Nocode-сервисы на практике: для чего точно подойдут, где бесполезны и почему с ростом проекта от них иногда отказываются
Примеры «живых» сервисов и опыт пользователей.
Nocode подошёл хорошо: How to Berlin
Семейный проект ИТ-специалиста и автора блога о технологиях Василия Зубарева (Вастрика) и жены Елены, посвященный простому переезду в Берлин и адаптации в новой стране.
Они помогают платными консультациями, поддержкой или полным сопровождением — от оформления бумаг, поиска квартиры и знакомства с городом до получения визы и открытия бизнеса.
Nocode-сервисы, которые использовал или использует How to Berlin:
Tilda — на ней была собрана первая версия лендинга с простой формой обратной связи. Недостатки — конструктор не позволял создавать большую форму с вопросами и порой терял входящие запросы пользователей, от него отказались.
getterms.io — генератор политики конфиденциальности, которая отвечает требованиям европейского GDPR.
- Боты Telegram — позволяют обрабатывать новые заявки в едином чате с администраторами и принимать решения. Не зависят от платформы, гибко настраиваются и можно модерировать со смартфона.
- Trello — для создания карточек пользователя и списка задач для него (найти квартиру, проконсультировать, взять плату). Сейчас переводят работу с Trello на MeisterTask.
- Airtable — сервис создания таблиц и баз данных. Заменяет CRM-систему.
- Integromat — сервис автоматизации, который объединяет другие сервисы. Например, он собирает данные о клиенте How to Berlin, создаёт для него профиль, отправляет на модерацию в Telegram, а при вводе ФИО клиента генерирует базовые документы через Dropbox, Airtable и API для генерации PDF.
- Calendly — когда пользователь оплачивает пакет с консультацией на сайте, ему высылается ссылка на Calendly, чтобы сразу выбрать подходящую дату и время для созвона.
- Stripe — сервис приёма и обработки платежей. Запускает часть триггеров в Integromat, включая создание профиля, отсылку гайда на почту и так далее.
- Общая страница пользователя собрана вручную, но можно воспользоваться конструкторами — table2site, sheet2site, Airtable Proxy for Cloudflare.
Многие вещи держатся на nocode, так как всем занимается Лена и её девочки, а они не программируют.
Но благодаря сервисам автоматизации она может, например, привязать оплату на Stripe с отсылкой письма с гайдом через MailChimp. И по сути это настоящий автоматизированный бизнес-процесс.
Nocode-сервисы подошли на старте, но пришлось их частично сменить: GetMentor
Открытое сообщество для поиска наставников от лид-разработчика Booking.com Георгия Могелашвили. Проект помогает найти ментора среди 250 специалистов по нужной специальности и получить бесплатную или платную консультацию.
Сначала Могелашвили построил весь проект на nocode-сервисах.
- Airtable — для хранения данных. Он гораздо удобнее, чем «Google Таблицы», даже на бесплатном уровне, и позволяет создавать отношения между записями (реляционную базу данных), отмечает Георгий. Например, можно завести сущность «ментор» и «заявка к ментору», сделать связь между ними и понимать, у кого сколько заявок.
- table2site — отрисовывает страницы сайта через данные в Airtable (для этого в Airtable есть и специальные шаблоны баз, которые достаточно отредактировать под себя). Table2site покрывает базовый сценарий: отображает список карточек и кастомный лендинг, позволяет вставлять HTML-код со стороннего сайта. Таким образом Георгий создал на сайте форму, привязанную к Airtable — в базу данных информация о менторе и его заявке вносилась автоматически.
- Integromat — автоматизирует процессы, на нём же работает чат-бот проекта. Оказался дешевле, чем Zapier, а запустился проект и вовсе на бесплатном тарифе. На Integromat также работает чат-бот сервиса совместно с Telegram.
- SendGrid — сервис рассылок, который упростил Георгию создание писем и ведение базы контактов по сравнению с API почтового сервиса «Яндекса» для доменов. Подключается к Integromat: вся инфраструктура писем настроена в SendGrid, а Integromat вызывает нужный шаблон письма и отправляет по адресу.
- Crisp — чат поддержки на сайте, который интегрируется в table2site.
- Telegram-боты.
Идея сервиса появилась в апреле 2020 года, но долгое время висела, потому что не знал про nocode — надо было писать код, искать программистов, команду. Я мог делать это только частично — что-то напрограммировать на бэкенде, но сверстать не смогу.
Затем я прочитал статью у Вастрика про nocode, воодушевился и сперва создал прототип личного сайта на Tilda: рассказывал людям, что могу их поменторить, выступать для них в роли коуча.
Сделал базовую интеграцию формы приема заявки, она линковалась с Integromat, он обрабатывал её: присылал заявку мне в Telegram, отправлял письмо тому, кто оставил заявку. Получилась тоже какая-то небольшая своя логика на nocode.
После этого понял, что у меня есть хороший и рабочий инструмент, решил сделать MVP GetMentor тоже на nocode.
В чем удобства:
- Возможность легко сделать MVP, запустить его и проверить на интерес пользователей.
- Скорость: с момента идеи построить проект на nocode до запуска MVP прошло около трех недель, большая часть времени понадобилась на создание чат-бота в Integromat.
- Легко менеджерить: если что-то пошло не так, для устранения ошибки достаточно зайти на Airtable или Integromat с любого устройства и тут же выпустить исправление сервиса.
Nocode — мегаудобно, особенно на старте, когда появляются сценарии, о которых ты не подумал — имеешь возможность в любое время всё поправить.
Были ситуации, когда я из кинотеатра правил ошибки. Начинался сеанс, я доправлял ошибку в чат-боте через Integromat через веб-интерфейс с телефона, потому что она была критическая и рушила нам какой-то процесс.
На какие компромиссы пришлось идти:
- Стоимость. Airtable, Integromat и SendGrid переросли бесплатные лимиты, на всю структуру уходило около $60-70 в месяц. Вместо этого можно было арендовать несколько виртуальных машин, которые покрыли бы все запросы для запуска проекта, но пришлось бы писать код самому, отмечает Георгий.
Я мог бы купить виртуальную машину, железо, оно стоит дешево — на том же Digital Ocean это стоит $10 в месяц, где я мог бы развернуть всё: и базу, и код, и всё остальное. И обходился бы этим довольно долгое время.
Но это дополнительно требовало бы от меня управления инфраструктурой, сетевых взаимодействий, настройку баз. Я решил, что так не хочу, и пошёл в сторону облачных решений.
- Ограничения. Спустя 3-4 месяца оказалось, что table2site «слишком базовый» — например, он не позволял создавать страницы для каждого ментора, выводить отзывы о них, принимать заявки напрямую, создавать платную аналитику. По словам Георгия, пришлось создавать «костыли», возможно, стоило выбрать более мощные сервисы Bubble или Webflow.
- Зависимость от других сервисов. Например, если упадет Airtable, автоматически будут недоступны и построенные на нём проекты. А table2site разрабатывается одним энтузиастом — у его пользователей начнутся проблемы, если он прекратит поддержку проекта. Неясно, выстоит ли table2site в случае высокой нагрузки.
Пока мы переехали с table2site на свое решение — оно хостится в Digital Ocean, стоит $10 в месяц за нормальное Node.js приложение.
В каком случае nocode-сервисы не справились: рассылки в «Вастрик.Клубе»
Ещё один проект Василия Зубарева — «Вастрик.Клуб»: закрытое сообщество ИТ-специалистов с платным членством (от $1 в месяц). Для рассылок в нём использовались:
Что пошло не так:
- Сервисы рассылок проработали в «Клубе» около года — но затем сильно повысили цены и почти убрали бесплатные лимиты. От них пришлось отказаться, когда число подписчиков на еженедельную рассылку превысило 1000 и ежемесячно приходил счет на $100.
Раньше брали плату за количество писем, то есть если у тебя 1000 человек получают письмо каждые несколько дней — это десятки тысяч писем, а сейчас по количеству «контактов».
Но всё равно, например, рассылка на 2500 человек на Mailchimp выйдет больше $50. Это же жесть какая-то, только корпораты могут себе позволить.
Деньги [на оплату nocode-сервисов рассылок] были, но всё равно я лучше эти дополнительные $100 отдам модераторам контента, чем за технически простейший сервис email-рассылок.
Что изменилось:
- Для рассылок Зубарев использует облако Amazon — по расписанию запускается скрипт, который собирает HTML с дайджестом за неделю и рассылает письмо подписчикам. Сами письма отправляет сервиc AWS SES.
- Расходы на десятки тысяч писем в месяц, включая одноразовые коды для входа, снизились до $3 в месяц.
Где лучше применять nocode, а для чего не подходит — по мнению авторов проектов
В случае с nocode нужно сначала понять, какие есть задачи и с помощью каких инструментов их можно решить, а не брать вслепую самые популярные сервисы, отмечает Василий Зубарев.
По его мнению, суть nocode — это не набор инструментов, которые нужно объединять между собой, а «более высокоуровневый способ мышления».
С помощью таких сервисов непрограммисты могут решать некоторые программистские задачи, но для этого тоже нужно приложить немного усилий и научиться мыслить как инженер.
Nocode в основном закрывает дыры там, где лень писать код. Закрывает их так себе — но лучше, чем ничего. Я им автоматизирую всякие рассылки новых постов по твиттерам и рассылкам, у меня всё еще работает Good Morning Bot, который присылает прогноз погоды и ToDo-листы на сегодня, ну и всё в этом духе.
Ну, еще у нас на работе nocode хорошо закрывает операционные задачи и в маркетинговых коммуникациях. Зато когда BizDev решили взять Zapier (nocode-сервис автоматизации), их быстро нагнула команда безопасников за это — там очень «серые» практики работы с данными пользователей.
Успешные сегодня кейсы просто не воспроизведутся завтра. И это всё ещё напоминает попытку построить себе дом из премиальных кубиков Lego, чем какое-то реальное будущее и дизрапт.
Любая моя попытка использовать nocode-инструменты для чего-то действительно большого и грандиозного, оборачивалась тем, что я ****** [долбался] с ними неделю и потом в итоге просто писал всё кодом за два часа.
Как и в любом хайпе, в nocode стоит уметь отделять зёрна от плевел. Не зацикливаться на инструментах, которые появляются и закрываются каждый день, а смотреть на направление движения всего корабля.
И тут nocode несёт действительно правильные идеи — унификацию интерфейсов между сервисами, их коллаборацию вместо конфронтации, доступность большему числу людей. И вот это правда круто.
Nocode хорошо подходит для:
- Личного использования. Например, если эксперт хочет продавать свои услуги наставника или консультанта, он может быстро запустить сайт, отмечает Георгий Могелашвили.
- Небольших компаний, у которых есть базовые сценарии обработки заявок. Например, салон красоты может сделать сайт на Tilda, принимать заявки, отправлять через Integromat и «складывать» в Airtable — это позволит смотреть статусы заявок, считать прибыль и так далее.
- Для создания MVP продукта, чтобы проверить гипотезу и оценить спрос с минимальными затратами.
- В качестве временного решения для «затыкания дыр» на запуске продукта. Например, для рассылок или чат-ботов.
Для чего не подходит:
- Для больших и высокотехнологичных проектов, где требуется гибкость платформы и предусмотрено большое развитие функций продукта. Например, для разработки игры, сложных мобильных приложений, приложений с технологиями машинного обучения или ИИ.
Какие есть недостатки и особенности nocode-конструкторов:
- Они могут стоить дорого на старте (вроде $49 в месяц за статический лендинг), либо их стоимость неоправданно вырастет при масштабировании проекта.
- Nocode сложно использовать внутри компаний из-за правил обработки данных и возможных проблем с приватностью. Пользователи передают все данные nocode-сервисам, но не могут повлиять на какие-то их проблемы. Например, не могут прогнозировать утечку данных из-за взлома nocode-платформы или понимать, где информация шифруется, а где нет.
- Непредсказуемость рынка. За год работы Зубарева с nocode-сервисами около 50% либо были кем-то куплены, либо закрылись, либо подняли цены. Нужно постоянно следить за «зоопарком», потому что «оно постоянно разваливается», отмечает он.
- Отсутствие контроля. Нет гарантий, что в случае резкого успеха nocode-решения выдержат нагрузку. Чем больше внешних систем, которые не получается управлять и масштабировать, тем сложнее предсказывать, что будет дальше, говорит Георгий Могелашвили.