Как выбрать сервис аналитики маркетплейcов?

Я уже 1.5 года продаю товары на маркетплейсах Вайлдберриз, Озон, АлиЭкспресс, КазанЭкспресс и Яндекс.Маркет и если в самом начале брал абсолютно разные товары (тех производителей, с кем удавалось договориться) то сейчас, прежде чем вывести новую категорию в продажу - всегда предварительно анализирую её.

В связи с ростом популярности маркетплейсов из-за пандемии, на них всё острее стоит вопрос конкуренции - нельзя просто так закупить любой попавшийся товар оптом и закинуть его на ближайший склад маркетплейса в надежде побыстрому срубить бабла. Предварительно необходимо ответить себе на вопросы:

  • какой объём рынка в данной категории на данном маркетплейсе (может быть и рынка как такового нет)
  • какой тренд наблюдается в последнее время (месяц, квартал, полгода) на данном рынке - восходящий, нисходящий или стагнирующий
  • количество конкурентов в категории, динамика их роста, количество продаваемых артикулов
  • средний чек в категории, оборот в зависимости от ценового сегмента
  • количество продаж и оборот медианного товара в категории
  • изучить топовых конкурентов: цена, количество продаж, карточки товаров, отзывы, вопросы покупателей
  • и т.п.
скриншот из программы аналитики SellerFox
скриншот из программы аналитики SellerFox

Всё это сделать, используя функционал личного кабинета маркетплейса, просто невозможно. Для этого есть специальные аналитические программы, которые условно делятся на 2 группы:

  1. Сервисы внутренней аналитики. Анализируют уже продающиеся Вами на маркетплейсах товары. О них напишу как-нибудь потом
  2. Сервисы внешней аналитики. Дают ответы на вопросы, обозначенные мною выше

И сейчас таких сервисов на просторе интернета появляется всё больше и больше: 1-2 раза в месяц мне в телеграмм-канал стабильно поступает предложение протестировать какой-то из вновь появившихся. И я тестирую. Затестил уже больше десятка)))

Чем они отличаются? - сразу хочу написать, что я не программист и сужу с точки зрения бизнеса, с точки зрения продавца маркетплейсов. Итак:

1) Цена. Есть сервисы с адекватной, приемлемой для меня стоимостью (для себя я определил такую как 5-10 тысяч рублей в месяц), бесплатные и очень дорогие ( свыше 10 тысяч рублей в месяц). С ростом конкуренции, конечно, идёт тенденция к снижению цены, однако же, остаются, на мой взгляд, неоправданно высокие...

2) Количество отслеживаемых маркетплейсов. Считаю этот параметр самым важным, так как я продаю на 5 маркетплейсах и мне важно, чтобы сервис предоставлял аналитику по максимально возможному их количеству. Многие сервисы анализируют только 1-2 маркетплейса. Лидер на текущий момент - SellerFox. Он собирает данные с WildBerries, Ozon, Яндекс.Маркет и AliExpress. Очень удобно искать топовые товары на различных маркетплейсах, искать те товары, что уже есть на одном, но ещё нет на других.

3) Качество аналитики. Вот здесь очень спорный момент. Во всех сервисах, которые я тестил были косяки (и в бесплатных и за 28 тыс/мес). Сравнивал заказы в своём личном кабинете и в этих сервисах. Периодически они не бились, но, как правило, если взять период в 2-4 недели - результат выравнивается. Таким образом, я думаю, что тут всё зависит от данных, которые предоставляет сам маркетплейс - если они верные и приходят минута в минуту, то и сервис аналитики будет показывать точные цифры, ну а если на стороне маркетплейса есть какие-нибудь косяки (задержки выгрузки, падения серверов), то никакая, даже самая дорогая программа не справится))

4) Визуализация данных, удобство использования, юзерфрендли - интерфейс. Здесь, безусловно, дело вкуса. Кому-то нравятся круговые диаграммы, кому-то столбчатые) Но, не будем забывать о том, что все эти сервисы работают в b2b-сегменте и их основная суть не в том, чтобы делать мимимишные кнопочки, а в том, чтобы клиент смог решить свою задачу по аналитике конкурентов: найти их, сравнить и сделать выводы. Некоторые продавцы оплачивают сервисы аналитики для того, чтобы, используя их API, выгрузить все эти данные уже в свою систему, excell-таблицу или куда-то ещё. В удобном для себя формате. И уже работают с ней.

Таким образом, правильнее всего, для начала, определиться - какие маркетплейсы Вы хотите анализировать. Далее - найти и выбрать сервисы, которые их отслеживают. Как правило, во всех них есть тестовый период использования, на основании которого уже можно сделать выводы подходит он для Ваших задач или стоит поискать другой.

P.S. планирую написать развёрнутую статью со сравнительным анализом (в виде таблиц) всех существующих сейчас на рынке сервисов внешней аналитики. Покидайте в комменты сервисы, которые Вы знаете/используете и напишите в каких ещё разрезах их можно сравнить! Тогда статья получится просто огонь!!!

20
28 комментариев