Российские сервисы для управления проектами вытесняют зарубежные? И да, и нет. Рассказываем про тренды на рынке систем

Собрали основные тренды на рынке систем для управления проектами и рассказали, стали ли отечественные решения достойными конкурентами зарубежным брендам. А еще рассказали, какие компании уже отказались от иностранных систем.

Российские сервисы для управления проектами вытесняют зарубежные? И да, и нет. Рассказываем про тренды на рынке систем

В 2024 году некоторые системы покинули российский рынок либо усложнили доступ к своим функциям. В числе таких решений Notion, Asana и ClickUp. Ранее рынок покинули и другие популярные системы: Jira и Trello. Все эти события повлияли на российских рынок решений, которые стали адаптироваться к новым условиям и развивать отечественные аналоги.

Менеджер по продукту Kaiten, Никита Крицкий, рассказал, как происходила адаптация последние годы, какие сейчас есть тренды на рынке, а также поделился прогнозом на ближайшие годы.

Никита Крицкий
Менеджер по продукту Kaiten

Некоторые компании так же предпочитают зарубежные решения, но этот тренд постепенно сходит на нет

Даже после ухода иностранных игроков их продукты остаются востребованными. Вот почему это происходит:

  • Иностранные системы более функциональные. У зарубежных игроков больший объем инвестиций и ресурсов, а также обширная клиентская база. Это их ключевое преимущество, которое позволяет предлагать более развитые продукты.

  • Доступ к ушедшим системам остается. Некоторые сервисы полностью не ушли из России, так что пользоваться ими все так же можно, хоть и обходными путями.

  • Некоторых не касаются проблемы с оплатой. Для пользователей из России тарифные условия остались без изменений, так что бесплатные функции по-прежнему доступны. Их достаточно для небольших компаний, поэтому невозможность оплатить подписку не сказывается на работе сотрудников.

На фоне этих причин многие компании продолжают использовать иностранные системы и в силу привычки не рассматривают альтернативы.

Однако в будущем это может стать проблемой — бизнес в любой момент рискует столкнуться с потерей данных, ограничениями функций или окончательным уходом сервисов с рынка. Все это грозит сбоями в работе, поэтому важно уже сейчас искать надежные и доступные решения.

Несмотря на популярность иностранных таск-трекеров, ситуация постепенно меняется

Одна из причин — командам просто надоедает обходить блокировки сервисов. Если в первые месяцы после ухода зарубежных решений пользователи были готовы мириться с неудобствами и использовали приложения для обхода ограничений, то через полгода энтузиазм угасает, а интерес к российским продуктам, напротив, растет.

К тому же, возможности отечественных систем стали заметно лучше, что тоже мотивирует отказ от зарубежных платформ.

Яркий пример — компания DeepVoice Labs. Это разработчик IT-решений для бизнеса, который продолжал пользоваться Jira даже после ее ухода. Для этого команда имитировала свою работу в Турции и оплачивала подписку с турецкого счета. Однако когда один из пользователей получил бан, компания поняла, что нужно «переезжать». На замену Jira выбрали Kaiten, потому что проще найти достойную замену, чем мучиться с обходами.

Другая причина — принятие, что заменить систему все-таки нужно. Есть компании, которые раньше использовали серверные версии зарубежных систем и все еще держатся за них.

То есть, в 2022 году они взяли паузу и хотели выждать 2-3 года, чтобы затем вернуться к управлению в ушедших таск-трекерах. Однако прошло почти три года и стало ясно: большинству компаний, которые до сих пор не приняли меры, придется переводить процессы в российские системы.

Еще есть организации, которые уже перешли на отечественные платформы и вряд ли перейдут на зарубежные, даже в случае их возвращения. Команды уже привыкли к инструменту, поэтому им проще дальше работать с ним, чтобы не тратить недели на переезд и повторную адаптацию сотрудников.

Российские разработчики столкнулись с ограничениями, но все равно покрыли основные задачи бизнеса

В текущих условиях российский бизнес показывает сдержанные темпы развития, и среди основных причин — дорогие кредиты. Такая ситуация препятствует появлению новых компаний, которые могли бы внедрять системы для управления проектами и оптимизации бизнес-процессов.

Поэтому говорить о полном паритете отечественных решений с зарубежными пока рано. Да, отечественные системы решают основные задачи и продолжают развиваться, но чтобы окончательно догнать популярные платформы, рынку нужно больше времени, инвестиций и клиентской поддержки.

Несмотря на все ограничения, за последние годы российские разработчики подготовили необходимую базу, которая покрыла основные запросы бизнеса. За счет этого российские решения были готовы к оттоку клиентов с иностранных платформ, который начался три года назад и продолжается до сих пор.

В таск-трекерах значительно расширили возможности, упростили перенос данных из иностранных систем и добавили возможность миграции за пару нажатий. Благодаря этим улучшениям российские платформы привлекли большую часть пользователей, которые решили отказаться от иностранных сервисов.

В итоге эти улучшения привлекли часть пользователей, которые покинули зарубежные платформы. Вот несколько примеров:

Российские сервисы для управления проектами вытесняют зарубежные? И да, и нет. Рассказываем про тренды на рынке систем

2024 год был годом доработок. Такова цена быстрых релизов

До 2024 года разработчики активно создавали системы, которые покроют задачи по управлению. Во многом это получилось, но часто все делали в спешке, поэтому в 2024 году команды сконцентрировались на доработках. Особое внимание уделяли трем направлениям:

  • Стабильность и производительность. Разработчики устраняли технический долг и проводили рефакторинг. Это были приоритетные задачи, которые помогли повысить надежность и качество работы систем, особенно облачных решений.

  • Доработка функционала. Клиенты, которые в спешке «переезжали» на новые платформы, со временем стали более внимательно изучать их функционал. Оказалось, что некоторых привычных возможностей либо нет, либо платформы работают не так удобно, как хотелось бы. Чтобы устранить эти пробелы, разработчики начали активно добавлять новые функции, стремясь приблизить свои решения к популярным зарубежным платформам уровня Jira или Asana.

  • Удобство использования. Команды решений делали упор на то, чтобы пользователи зарубежных систем получили максимально интуитивно понятные и знакомые глазу продукты. Эти улучшения принесли свои плоды — они смягчили переход на новые платформы и уменьшили недовольство, связанное с необходимостью адаптации.

Kaiten не стал исключением — в прошлом году мы так же работали по всем трем направлениям. Например, для повышения стабильности успешно запустили кластер PostgreSQL, состоящий из нескольких узлов, подключили вторую хостинговую площадку и улучшили систему мониторинга.

А чтобы решение стало еще более гибким, в одном из последних обновлений для облачной версии Kaiten мы добавили Дополнения — возможность внедрять свои фичи. Теперь разработчики могут настраивать интеграции с сервисами, которых не хватает для работы, добавлять больше блоков в карточки или выносить дополнительные значки на фасад карточки. На момент релиза такой функции не было ни у одного российского таск-менеджера.

Для создания дополнений добавили отдельный раздел в кабинете разработчика
Для создания дополнений добавили отдельный раздел в кабинете разработчика

Экосистема стала одним из главных запросов в крупных компаниях

Крупные корпоративные компании стремятся создать единую экосистему, которая объединяла бы в себе все необходимые функции: управление задачами, CRM, календари, почту, работу с документами, репозитории кода и многое другое.

Оптимизацию IT-инфраструктуры рассматривают, чтобы:

  1. Уменьшить расходы — и платить за одно решение вместо нескольких.
  2. Повысить удобство работы — объединить все инструменты в одном интерфейсе без необходимости интегрировать множество разрозненных решений.
  3. Упростить администрирование — централизовать управление доступом и избегать дублирования задач.

Российские таск-трекеры учитывают эти потребности и предоставляют пользователям возможности для создания экосистем. Например, в Kaiten мы реализовали создание своей базы знаний, хранение документов и обсуждение задач между сотрудниками. А дополнительные модули позволяют строить User Story Map и настроить службу поддержки для работы с заявками внутренних или внешних пользователей.

Уже сейчас есть примеры, когда бизнес отказывается от нескольких решений и переводит процессы в одну систему управления. Один из них — наш клиент, сервис онлайн-прокторинга ProctorEdu. Компания отказалась от CRM-системы, Notion и Miro и вместо них использует только Kaiten.

Для ProctorEdu канбан-доска в Kaiten полностью заменила CRM-систему. 
Для ProctorEdu канбан-доска в Kaiten полностью заменила CRM-систему. 

В карточках добавили чек-листы работы с лидами, которые автоматически меняются в зависимости от этапа, поэтому работа с клиентами стала прозрачнее.

Удобство и интеграция — важные запросы российского бизнеса

Разработчики учитывают запросы не только крупных, но и малых, а также средних компаний. У таких организаций есть как свои уникальные потребности, так и общие с крупным бизнесом. В основном они ждут от российских систем работу по двум направлениям:

→ Учет запросов для небольших коллективов. У команд до 30 человек в приоритете легкость использования и адаптация под узкую нишу. Для этого пользователи хотят видеть готовые шаблоны и возможность за пару кликов настроить пространство «из коробки». А так как люди привыкли к современным и интуитивно понятным сервисам, запрос на удобство только усиливается.

Интеграции. Широкие возможности интеграции становятся одним из ключевых факторов при выборе платформы. И этот запрос актуален для компаний любого масштаба — всем важно связать систему с уже используемыми инструментами. Например, с CRM, репозиториями кода и другими IT-системам.

Чаще всего бизнес просит добавить интеграции через API и вебхуки, так как эти возможности дают клиентам гибкость: пользователи могут самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов настраивать необходимые связи с другими сервисами.

Сейчас у Kaiten есть готовые интеграции с почтой, календарями, Telegram и сервисами для разработчиков. Но, чтобы не ограничивать пользователей в выборе, есть и открытый API.

Он позволяет синхронизировать работу между разными сервисами и при необходимости создавать свои доработки на его базе. Например, за счет открытого API можно создать чат-бота, который будет получать задачи в Telegram и заводить для них карточки в Kaiten. По такому пути пошла команда корпоративного мессенджера Verbosity, которая специально сделала чат-бота для работы с Kaiten.

Бот также может двигать карточки и показывать информацию о карточке по запросу 
Бот также может двигать карточки и показывать информацию о карточке по запросу 

Чего ожидать в ближайшие годы

В заключение — прогноз на 2025 и последующий годы. Основным трендом будет усиление конкуренции между системами, объяснить которую можно двумя причинами:

  • Появится больше российских решений — ожидается, что в ближайшие годы крупные компании представят собственные системы для управления проектами;

  • Могут вернуться зарубежные игроки — это может произойти в 2025–2026 годах. Вероятность небольшая, но на фоне последний новостей уже не такая иллюзорная.

Если зарубежные игроки вернутся, российским продуктам, вероятно, придется снижать цены, так как соревноваться по функциональности и качеству будет сложнее. Это может стать одним из основных инструментов для удержания аудитории.

Что касается цен, то российские решения и сейчас обходятся дешевле зарубежных. Например, агентство Vivanti сначала пользовались Wrike и были привязаны к курсу доллара, а затем перешли на Kaiten и стали платить в два раза меньше.

Помимо высоких цен стоит учитывать, что возвращение на старые платформы может быть болезненным процессом. Например, для многих эталонная Jira за три года сильно изменилась, поэтому для пользователей это будет практически новый продукт. А новый продукт требует времени на изучение и адаптацию — как и любая другая система, с которой они раньше не сталкивались.

А что вы думаете?

Расскажите, что вы думаете о перспективах российских систем для управления проектами: чего им сейчас не хватает, а в чем они уже наравне с зарубежными аналогами.

И был ли у вас опыт перехода на российские тайм-трекеры и, если был, то как все прошло?

9
3 комментария