Поставки в условиях санкций, или почему российское оборудование не скоро заменит иностранное
После начала СВО многие производители оборудования закрыли свои представительства в России, а официальные каналы поставок по традиционной цепочке «производитель-дистрибьютор-реселлер-заказчик» перестали работать.
Повлияло ли это на закупки нового оборудования под IT-проекты в России? Кончено. Но закупать оборудование не перестали.
На связи Станислав Иткинд, представитель Connectum. Поставляем беспроводные решения и IT-сервисы в России и СНГ и рассказываем, как продолжать поставлять и настраивать оборудование, несмотря ни на что. В нашем портфолио 100+ проектов для самых разных отраслей. Работаем, ориентируясь не на производителя, а ваши задачи, которые нужно решить.
Что поставляют в условиях санкций
Не только наши наблюдения, но и отчёты подтверждают: крупные компании продолжают использовать оборудование производителей, ушедших из страны.
Самые популярные зарубежные бренды:
- Cisco (США)
- HP/Aruba (США)
- Ubiquiti (США)
- Huawei (Китай)
- D-link (Китай)
- Hikvision (Китай)
- MikroTik (Латвия)
Треть рынка камер видеонаблюдения по-прежнему обеспечивает Hikvision (включая бренд HiWatc, сейчас под брендом iFlow).
Оборудование привозят по схеме параллельного импорта с участием промежуточных стран. А это не только увеличенные сроки поставки, но и дополнительные затраты.
Цены выше, но не в 2 раза
— Во-первых, отсутствие представителей брендов в России не позволяет регистрировать проекты и получать специальные скидки, которые действовали, например, для клиентов из индустрии гостеприимства.
— Во-вторых, усложняется логистика.
— В-третьих, добавляется маржа посредников из других стран.
Реальные сроки
Сроки поставок в связи с санкциями по такой схеме зависят от бренда и типа оборудования.
Например, точки доступа можно привезти за 1-2 месяца, а вот коммутаторы придётся ждать дольше — до 6 месяцев. Надо учитывать, что на санкционную составляющую наложилась ещё одна проблема: напряжёнка с полупроводниковыми компонентами, из-за которых существенно увеличились сроки производства оборудования.
А кто обслуживать будет?
Техническая поддержка брендов, ушедших из России, осуществляется либо своими силами, либо интеграторами и организациями с нужным опытом и компетенциями, каких меньшинство.
В общем, это настоящая проверка коллег на прочность: выбирать поставщика приходится особенно тщательно, рискуя, что всё оборудование в один миг «окирпичится».
Кто не попал под санкции
TP-Link
Есть и такие бренды, которые не попали под санкции. Из известных это TP-Link, у которого есть линейка оборудования для построения сетей SMB. Годится для отелей, коворкингов, не супер требовательных офисов.
Мы уже сделали пару внедрений на TP-Link. Замечания, конечно, есть, но жить с этим оборудованием можно. Может, не припеваючи, но точно неплохо! Спрос высокий, но оборудование приезжает довольно быстро — за 1-2 месяца.
Ruijie
Некоторые дистрибьюторы продвигают бренды, которые ранее не пользовались популярностью. Китайский Ruijie один из них.
Но когда мы узнали, что у Ruijie до сих пор нет mesh, мы даже не стали брать их на тест.
F+
Некоторые модели оборудования поставляются в Россию под другими брендами. Например, под маркой F+ сейчас можно приобрести серверы одного известного лидера этой отрасли. Возможно, под этой же маркой появится и сетевое оборудование.
Российские марки
По сетевому оборудованию марка номер один в России — Eltex. У нас нет большого опыта работы c ней, но по части WiFi для промышленного объекта оборудование Eltex не прошло тесты. Да и завод испытывает проблемы с поставкой комплектующих, поэтому оборудование далеко не всегда в наличии, а сроки его появления не озвучиваются. Что касается цен, то они подросли, и теперь Eltex продаёт оборудование по цене, за которую раньше можно было взять Cisco. Тем не менее Eltex испытывает большой спрос, особенно со стороны государственных учреждений.
Как раньше не будет
Цитата из отчёта Onside: «Возврат мировых брендов на уровень до 2022 года маловероятен. Однако при отсутствии активной позиции российских производителей, рынок будет занят недорогими китайскими игроками».
Как сейчас обстоят дела у отечественных производителей
15-20% — средняя доля установленного российского оборудования
30-60%-60-90% — эта доля для компаний, которые обязаны использовать только российское оборудование (государственные, с большой долей государственного участия, за исключением тех сегментов, где отсутствуют аналоги)
Преимущества российского оборудования
— Меньшее проблем с лицензированием
— Соблюдение ужесточённых требований российских регуляторов
— Готовность «допиливать» функционал оборудования и ПО (но только под крупного клиента)
Недостатки российского оборудования
— Недостаточная функциональность
— Неоправданно высокие цены
— Скептическое отношение к наличию реально российского оборудования («переписанный Китай»)
— Меньший уровень надежности
— Низкое качество технической документации
Рекомендация Connectum
— Если есть бюджет и терпят сроки, заказывайте традиционно сильные бренды Cisco, Aruba, Ruckus, Juniper, у которых есть спектр сетевого оборудования
— Если нужно дешевле, но класса Enterprise, рассмотрите коммутаторы, роутеры, серверы и точки доступа H3C
— Если бюджет сильно ограничен, но нужно рабочее решение WiFi, то берите TP-Link
Хотите знать больше — свяжитесь с нашими проектными инженерами. Мы делаем беспроводные сети, настраиваем ПО для автоматизации, строим системы видеонаблюдения.