Сможет ли человек со слепотой прочитать статьи в городских и социальных СМИ?
Инклюзивный проект Everland провел второй этап проверки сайтов и мобильных приложений компаний в различных сферах услуг на доступность для незрячих пользователей. Важно, чтобы информация на онлайн-сервисах была доступна для специальных озвучивающих программ (скринридеров), а также, в случае с сайтами, можно было перемещаться по разделам с помощью клавиатуры.
Ранее мы писали о доступности:
— авиакомпаний;
— магазинов косметики;
— образовательных сервисов, полезных школьникам.
Люди со слепотой также следят за проблемами в городе, мероприятиями, читают различные интервью, смотрят новостные видеоролики. Поэтому незрячие тестировщики инклюзивного сообщества Everland проверили доступность онлайн-порталы основных СМИ, которые пишут о жизни города, общественных вопросах и проблемах («Московский комсомолец», «Такие дела», «Фонтанка», «Медуза»*, The Village, «Москва24», «Комсомольская правда», Lenta.ru, Gazeta.ru, Vesti.ru). Про доступность деловых СМИ и информагентств мы рассказывали в первой части статьи.
Тестировщики рассмотрели основные пользовательские сценарии:
- Доступность общей структуры сервиса и загруженность главной страницы;
- Доступность категоризации материалов;
- Доступность отдельно взятого материала;
- Доступность информации о социальных сетях СМИ;
- Доступность информации для связи с редакцией;
- Доступность оформления подписки/отписки на новостной дайджест от СМИ, если такой функционал существует;
- Доступность модуля комментариев, если такой функционал существует.
Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:
— для программ экранного доступа: NVDA для Windows 10, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;
— с использованием пользовательских агентов: интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: популярные браузеры Firefox и браузеры на движке Chromium (Google Chrome, Microsoft Edge и другие).
Оценочный диапазон — от 1 до 5 баллов, где:
4.6+ — отличная доступность.
4-4.5 — доступность выше среднего.
3.3-3.9 — доступность средняя, фактически требуется улучшение.
2.6-3.2 — доступность хуже среднего.
2.5 и ниже - доступность практически не реализована.
Расскажем подробнее о результатах по каждому сервису.
«Московский комсомолец»
Проверяли только сайт, он доступен выше среднего. Хорошей навигации с помощью скринридера препятствует загруженность главной страницы. Также сложно найти блок с рубриками материалов. Незрячий человек сможет прочитать нужную статью, поделиться ей в соцсетях, подписаться на социальные сети СМИ и написать в редакцию.
«Такие дела»
Проверяли только сайт, его доступность выше среднего. Незрячий человек сможет найти нужную рубрику, хотя и не без проблем — они не размечены заголовками — и прочесть конкретный текст. Также он может репостнуть его в свои социальные сети, но наугад: кнопки репоста не подписаны. В остальном портал удобен для того, кто пользуется программой экранного доступа.
Маргарита Мельникова, незрячая, читает «Такие дела» раз в два-три месяца: «Главная страница кажется перегруженной, есть неподписанные элементы и изображения, недостаточно разметки на страницах. Но в целом отторжения при использовании не возникает».
The Village
Сайт доступен средне. Незрячий человек сможет прочитать статьи, подписаться на новостную рассылку. На главной странице разделы не размечены заголовками, это усложняет навигацию с помощью скринридера. Также не получится оставить комментарий, хотя программа экранного доступа озвучивает количество уже имеющихся комментариев.
«Медуза»
Сайт доступен выше среднего, а вот мобильными приложениями незрячий человек практически не сможет воспользоваться. Главная страница сайта не перегружена, это плюс для того, кто работает со скринридером. Трудности могут возникнуть на странице конкретной статьи: не везде размечены заголовки, а также есть неподписанные кнопки.
В приложениях для Android и iOS не подписана ни одна кнопка. В категориях, где больше одного материала, человек со слепотой увидит только два или три. Другие ему недоступны из-за постоянного убегающего курсора.
Маргарита Мельникова, незрячая, пользовалась приложением на iOS раньше. Проблем не возникало. Можно предположить, что при выходе новой версии приложения разработчики по каким-то причинам забыли про адаптацию.
«Фонтанка»
Отлично доступен сайт, приложение на Android — выше среднего, на iOS — средне. Человек со слепотой на сайте сможет найти нужный материал, прочесть его, поделиться в соцсетях. При желании — связаться с редакцией. Из минусов можно отметить неподписанные кнопки на главной странице.
Не возникнет проблем и с прочтением статей на Android, прокомментировать их или подписаться на рассылку также удастся. Есть сложности с тем, чтобы связать��я с редакцией: курсор в приложении не фокусируется на ссылке «здесь».
Приложение на iOS производит очень хорошее впечатление в плане доступности, но многое нуждается в доработке. Хотелось бы улучшить доступность экрана чтения отдельных публикаций, а также входа и регистрации, чтобы пользователь Voiceover понимал, удалась ли регистрация, и если нет, то в чем причина ошибки. Тоже касается отправки сообщений в редакцию и техподдержку. В целом, если незрячий приспособится к нестабильному поведению курсора на экране публикаций и в разделе комментариев, а также предварительно зарегистрируется на сайте, то приложением можно пользоваться.
The Village
Проверяли только сайт, он доступен выше среднего. На главной странице нет заголовков, но незрячий читатель сможет найти нужный раздел и прочитать конкретную статью. Также он может поделиться ей в соцсетях, оформить подписку на новости, а вот прокомментировать материал не получится.
«Москва24»
Сайт доступен средне. Приложения на Android и iOS — хуже среднего. На сайте незрячий человек сможет прочесть новости и статьи, связаться с редакцией. Но у него не получится посмотреть видео — оно не в��спроизводится через скринридер.
Такая же проблема с видео остается и в мобильных приложениях. В целом возможно прочитать материалы с помощью программы экранного доступа, несмотря на наличие неподписанных кнопок.
«Комсомольская правда»
Сайт и приложение на Android доступны средне, приложение на iOS — выше среднего. На главной странице сайта есть неподписанные кнопки. Также пользователю скринридера мешает постоянная подгрузка новых разделов при прокрутке страницы вниз. Незрячему человеку доступны все рубрики и материалы в них. Но есть минус — разметка новостей в рубриках тегами графики, а не заголовков.
Мобильное приложение на Android долго загружается, если свайпать новости, а не изучить их касанием. Есть неподписанные кнопки, но в целом это не помешает незрячему найти нужный материал, прочесть его и оставить комментарий.
Приложение на iOS доступно лучше: здесь не получится только прокомментировать. Все остальное работает удобно и быстро.
Lenta.ru
Сайт доступен хуже среднего, приложение на Android — средне, на iOS — выше среднего. Главная страница сайта очень загружена из-за того, что нет ориентиров для программы экранного доступа. Незрячий человек сможет найти нужную рубрику и материал, связаться с редакцией. Поделиться статьей в соцсетях проблематично, так как кнопки репостов подписаны некорректно.
Приложение Android имеет веб-интерфейс, поэтому его проще открыть в обычном браузере. Ориентиров для скринридера в приложении нет, что затрудняет навигацию по нему. Но все-таки незрячий человек сможет найти статью, прочитать ее, связаться с редакцией. Прокомментировать не получится, так же, как и прочитать уже оставленные комментарии.
В приложении на iOS проблемы возникают только из-за всплывающей рекламы — скринридер подвисает. Отключить ее можно за дополнительную плату. В остальном же читатель со слепотой найдет нужную информацию.
Gazeta.ru
Сайт и приложение на iOS почти недоступны, приложение на Android доступно хуже среднего. Главная страница сайта перегружена, это замедляет работу скринридера. У незрячего человека получится прочитать конкретный материал, но нормальному перемещению по тексту мешают кликабельные элементы. Также с помощью скринридера нельзя связаться с редакцией, подписаться на соцсети «Газеты.ру» или подписаться на новостную рассылку.
В приложении на Android не удастся выбрать нужную категорию. Но можно прочесть отдельный материал и поделиться им на своей странице в социальных сетях.
В приложении на iOS человек, который пользуется скринридером, не сможет сделать почти ничего из-за некорректно подписанных или совсем не подписанных кнопок и других элементов. Оно требует серьезной доработки.
Vesti.ru
Сайт доступен хуже среднего, мобильные приложения — на среднем уровне. На главной странице сайт много ссылок и не везде размечены заголовки. Это затрудняет работу с помощью программы экранного доступа. Человек со слепотой сможет прочесть конкретный материал, но поделиться в соцсетях будет сложно: непонятно, на какой ресурс какая кнопка ведет.
В приложении на Android получится найти нужную рубрику и статью, поделиться материалом или добавить его в избранное. Нет возможности связаться с редакцией, можно только сообщить о технической проблеме.
В приложении для iOS кнопки подписаны на английском языке. Программа экранного доступа определяет их как недоступные, хотя ими можно воспользоваться. У незрячего человека получится прочитать материал в конкретной рубрике.
Выводы
Наиболее удобны для чтения с помощью программы экранного доступа сайты The Village, «Таких дел» и «Фонтанки». Так же, как и у деловых изданий, сайты социальных и городских СМИ доступны лучше приложений. Но перегруженность главных страниц никуда не девается.
*признана иностранным агентом в РФ