«Ёлка возможностей»: как сотрудники Яндекса помогают благотворительным фондам
Рассказываем про новогоднюю традицию, в которой участвуют наши коллеги.
В Яндексе уже несколько лет существует новогодняя благотворительная традиция — «Ёлка возможностей». Каждый сотрудник может выбрать проект и поддержать его любой суммой, а компания удвоит пожертвование и отправит их в фонд. О том, как работает инициатива, рассказывают продюсеры общекорпоративных событий и спецпроектов Яндекса Алия Мусаева и Дарья Туровская.
Как начался проект
Весной 2020 года мир столкнулся с пандемией, и Яндекс запустил благотворительный проект «Помощь рядом». Мы доставляли гуманитарную помощь и перевозили врачей. Но после пандемии фонд остался с нами, как будто напоминая: помогать важно всегда, не только в трудные времена.
Многие сотрудники Яндекса рассказывали, что занимаются волонтёрством и жертвуют в благотворительные фонды. Для них было важно, чтобы компания поддерживала их деятельность. Другие коллеги очень хотели заниматься благотворительностью, но не могли определиться с тем, как именно это сделать. Мы решили помочь им.
Отдельный челлендж был связан с размером компании. Каждый человек — это мини-вселенная с собственными взглядами, в том числе и на благотворительность. И чем больше людей в команде, тем сложнее было найти компромисс. Мы начали шаг за шагом создавать пространство, где каждый сможет легко и прозрачно совершать добрые дела, помогая людям.
Правила помощи
Чтобы коллеги могли помогать просто и эффективно, мы придумали несколько важных принципов благотворительности, которым стараемся соответствовать. К ним относятся:
Добровольность. Каждый человек сам выбирает, кого поддерживать. Если бы за сотрудников решала компания, то пропало бы искреннее желание помочь.
Профессиональные решения. Мы консультируемся с фондами и некоммерческими организациями, чтобы понимать, какая помощь действительно нужна.
Прозрачность. Сотрудникам важно понимать, куда именно пойдёт их помощь и какой вклад в неё внесёт сама компания.
Как появилась «Ёлка возможностей»
Мы тестировали различные благотворительные инициативы внутри Яндекса с учётом этих принципов, но первые проекты подходили не всем коллегам. Например, сначала мы проводили только офлайн-мероприятия — в них не могли участвовать сотрудники, которые работают удалённо.
После первых инициатив мы поработали над обратной связью и учли пожелания коллег. Мы наладили контакты с благотворительными фондами и НКО и постарались узнать, в чём нуждаются их подопечные. Для нас было важно предложить актуальную помощь, которая действительно принесёт пользу, а не создаст фондам и подопечным дополнительные неудобства.
Мы пробовали разные варианты, чтобы создать проект, который охватывал бы разные темы и форматы. Например, вместо игрушек или одежды, которые ломаются и изнашиваются, мы хотели дарить людям то, что останется с ними надолго: например, знания и навыки.
Так появилась идея создать цифровую ёлку.
Как работает «Ёлка возможностей»
После нескольких лет поиска мы придумали «Ёлку возможностей». Каждый год коллеги из «Помощи рядом» отбирают фонды. Все благотворительные организации прошли верификацию — в том числе анализировались финансовые показатели и отчёты о результатах деятельности. Сейчас у «Помощи рядом» почти 700 проверенных НКО.
Отобранные фонды появляются на веб-странице с цифровой ёлкой, которую окружают подарки. Сотруднику Яндекса достаточно нажать на один из них — появится окошко с дополнительной информацией. Коллеги выбирают инициативу и размер пожертвования. Яндекс удваивает сумму, деньги отправляются в «Помощь рядом», а затем перечисляются благотворительным проектам.
Для каждого проекта указана целевая сумма. Мы всегда ставим небольшие и достижимые цели. Например, оплата курса медицинского английского для онкологов или полгода занятий с репетитором для выпускника детдома. Это мотивирует, ведь люди видят, что их помощь меняет жизни в лучшую сторону, а не становится долей процента от общего сбора.
Компания в любом случае удваивает целевую сумму, даже если сотрудники пожертвовали больше необходимого. Например, для проекта нужно собрать 100 тысяч рублей. Коллеги перевели немного больше — 110 тысяч. Яндекс внесёт гарантированные 100 тысяч, и фонд получит 210 тысяч рублей. Мы уверены, что такой формат подходит всем: сотрудники знают, что необходимую сумму всегда соберут, компания может спрогнозировать бюджет, а фонды получают гарантию, что у проекта будут средства.
Как развивается проект
Сотрудники Яндекса сами создают и принимают активное участие в сообществах по интересам — от любителей кино или Dungeon&Dragons до владельцев домашних животных. Когда мы приглашаем их поучаствовать в Ёлке, то подстраиваемся под их желания и интересы. Например, в экосообществе подсвечиваем проект по раздельному сбору мусора. А коллегам-родителям предлагаем со своими детьми купить ёлочную игрушку в Магазине Яндекса — Ёлка получит 5% с каждой продажи.
Самих проектов тоже становится больше — в 2024 году мы поддерживали уже 15 организаций. Каждый год к акции присоединяются новые организации из разных регионов России. Например, фонд «Счастливые дети» по подготовке нянь для детей-сирот в больницах. Или фонд «Развитие» — его сотрудники организовывают занятия для детей с ментальными особенностями.
Сотрудники Яндекса каждый год предлагают новые идеи. Многие из них мы добавляем как в «Ёлку возможностей», так и в другие благотворительные проекты компании. Ведь такие добрые традиции — это не только про деньги, но и про неравнодушие.
С каждым годом всё больше сотрудников Яндекса приходят на Ёлку. В сумме за первые 4 года мы собрали около 4,3 млн рублей. В этот раз мы даже подняли изначальные цели по сумме сборов — так много коллег хотело помочь. По итогам Ёлки-2025 мы планируем передать в фонды более 4,8 млн рублей. Это не просто цифры, а сотни людей, которые приобретут новые знания и навыки, и десятки благотворительных проектов, которые продолжат помогать людям.