торговое предложение – способ дифференцировать бренд в условиях конкуренции. Отстроиться можно по разным направлениям, например, по набору и количеству функций, по цене, по дополнительным услугам. Главная цель – создать УТП, соответствующее потребностям аудитории.

Превращать трудности в возможности. В ходе развития стартапа возникшие проблемы могут быть переработаны в точки роста. Поиск возможностей в предвиденных или непредвиденных сложностях – это часть работы команды стартапа.

Мы перечислили проблемы, с которыми часто сталкиваются стартапы в разработке приложений в России и в мире. Командам стоит быть к ним готовыми и заранее планировать свои действия на случай возникновения каждой из них.

2
1
Начать дискуссию