Как соседство с продуктовым складом переросло в IT-проект для поставщиков HoReCa — Redsk AI
В мире современных технологий, где инновации становятся движущей силой бизнеса, история проекта Redsk AI иллюстрирует, как неожиданные обстоятельства могут привести к значительным изменениям.
Соседство команды разработчиков с продуктовым складом стало искрой, которая зажгла идею создания автоматизированной системы для улучшения логистических процессов в сфере поставок HoReCa.
Источник вдохновения
История проекта началась совершенно случайно, когда команда разработчиков снимала офис по соседству с продуктовым складом. Тогда программисты работали в сфере финансовых технологий, разрабатывали решения для оптимизации процессов в бизнесе — и даже не подозревали, что соседство со складом может коренным образом изменить их взгляды и вектор деятельности.
Каждый день айтишники наблюдали за тем, как сотрудники склада занимались сборкой заказов. Свою работу персонал выполнял усердно и старался обеспечить максимальную эффективность при выполнении задач. Однако время от времени в процессе всё же проявлялись некоторые недостатки: были случаи, когда работники путались в товарах, пропускали определённые позиции в заказах и неоднократно пересчитывали продукты, сверяясь с записями в блокнотах. Вся работа склада была выстроена на бумаге — оператор, принимая заказы, фиксировал их на листах, затем эти листы передавал сборщикам. Работа кипела. Но чем больше заявок поступало на доставку продуктов, тем больше росло количество бумаг и рукописных списков.
Эти наблюдения не оставили разработчиков равнодушными, и в итоге они задумались о том, как улучшить процесс работы склада, чтобы избежать ошибок во время сборки и доставки, которые влияли на общую производительность команды.
Ошибки продуктового склада
Работники склада — простые ребята, студенты и приезжие, которые только начинали свой трудовой путь. Их основные задачи сводились к тому, чтобы точно взвешивать продукты по указанному в заказе весу. Но устаревшие методы организации процесса добавляли в их работу дополнительные трудности.
Основной час пик на продуктовых складах приходится на утро. В это время заказы буквально сыплются, сборка идёт беспрерывно, и сложно проследить за всеми нюансами — тем более когда нет чётко выстроенной системы взаимодействия сотрудников, а вся рабочая информация раскидана по бумагам. В такой суете легко потерять часть веса какого-либо продукта при переносе его реального значения с весов в отчётный документ — например, вместо 5300 граммов яблок зафиксировать лишь 5000 граммов.
Не нужно быть математиком, чтобы понять, что такие погрешности в учёте влекли за собой заметные потери. Из-за, казалось бы, мелочей ежедневные недостачи на складе могли достигать 7%. Можно было нанять дополнительных сотрудников, которые отвечали бы только за работу с весовым товаром, но это бы значительно увеличило затраты. Требовалось простое и эффективное решение по улучшению работы.
Особенности маркировки пакетов с продуктами
Сотрудники соседского склада, как и многих других, фасовали продукты в пакеты и складывали их на клиентские паллеты. При этом на пластиковых сумках отсутствовала информация о заказчике, весе, содержимом и других важных деталях. Если возникала необходимость добавить какой-либо продукт, могла начаться путаница. В ускоренном рабочем ритме быстро сориентироваться в огромных объёмах пакетов — сложная задача. Были случаи, когда продукты в заказах путали: могла пропасть зелень или один из товаров оказывался не тем, что ожидал получить клиент.
Начало эксперимента с сервисом для поставщиков Redsk AI
Проанализировав полный цикл работы склада, программисты выделили для себя три ключевых этапа доставки продуктов, которые требовали доработки процессов.
Первый этап — сборка. Сотрудники склада постоянно вели записи от руки, потом заносили их в компьютер и снова сверялись. Это не только отнимало время и силы, но и вносило в работу неточности.
Второй этап — погрузка в машину. За 20 минут сотрудники склада загружали 20 машин. Это не три пакета, а десятки больших заказов. В суете легко случайно перепутать клиентские пакеты, ведь на них нет маркировки.
Третий этап — транспортировка. Когда машина резко тормозила или поворачивала, пакеты могли перемещаться, а заказы — путаться.
При этом даже мелкие неточности в заказах критичны, особенно для ресторанов. Представьте, что один-единственный ингредиент отсутствует, и блюдо нельзя приготовить. Чтобы его довезти со склада, вновь отправят машину, а это требует дополнительных затрат. Например, доставка даже одного килограмма огурцов обходится примерно в 1500 рублей, и в итоге с учетом всех этих расходов маржа на заказ может упасть до 10%. Так маленькая ошибка отражается на всей прибыли.
Было понятно, что это проблема не только одного склада, а всей отрасли. В работе над финтех-проектами мысли о том, как можно помочь соседям, не оставляли программистов. Позже, когда началась пандемия и все оказались в заточении, появилась возможность глубже осознать, насколько важны правильные процессы в логистике и как они влияют на качество обслуживания клиентов. В результате родилась идея создать инновационное решение, которое оптимизировало бы процессы сборки и доставки продуктов. Так началась работа над созданием системы, которая включала бы технологии сканирования, автоматизации и интернета.
Долго искать партнёров для эксперимента не пришлось — за годы соседства со складом программисты успели наладить с его сотрудниками дружеские отношения. На тот момент предприятие обслуживало 40 клиентов — это был максимальный предел его возможностей. Для дальнейшего роста требовалась оптимизация всего процесса. В этот момент руководству склада и предложили воспользоваться новой разработкой — уйти от бумажной системы и автоматизировать всю работу от поступления заказа до его передачи клиенту. Эксперименту дали добро.
Калькулятор для поставщиков HoReCa
На предприятии на тот момент работало 3 пункта сбора. Чтобы система заработала, требовалось оборудование:
- электронные весы, которые можно подключить к компьютеру (на складе они имелись);
- принтеры этикеток — их компания закупила по цене 20 тысяч рублей за 1 штуку (итого 60 тысяч рублей);
- камеры видеонаблюдения, установленные в местах сборки (30 тысяч рублей за 3 штуки);
- приложение для мобильного телефона Redsk AI.
На рабочие компьютеры и телефоны всех сотрудников и руководства систему автоматизации Redsk AI установили бесплатно.
Как работает приложение для складов Redsk AI
Когда заказ поступает на склад, он отображается в приложении Redsk AI у всех сотрудников склада. Сборщики приступают к работе. Под камерами взвешивают необходимый объём продуктов. Весы, подключённые к компьютеру, автоматически заносят реальный вес в программу. Каждый пакет маркируется специальным штрих-кодом со всей информацией о товаре: его весом, названием продукта, клиентом и адресом доставки.
Приложение простое в использовании, быстро разобраться с ним смогли сотрудники всех возрастов, а программу без труда установили даже на стареньком смартфоне одного из водителей.
Теперь каждый сотрудник компании проверял заказы с помощью мобильного приложения, что позволяло практически мгновенно свериться с каждой позицией в списке. Уникальные штрих-коды, присвоенные каждой единице товара, позволили легко их сканировать и получать полную информацию о заказах. Процесс сборки значительно ускорился, а вероятность потерь снизилась. К тому же в любой момент можно было посмотреть, где находится машина с заказом.
За три года работы с Redsk AI число клиентов склада увеличилось вдвое. С уходом от грубого ручного округления прибыль склада возросла на 7%, а время от начала сборки до отгрузки сократилось на 25%. В свою очередь, разработчики технологии поняли, что их решения оказались эффективными — они не только освободили своих клиентов от рутинной работы, но и собрали ценную информацию, необходимую для расширения собственного IT-проекта.
Таким образом, благодаря соседству с продуктовым складом и искреннему интересу к проблемам других людей программисты оказались на стыке технологий и логистики, где перед ними с каждым днём раскрывались новые горизонты и возможности для роста. Продолжение следует…