От идеи к чат-боту: как стартап GOSTИ меняет путешествия с помощью искусственного интеллекта

Мы поговорили с основателями проекта GOSTИ – ГОСТИ Путеводители, чтобы узнать, как их стартап меняет подход к туризм�� в России и с какими вызовами они столкнулись на пути к реализации идеи.

От идеи к чат-боту: как стартап GOSTИ меняет путешествия с помощью искусственного интеллекта

ГОСТИ Путеводители — это инновационный стартап в сфере туризма, который сочетает в себе гастротуризм, путеводители и передовые технологии.

Основная идея проекта — стать незаменимым помощником для самостоятельных путешественников. ГОСТИ предоставляют путешественникам верифицированную экспертами информацию по лучшим местам, гастрономическим специалитетам и отобранным лучшим туристическим маршрутам. Всё это реализуется пока через функциональный Telegram Mini App и Telegram-бот, который оснащается искусственным интеллектом, обученным на экспертных данных и способным создавать персональные маршруты и полностью их бронировать за вас.

Роман и Анна Тян
Основатели

Как все начиналось

В 2020 году мы с супругой приехали в Калининград из Москвы всего на неделю как туристы. Однако вскоре в Москве объявили локдаун, и мы решили остаться. Сначала продлили поездку ещё на неделю, затем на месяц. Ограничения всё не снимали, а Калининград нам нравился всё больше — в итоге мы решили остаться здесь жить.

Когда локдаун в регионе отменили, в город начали приезжать туристы, которые раньше отдыхали за границей. Сначала мы показывали Калининград друзьям из Москвы, а позже запустили сервис GoKenig.ru — душевные путешествия по Калининградской области. Здесь самая высокая концентрация тевтонских замков в мире, впечатляющая архитектура XIV века и богатая история, от которой захватывает дух. Желающих отправиться с нами в такие путешествия оказалось настолько много, что мы не успевали принять всех туристов.

GoKenig.ru - душевные путешествия по Калининградской области
GoKenig.ru - душевные путешествия по Калининградской области

Последние несколько лет мы много путешествовали и столкнулись с одной и той же проблемой — поиском действительно классных мест. В Минске, устав после 10 часов за рулем, мы так и не смогли быстро найти хороший ресторан рядом с отелем и в итоге просто заказали доставку. Летом, путешествуя по Европе, мы тщательно планировали маршрут, изучали десятки путеводителей, бронировали места заранее, но мест, где мы действительно вкусно поели оказалось немного. В Венеции мы долго искали ту самую итальянскую кофейню, но, выбрав место по Google картам, наткнулись на худший кофе в жизни. В Эр-Рияде (Саудовская Аравия) постоянно были ошибки с заказами из-за низкого уровня английского языка у официантов.

Все эти истории доказали нам, что сложности примерно одинаковые везде и нам захотелось изменить это.

Фото из винодельни Marchesi Antinori под Флоренцией, где бронировали обед за 1,5 мес.
Фото из винодельни Marchesi Antinori под Флоренцией, где бронировали обед за 1,5 мес.

Пилотный запуск

Тем временем туристический поток в Калининградскую область начал стремительно расти, и в мае 2023 года мы разместили на сайте фрилансеров задание на создание Telegram-бота. Выбрали исполнителя, но в критический момент он пропал. Параллельно мы начали структурировать и стандартизировать все данные, разработав собственную систему. В середине 2023 года в Miro мы визуализировали схему работы Telegram-бота так, как её представляли.

Первая схема работы Telegram-бота, Июнь 2023
Первая схема работы Telegram-бота, Июнь 2023

В начале 2024 года нашли разработчиков через знакомых и полностью профинансировали проект из собственных средств. Решили запускаться именно в Telegram, так как это быстро, удобно для туристов (не требует скачивания и регистрации), удобно для бизнеса, а сама платформа постоянно развивается, оставляя все меньше аргументов в пользу отдельного мобильного приложения.

Запуская сервис, в первую очередь, мы стремились решить собственные «боли», с которыми сталкивались как опытные путешественники, а именно:

  • Быстро находить проверенные и действительно стоящие места, не тратя десятки часов на изучение отзывов и проверку мест;
  • Легко и быстро изучить меню ресторанов и упростить процесс бронирования столика;
  • Находить интересную информацию о достопримечательностях без долгого поиска;
  • Не тратить недели на планирование идеального маршрута;
  • Найти именно местную лучшую продукцию и удобно ее приобрести.

Запустились мы в начале мая 2024 года, оцифровали ярмарку «Обед на Канта» в Калининграде, создав цифровую навигацию с информацией о любимых блюдах философа, меню и сувенирах. Наша наклейка с QR-кодом на карточку этой ярмарки была размещена на всех столах ярмарки. Так о нас стали узнавать местные и туристы. Лучшие гастрономические места, достопримечательности и местные бренды мы стали отмечать нашей фирменной наклейкой «Здесь классно» с QR-кодом, ведущим на функциональную карточку этого места в нашем путеводителе.

Отметка «Здесь классно» для лучших мест в ГОСТИ Путеводители на примере ресторана Seasons в Калининграде
Отметка «Здесь классно» для лучших мест в ГОСТИ Путеводители на примере ресторана Seasons в Калининграде

Гастротуризм

Еда — один из ключевых факторов, формирующих впечатление о месте. Я родом из Республики Калмыкия и наполовину кореец, наполовину калмык. С детства в моей жизни были две кухни — корейская и калмыцкая, а сейчас Балтийская кухня в Калининграде. Поэтому, для меня культура и еда крайне взаимосвязаны.

Летом 2024 года мы стали соорганизаторами гастроужина «Соль Земли» на Куршской косе, сотрудничая с Иваном Глушковым — главным гастрономическим экспертом России. Познакомив его с локальными специалитетами, мы окончательно выбрали вектор гастротуризма. Позже Иван стал нашим советником, а команда усилилась Дмитрием Акуловым и Павлом Борисенко (SeaSons Group), развивающими локальную гастрономию в Калининграде.

Гастроужин на Куршской Косе, Калининградская область. Организаторы - Соль Земли, SeaSons Group, GOSTИ Путеводители.
Гастроужин на Куршской Косе, Калининградская область. Организаторы - Соль Земли, SeaSons Group, GOSTИ Путеводители.

Зачем мы подали заявку в акселератор

Как я вижу картину: в венчурных инвестициях и стартапах я работаю с 2010 года и вижу, что с 2022 года почти все мои знакомые венчурные инвесторы эмигрировали. Оставшиеся частные инвесторы теперь объединяются в клубы и синдикаты, инвестируя только в стартапы со значительным оборотом. Поэтому в России можно рассчитывать только на себя: самому «добежать» до значимой выручки и в идеале, чтобы ты был уже прибыльный. Только тогда появляется шанс привлечь финансирование (хотя, к этому моменту, возможно, деньги уже будут не так уж и нужны).

Для нас наиболее вероятным экзитом в России стала бы продажа корпорации. Увидев анонс этого акселератора и возможность получить финансирование на пилот, мы решили попробовать. Это, по сути, была единственная релевантная программа в сфере travel в России, позволяющая молодым компаниям начать сотрудничество с крупными игроками на прозрачных условиях.

Selection Day проектов в МТС TRAVEL ACCELERATOR
Selection Day проектов в МТС TRAVEL ACCELERATOR

Как строилась совместная работа в программе

Мы сразу перешли к обсуждению пилотного проекта: провели брейншторм, отсекли лишнее, выступили на рубежном контроле в офисе МТС в Москве, после чего финализировали сам пилот и KPI успеха, которые затем закрепили в договоре. Процесс шел быстро — нам предстояло самостоятельно проработать возможные варианты пилота, клиентские пути и ценность для всех сторон: клиента, МТС и ГОСТИ.

Если идеи не находили отклика, участник мог выбыть из программы акселерации, как произошло с одним из проектов. Поэтому еще на этапе собеседования в программу, мы уловили что больше всего откликается у руководства и на это сделали акцент. Важно слышать собеседника и наблюдать за его реакцией - так вы сможете понять что действительно нужно вашему партнеру. В интернете такое не прогуглишь.

От идеи к чат-боту: как стартап GOSTИ меняет путешествия с помощью искусственного интеллекта

Твое мнение: Программы акселерации это win-win или трата времени для стартапа?

В 2019 году я основал mobility-travel стартап AnyWay.city в Амстердаме, прошёл стартап-акселерации и аналогичные программы в Манчестере, Лондоне, Париже, Берлине, Кёльне, Таллине, Болонье, а затем в Москве в программах от Дептранса и Мегафона. В 2022 году запустил собственный стартап-акселератор на Ближнем Востоке, а также регулярно менторю международные стартапы в Techstars, Alchemist и других программах.

Что могу сказать с учетом моего опыта: большинство программ акселерации сделаны как обучающие, будто для студентов или ученых, которые впервые запускают стартап. В стартап акселераторе от МТС мне понравилось то, что мы сразу обсуждаем и готовимся к пилоту. Это не всем подойдет. Больше для зрелых компаний или зрелых команд, которые готовы технически и ментально к большим сделкам. Поэтому, win-win зависит от того, сможете ли вы распознать свой win.

Будущее и масштабирование

Конкуренция в сфере бронирования отелей и апартаментов продолжает усиливаться. С одной стороны, таким сервисам важно предложить своим клиентам дополнительную ценность, с другой — увеличить доход с гостя. Однако в России конкуренция чаще всего строится на демпинге, что делает этот процесс сложнее.

Так у нас появилась глобальная идея: «А что, если вы сможете зарабатывать с клиента вдвое больше, не увеличивая затраты?»

Наш сервис ориентирован на все потребности туриста на месте, когда он уже прибыл, например, в Калининград. В отличие от сервисов бронирования, которые завершают клиентский путь на моменте заселения и не знают, где он был, что ел и сколько потратил, ГОСТИ стремится стать универсальным «сервисом одного окна» для путешественников по России. Мы создаем удобный инструмент для туристов, который обеспечивает быструю навигацию и комфорт в поездке, а для сервисов бронирования становится ценным дополнением, помогая им не только сопровождать клиента дальше, но и увеличивать доходность без лишних затрат.

Как планируете развиваться после проекта в Калининграде?

Наш главный фокус — регионы России, которые, с одной стороны, пользуются высоким спросом среди туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, а с другой — являются центрами гастрономического туризма. Мы видим свою миссию в развитии глубинок России, где можно найти уникальные, незабываемые туристические впечатления, а также создать возможности для местных жителей развивать свой бизнес, не уезжая в мегаполисы.

Алгоритмы ИИ мы сейчас обучаем на нашей базе данных и скоро сможем выпустить первого функционального ИИ агента для путешественников. Он сможет не просто выдавать текстовый ответ как во всех GPT-чатах, но и кликабельные ссылки на карточки объектов внутри нашего сервиса, а затем и выполнять определенные действия за самого туриста, например, бронировать столик по голосовому запросу.

От идеи к чат-боту: как стартап GOSTИ меняет путешествия с помощью искусственного интеллекта
От идеи к чат-боту: как стартап GOSTИ меняет путешествия с помощью искусственного интеллекта

Также работаем над платформенным решением для B2B, так как видим запрос со стороны крупных OTA, туроператоров, супераппов, которое позволит им пассивно коммерциализировать их трафик, создавая существенные ценности для их пользователей в путешествиях.

Поэтому ГОСТИ - все лучшее, что нужно в путешествии.

3
1 комментарий