В России хотят еще больше контролировать телефонные разговоры через интернет – но от мошенников это не избавит. Как же так?

Короткий разбор большого вебинара от директора оператора связи: что известно к сегодняшнему дню о «запрете IP-телефонии» и чего ожидать бизнесу в ближайшем будущем.

Генеральный директор UIS Дмитрий Щукин
Генеральный директор UIS Дмитрий Щукин

Содержание:

Что случилось?

28 декабря 2024 года в 10:00 (Мск) на сайте Правительства опубликовали новость об утверждении «Постановления от 26 декабря 2024 года №1898».

Основные тезисы:

• Утверждены изменения в акты Правительства РФ, касающиеся лицензирования деятельности в области связи.

• Изменения коснутся наименования услуги связи «услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации», ее заменят на «услуги местной телефонной связи, телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа» или «услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации».

• Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

• Действие лицензии прекращается, если владелец не подал заявление о внесении изменений в реестр в течение одного года со дня вступления в силу постановления [до 01.09.2026].

С 10:04 нишевые телеграм-каналы, а за ними и СМИ (РБК, ТАСС) вышли с заголовками в духе «В России запретили IP-телефонию».

В 15:00 в телеграм-канале Минцифры появился первый комментарий от официальных лиц.

Документ запрещает использовать определённый тип лицензии для звонков через интернет, которые могут «выдавать себя» за обычные звонки с городского или мобильного телефона.

Мошенники использовали несовершенство регулирования для данной лицензии, поскольку это позволяло подменять номера. Например, злоумышленники при звонке через интернет использовали такие номера, представляясь сотрудниками банка или компании, чтобы получить личные данные гражданина.

Теперь такой вид телефонного мошенничества будет ограничен.

Источник: официальный телеграм-канал «Минцифры России»

В 15:15 у РИА Новости выходит материал с фрагментом комментария представителей пресс-службы «Ростелекома»:

Отметим, что вопрос о технологическом запрете IP-телефонии и ВАТС не ставится, меняется их регуляторика.

Так запретили или нет?

Нет, IP-телефонию никто не запрещал, изменения будут происходить на уровне операторов связи. Обычных пользователей нововведения не затронут. Разве что, предполагается, что станет меньше мошеннических звонков поступать. А теперь чуть подробнее.

В связи с ростом объема мошенничества через коммуникационные телефонные сети, выросло и количество спам-звонков. Государство пытается провести достаточно большую реформу законодательства, в которой изменения направлены на регулирование процессов.

С чего все началось?

Существуют две принципиально разные сети: телефонные сети связи (ТФОП) и сети передачи данных (СПД). До последнего времени телефонные сети использовались для голосовых звонков, а сеть передачи данных — для предоставления доступа, в первую очередь, в интернет. И если ТФОП существуют давно и с ними всем понятно: есть регламенты, педантично прописанное законодательство, жесткое регулирование; то с сетями передачи данных все сложнее — голосовые звонки в них практически не регулируются.

В России хотят еще больше контролировать телефонные разговоры через интернет – но от мошенников это не избавит. Как же так?

Лицензия IP-телефонии (СПД) изначально задумывалась, чтобы облегчить жизнь операторам широкополосного доступа, которые хотели предоставлять клиентам не только доступ к интернету, но и к телефонной связи. И чтобы компаниям не строить телефонную сеть, абонентам разрешили получать доступ к телефонной связи через СПД.

Теперь лицензий стало две: «услуги сети передачи данных» (для организации каналов связи) и «услуги передачи данных для голосовых сообщений».

Предпосылка 1

Главным камнем преткновения во всей этой истории стал идентификатор абонента СПД. По идее, любой абонент, который пользуется услугами СПД должен иметь идентификатор, но что это за идентификатор — законодатель так и не отрегулировал.

Недолго думая, операторы связи начали использовать телефонную нумерацию. Просто, привычно, знакомо. Хотя изначально предполагалось, что у таких пользователей будет уникальный номер. Рынок отрегулировал сам себя.

Предпосылка 2

Операторы местной (городской) связи, чтобы облегчить оказание услуг зоновой междугородной связи, упростить процессы присоединения сетей и сократить цепочку договорных отношений — получили лицензию на IP-телефонию и стали предлагать эти услуги от своего лица.

И если посмотреть еще внимательнее, то в свете всего этого открылась лазейка: при пропуске трафика для идентификатора абонента могли использоваться чужие телефонные номера.

Так, появление лицензии на IP-телефонию порушило строгость иерархии телефонных сетей. Операторы использовали лицензию для обхода иерархии, для обхода правил взаимодействия сетей, для перелива чужого трафика и т.д.

Предпосылка 3

В конце 2023 - начале 2024 года в России была запущена Единая Платформа Верификации Вызовов (ЕПВВ) для телефонных сетей. Хорошая попытка очистить сети от мошеннического трафика и улучшить возможность контроля за происходящим. ЕПВВ представляет собой централизованную государственную платформу для верификации информации, к которой подключены все операторы.

Работает это примерно так:

В России хотят еще больше контролировать телефонные разговоры через интернет – но от мошенников это не избавит. Как же так?
  1. Абонент 1 оператора А звонит абоненту 2 оператора Б

  2. Платформа фиксирует этот факт

  3. Вызов доходит до оператора Б

  4. Оператор 1 отправляет в ЕПВВ информацию об исходящем звонке

  5. Оператор Б «подтверждает» у ЕПВВ факт регистрации звонка от оператора А

  6. Если факт подтвердились — звонок абонента 1 доходит до абонента 2

По сути, ЕПВВ исключила возможность совершать подмену АОНА.

Но сети IP-телефонии остались вне закона. Все еще стоял регуляторный вопрос. Возникла сложность контроля трафика.

Чтобы с этими тремя проблемами не разбираться, убрали ее корень — лицензию на IP-телефонию. Нет лицензии, нет проблем.

Как изменения повлияют на мошенников?

Увы, но отмена лицензий не искоренит телефонное мошенничество.

Сейчас любой вызов по телефонной сети или по сети передачи данных, совершается абонентом, с которым у оператора заключен договор. Отмена лицензий не отменит договор оператора с абонентом. И если абонент мошенник, он останется мошенником и продолжит совершать звонки, пусть и с другим комплектом договоров.

К чему готовиться?

  • Общение становится гибридным, и ключевой этап развития компании — соединять все возможные каналы связи между собой: от чатов до звонков.

  • Время есть: отмена лицензии с 1 сентября 2025 года. Переходный период — 1 год.

  • Мы вернемся к модели работы рынка в 2005 году — иерархии сетей связи. Все операторы перейдут на лицензию местной телефонной связи.

  • Придется заключать агентские договора с операторами зоновой (областной) и междугородной связи.

  • На бизнес клиентов операторов связи отмена лицензии никак кардинально не повлияет: немного усложняется процесс заключения договора.

  • Взаимодействие сетей операторов и транзит трафика станет прозрачной.

  • Запрет пользоваться ВАТС из-за рубежа, через VPN-сервисы, прокси.

  • Холодные звонки совсем скоро будут нерентабельны и вне закона.

Учитывая важность темы для большого числа компаний, рекомендуем посмотреть полную запись онлайн-встречи на тему «запрета IP-телефонии», на которой генеральный директор UIS (оператор телефонной связи, 20+ лет на рынке, выстраивают интерфейс взаимодействия с клиентами через ВАТС, голосовые и текстовые коммуникации) подробно рассказывает о рисках и перспективах отрасли.

3
Начать дискуссию