Три полезных бесплатных инструмента для тех, кто хочет начать своё дело
Рассказываем, как сервисы Яндекса помогают малому и среднему бизнесу узнать потребности целевой аудитории, проанализировать важность локации и понять популярность бренда в интернете.
Предприниматели, которые только хотят начать своё дело или уже развивают его, часто задаются вопросами, как понять потребности клиентов, в каких сегментах растёт спрос, где открыть новую точку. В этом материале мы собрали свои бесплатные инструменты, которые помогут:
- сформировать представление о тенденциях рынка;
- провести анализ интереса к бренду или отрасли;
- получить оценку потенциального спроса на товары и услуги;
- определить конкурентов и подобрать оптимальную локацию для бизнеса.
Эти возможности особенно ценны, когда ресурсов для масштабных исследований немного, но решение хочется принимать обоснованно и с опорой на достоверные данные.
Яндекс Вордстат: понять, что на подъёме
Вордстат — бесплатный инструмент, который показывает статистику поисковых запросов в Поиске. Изначально его использовали преимущественно для более качественной настройки рекламных объявлений на основе правильно подобранных ключевых слов. Но его возможности куда шире. Вордстат помогает изучить интерес к брендам, продуктам и целым отраслям. С помощью инструмента можно:
- Проанализировать динамику поиска. Сервис показывает, как меняется популярность запросов не только в России, но и во всех регионах мира, где люди пользуются нашим Поиском. Это важно для оценки сезонности, выявления трендов и корректировки стратегии продвижения.
- Сформировать топы запросов. Вордстат даёт возможность составлять списки самых популярных запросов с нужными словами. Это позволяет не только подобрать ключевые слова и фразы для имеющегося направления развития, но и посмотреть, какие смежные запросы могут стать точками роста.
- Провести расширенную аналитику сайта. Осенью 2024 года мы обновили Вордстат и добавили в него инвентарь Вебмастера. Этот инструмент для SEO-оптимизации помогает проанализировать веб-ресурсы конкурентов и найти ключевые слова, которые делают сайт заметнее.
Разобраться в возможностях Вордстата поможет тур по интерфейсу на сайте. В поисковую строку нужно ввести слово или словосочетание (например, «чай» или «зелёный чай»). Сервис покажет статистику запросов с учётом всех возможных форм: [зелёные чаи], [купить зелёный чай], [польза зелёного чая] и так далее. Можно будет увидеть, в каких регионах ищут товар и с каких устройств, а также детализировать данные по дням, неделям или месяцам.
Вордстат также помогает узнать больше о бизнесе и целевой аудитории. Например, владелец кафе с индийской кухней может изучить как связанные с названием точки запросы, так и самые популярные блюда у местных жителей. На основе полученных данных можно скорректировать меню и сделать акцент на тех позициях, которые больше всего интересны потенциальным клиентам.
А владелец компании, которая предлагает автомобили в аренду, может проанализировать спрос в разных городах, чтобы понять, где открывать филиал. По информации из раздела «Регионы» можно сделать вывод, что, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, темой каршеринга активно интересуются в Сочи.
Яндекс Взгляд: детальный анализ целевой аудитории
Яндекс Взгляд — это платформа для проведения исследований, которая помогает бизнесу быстро и эффективно собирать данные о потребителях. Она обладает широким функционалом и позволяет:
- Создавать и запускать опросы. С помощью конструктора анкет предприниматели могут самостоятельно создавать тип опроса и его содержание, а также настраивать таргетинги. Можно опросить свою базу совершенно бесплатно.
- Получить доступ к широкой аудитории. Через Яндекс Взгляд можно провести исследование по целевой группе респондентов, например «женщины в Москве 35+» или «мужчины в Казахстане», и собрать достаточно статистически значимых данных даже при небольшом бюджете.
- Сразу анализировать результаты. Они отображаются в реальном времени. Пользователь видит все опросы, но платит только за завершённые. Цена — от 15 рублей за анкету.
Как составить качественный опрос
Успех исследования во многом зависит от качества опроса. Правильно составленная анкета поможет получить объективные и точные данные, на основе которых можно принимать важные решения. Вот несколько рекомендаций:
- Рассчитайте количество респондентов. Исходите из задачи и бюджета — для проверки концепции подойдёт 300 человек, для изучения популярности бренд�� в России — 1000 человек. Яндекс Взгляд позволяет опросить до 2000 человек.
- Структурируйте опрос. Объясните респонденту, какая цель исследования и зачем проходить опрос. Дайте краткую инструкцию по заполнению, если она нужна. Четко сформулируйте правила, чтобы их можно было понять с первого раза. Также разместите вопросы от простых к сложным, чтобы респондент с большей вероятностью прошел опрос до конца. В конце поблагодарите за участие в исследовании.
- Задавайте понятные вопросы. Формулируйте мысли однозначно, без скрытого подтекста и сложных оборотов. Не используйте сложные термины, которые требуют от пользователя специальных знаний. Придерживайтесь правила: один вопрос — одна тема. Вопросы не должны содержать качественных оценок и подсказывать пользователю «правильный ответ». Не давите на респондента явно или скрыто — дайте возможность поделиться собственными впечатлениями.
- Продумайте варианты ответов. Старайтесь предусмотреть все возможные ответы и разделить их на варианты так, чтобы пользователь легко выбрал нужный. Это особенно важно, если нельзя написать свой вариант ответа. При этом не делайте их близкими по смыслу — респондент запутается, если разница небольшая.
- Поработайте над стилем. Избегайте формального стиля. Живой естественный язык в опросе дает пользователю понять, что его ответ вам интересен. В вопросах используйте второе лицо, а в ответах — первое. В вопросах вы всегда обращаетесь к читателю, поэтому выбирайте второе лицо местоимений и глаголов. Если среди ваших респондентов есть и мужчины, и женщины, старайтесь формулировать вопросы и ответы так, чтобы они подходили всем.
Геоаналитика: как выбрать локацию
Геоаналитика от Яндекс Карт — бесплатный инструмент визуализации данных. Он позволяет изучать потенциал различных районов города и анализировать их возможности для развития бизнеса. Сервис охватывает все 16 городов-миллионников России, площадь каждого из которых делится на равномерные зоны в виде шестиугольников или «гексагонов». Информация по ��аждому из них отображается по принципу тепловой карты.
Районы городов можно изучить на предмет:
- числа организаций по разным отраслям;
- пешеходного трафика;
- автомобильного трафика;
- количества поисковых запросов в Яндекс Картах;
- общих демографических сведений.
В Геоаналитике доступны 32 категории бизнеса — от автосервисов, моек и запчастей до юридических и нотариальных услуг. Сервис поможет предпринимателю:
- Оценить клиентский поток. Данные по трафику показывают, сколько потенциальных клиентов проходит через выбранную локацию. Кроме того, можно узнать общее количество конкурентов по соседству.
- Проанализировать демографию. Геоаналитика помогает узнать пол, возраст и другие характеристики аудитории в конкретном районе. Это особенно важно для выбора места точки продаж или размещения рекламы.
- Исследовать поисковые запросы. Сервис показывает, какие запросы вводят пользователи в определенных районах по разным категориям. Это помогает понять, что ищут жители конкретного района, и скорректировать ассортимент или подход к продвижению.
Допустим, предприниматель хочет открыть цветочный магазин рядом с метро «Профсоюзная» в Москве. Он заходит в Геоаналитику, выбирает категорию «Цветочные лавки и доставка цветов» и кликает на район Черёмушки. Исследовав поисковые запросы, он выясняет, что к этим услугам здесь высокий интерес. Пешеходный трафик составляет 88 тысяч человек, что выше среднего по городу, и лишь у менее 12% жителей низкий доход. Однако конкуренция высока — в районе 40 цветочных магазинов, что считается одним из самых высоких показателей за пределами Третьего транспортного кольца. В итоге предприниматель решает открыть бизнес у станции Нахимовский проспект, всего в 10 минутах от прежнего места, где показатели аудитории схожи, а конкуренция в два раза ниже.
Как работать с инструментами Яндекса для предпринимателей, чтобы всё получалось
Сервисы Яндекса отлично работают совместно. Мы рекомендуем такой алгоритм действий:
- Определите цель. Чётко сформулируйте, какую информацию вам необходимо узнать. Это может быть оценка потенциального спроса в определенном районе, анализ интереса к новому продукту или определение наиболее востребованных услуг в вашей отрасли.
- Используйте Вордстат для первичного анализа. Задайте интересующие вас запросы, посмотрите динамику их популярности и определите, какие темы вызывают наибольший отклик. Исследование поможет сформировать общее представление о тенденциях рынка.
- Проведите географический анализ с помощью Геоаналитики. Определите, в каких районах наблюдается максимальный пешеходный и автомобильный трафик, и сопоставьте эти данные с информацией о конкурентах.
- Соберите обратную связь через Яндекс Взгляд. Создайте опрос, руководствуясь рекомендациями по формированию качественной анкеты. Привлекайте респондентов, анализируйте полученные ответы и делайте выводы для дальнейшей стратегии развития.
- Проанализируйте полученные данные комплексно. Объедините результаты всех исследований, чтобы получить целостную картину происходящего на рынке. Это поможет не только увидеть текущие тренды, но и прогнозировать изменения, корректируя стратегию развития бизнеса.
Успех любого бизнеса начинается с понимания потребностей своей аудитории. Если вы только планируете открыть своё дело или ищете пути для его расширения, уделите внимание анализу рынка с помощью сервисов Яндекса. Это позволит минимизировать риски и оптимально распределить бюджет с опорой на объективные данные.