Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

История компании Rubetek, которая произвела уже 600 000 устройств умного дома для частного сектора и крупнейших застройщиков, в том числе для «ПИК». О трансформации рынка, первых челленджах и запуске единой IoT-платформы в облаке.

Под контролем IoT-решений Rubetek находится 6 млн м ² недвижимости. О том, как развивался бизнес компании и рынок умных домов в целом, рассказывают технический директор Константин Масленников и руководитель проекта IoT-платформы Дмитрий Соколов.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Как мы решили создавать умные дома

Rubetek начинался как инсталляционный бизнес: мы устанавливали системы умного дома от других производителей. Они были очень сложными, зачастую плохо работали и не стыковались.

И у меня, и у нашего CEO Антона Мальцева инженерное образование, и нам часто приходилось дорабатывать чужие решения. В итоге мы поняли, что вместо того, чтобы делать «костыли» для сторонних устройств, лучше разрабатывать собственный качественный продукт. Так в 2014-м Rubetek начал производить свое железо.

Константин Масленников, Технический директор Rubetek

В те годы рынок не был массовым: умный дом в России ассоциировался с дорогими коттеджами, миллионными бюджетами и сложной инсталляцией, провести которую мог только специально обученный инженер. Инсталляторов было довольно много, а разработчиков умных систем — единицы, и они думали не о конечных пользователях, а о том, чтобы устройства были удобны для инженеров. Мы же решили сделать решение по цене кондиционера, которое можно будет купить в строительном магазине и которое не будет требовать технических навыков для установки и использования.

В 2017 году мы поняли, что в случае с многоэтажками не стоит ограничиваться только квартирой: надо рассматривать дом в целом. Так перешли к концепции умного дома и жилого комплекса и увидели, что общедомовая инженерия — это огромная пустая ниша, которая по уровню развития застряла в 90-х.

Когда мы упростили внедрение решений, спрос со стороны заказчиков сразу вырос. Сейчас самые востребованные из наших продуктов — система IP-домофонии и контроля доступа, а также автоматический учет потребляемых ресурсов. IP-домофония позволяет направлять звонки с домофона на мобильный телефон, бесконтактно открывать дверь с помощью распознавания лиц, полностью контролировать все точки доступа на территорию и всё связанное оборудование ЖК.

Система учета ресурсов автоматически передает показания счетчиков в управляющую компанию, отражает информацию об уровне заряда, попытках вмешаться в работу устройства, а также об аномальном расходе ресурсов, что может говорить об аварии. Получается, мы сделали цифровое решение с широким набором функций за те же деньги, за которые конкуренты предлагают традиционное.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Кому нужны умные системы

Первый крупный клиент у нас появился в 2015 году: мы заключили контракт с «Леруа Мерлен» и начали поставлять свои системы во все магазины сети. Далее стали расширять линейку продуктов и выходить в другие торговые сети.

Следующей значимой вехой стало начало работы с девелопером «ПИК» в 2017 году. Строительная отрасль довольно консервативна, и цифровизация проникает в нее медленно. «ПИК» был одной из немногих российских компаний в этой области, которые интересовались инновациями и нестандартными решениями. Бывало, что другие подрядчики не справлялись со сложными заказами компании — мы дорабатывали решения и доводили их до релиза. Так появилась наша система IP-домофонии. А некоторые решения, которые просил застройщик, вообще никто до нас не смог реализовать, например, радиоканальную автоматическую пожарную сигнализацию. Для разработки таких систем нам потребовалось накопить продуктовые, инженерные и производственные компетенции. В частности, мы научились работать с китайскими фабриками, чтобы производить требуемый объем. А в 2019 году запустили собственное производство в Орле, и сейчас 80% нашей продукции изготавливается в России.

Первым большим продуктом, который мы сделали для «ПИК», была радиоканальная пожарная сигнализация. Перед началом разработки мы пришли на стройку и стали искать в процессе наименее эффективные системы. В доме может быть до 60 тысяч датчиков, и к каждому приходилось тянуть провод. На монтаж и дальнейшее использование проводов тратились колоссальные ресурсы. А поскольку ПИК сдает квартиры с отделкой, это создавало проблемы и для производственно-строительного цикла. Сначала инженеры-слаботочники протягивали проводку, потом ремонтники выполняли отделку, в результате чего провода часто повреждались, вырывались или зашпаклевывались в стену. Поэтому через три месяца после первых работ снова появлялись инженеры-слаботочники, которые восстанавливали провода, но портили отделку. Всё это приводило к дополнительным затратам.

Мы поняли, что сможем сделать беспроводную систему, чтобы датчик общался с приемным прибором по радиоканалу. Это исключает затраты на прокладку и покупку проводов и сокращает сроки работ по пусконаладке: инженеры приходят один раз, перед сдачей дома, и просто развешивают датчики по квартире.

Тогда же мы оцифровали всю пожарную сигнализацию. Датчиков в одном доме несколько тысяч, а параметров у них — десятки тысяч. Раньше они выглядели для монтажников и эксплуататорщиков как «черный ящик»: например, несколько лампочек зеленого, желтого и красного цвета.

До включения системы невозможно было понять, насколько качественно смонтировано оборудование и работает ли оно вообще. Наш инструмент позволил контролировать, что система функционирует правильно вплоть до каждого параметра, а если обнаруживается проблема — установить, что именно не работает.

Таким образом мы создали цифровой инструмент для монтажа и эксплуатации и достигли существенной экономии как по строительным, так и по пусконаладочным работам.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Еще про спрос

Когда мы начали расширять клиентскую базу, то увидели, что технологиями умного дома интересуются не только столичные, но и региональные компании. У нас появились клиенты в Новосибирске, Ижевске, Ульяновске. Процессы цифровизации идут и в коммерческом секторе, и на государственном уровне, поэтому конкуренция в вопросе технологического оснащения будет только расти.

На это есть спрос и со стороны жителей. Наше недавнее исследование с компанией «БЕСТ-Новострой» показало, что для 32% респондентов наличие системы умного дома в квартире и местах общего пользования станет значимым фактором при выборе жилья. А 46% опрошенных отметили, что подобная система будет определяющим фактором при выборе жилья при прочих равных условиях. По мнению респондентов, в типовой набор умных продуктов для городских квартир должны входить аварийные датчики, счетчики электроэнергии, отопления, воды и газа, автоматическая пожарная сигнализация, видеонаблюдение, климат-контроль, домофония и управление светом.

Как мы создали единое приложение на IoT-платформе

У нас есть B2B- и B2C-решения, и они тесно взаимосвязаны. Еще пару лет назад на рынке было четкое разделение между этими сегментами: одни сервисы — для управляющей компании, другие — для жителей. Однако сейчас все хотят получать доступ к домофону, камерам, заказывать пропуска, то есть B2B- и B2C-сценарии сливаются. Поэтому мы решили объединить наши системы в одно приложение на базе платформы IoT.rubetek.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Платформа позволяет компаниям проводить мониторинг и настройку оборудования онлайн. Контролировать состояние систем и показатели можно с любых устройств: мобильных телефонов, планшетов, компьютеров. Обобщить информацию помогают автоматические алгоритмы, например, список топ-12 проблем и отчеты работоспособности.

Как управляющая компания видит карту своих домов и статус по каждой системе в них:

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Менеджер управляющей компании может просматривать данные разных систем по каждой квартире. Например, так отображается, что на втором этаже зафиксирован пожар:

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

На следующем скриншоте даны детализированные сведения: в квартире 53 нет связи с пожарной сигнализацией, а в квартире 74 — ошибка на счетчиках, которая может означать, что к нему приложили магнит.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Менеджер управляющей компании добавляет всех жителей в систему, и у них в мобильном приложении появляется доступ к информации о своем оборудовании.

Почему техническое решение с умными устройствами мы реализовали в облаке

При цифровизации сервисов стали необходимы возможности облака с его стабильной, масштабируемой и резервируемой инфраструктурой. Сейчас в нашей системе миллионы устройств, которые ежесекундно передают сотни миллионов параметров.

Что получили:

  • Снижение эксплуатационных затрат

  • Повышение качества сервиса

  • Анализ в режиме реального времени с помощью сервиса анализа и визуализации данных Yandex DataLens

Это особенно важно для крупных девелоперов. Например, у «ПИК» сотни домов по всей стране. Без мониторинга в режиме реального времени невозможно обеспечить качественную эксплуатацию, контроль и обслуживание систем на всех объектах.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek
Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek
Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Облако и пожарная безопасность

В 2020 году мы первыми на российском рынке создали систему пожарной безопасности в облаке. Это очень зарегулированная и консервативная отрасль. 80% рынка принадлежит нескольким игрокам, большая часть из которых до недавнего времени не уделяли внимания цифровизации. У них есть локальное АРМ, которым управляет диспетчер, и в случае пожара данные пробрасываются в ситуационный центр МЧС.

У этого стандарта работы существенные ограничения: когда в управлении находится триста-четыреста домов, нельзя оперативно узнать, в каком состоянии система. А пожарная безопасность — критически важный элемент. Поэтому «ПИК» поставил задачу, чтобы она была реализована в онлайне. В облачную пожарную систему мы добавили аналитические данные о том, какое именно оборудование дает больше всего ошибок и где основные неисправности: можно посмотреть подробную информацию о каждом элементе системы.

В итоге мы создали решение, которое позволяет контролировать работоспособность устройств, отображать процесс монтажа онлайн, вносить корректировки в сценарий работы автоматической пожарной сигнализации и интегрировать пожарную сигнализацию с другими системами автоматизации.

Облако и домофония

Когда на домофоне нажимают номер квартиры, он звонит собственнику на мобильный — не обязательно устанавливать трубку в квартире. В приложении доступен просмотр видеопотока с домофона и настройка входа по лицу. Открывать дверь тоже можно через приложение.

В настоящий момент мы внедрили систему распознавания лиц в 10 тысячах домофонов. Изначально не были уверены, что пользователи предпочтут ее привычным ключам. Однако с помощью Yandex DataLens увидели, что системой пользуются более 70 тысяч человек, а примерно четверть жителей полностью отказались от ключей.

Облако и приборы учета

Для быстрой настройки системы приборов учета платформа IoT.rubetek позволяет на этапе пусконаладки сканировать штрихкод на счетчике, привязывать его к нужной квартире, верифицировать данные — и всё за секунду.

Для этого создано специальное приложение rubetek.инженер. Это многофункциональный инструмент для обслуживания зданий. У конкурентов пусконаладочные работы занимают минимум две-три недели, а иногда и больше двух месяцев. Rubetek.инженер позволяет существенно повысить темпы. Например, такие работы в доме с 312 квартирами (по два счетчика в каждой) провели за день силами одного инженера.

Новым приложением могут пользоваться и жители, и управляющие компании. Менеджер управляющей компании просматривает там данные по каждой квартире: расход горячей воды, электроэнергии и тепла. А жильцы видят данные по своей квартире.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek
Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Мы тоже анализируем данные о потреблении ресурсов и помогаем застройщикам еще больше оптимизировать расходы. Например, диаметр трубы на подведение и отведение воды стандартно вычисляется по нормативу, исходя из количества жителей. А наши приборы учета показали, что этот размер превышает требуемый в 2−3 раза — даже в периоды пиковых нагрузок по вечерам и в выходные.

Мы построили в облаке всю текущую инфраструктуру и теперь расширяем ее. Это повысило прозрачность сервисов и для жителей, и для управляющих компаний. Многие конкуренты тоже начинают внедрять облачные решения. Если еще два года назад рынок сомневался, что такие системы будут пользоваться спросом, то теперь цифровые сервисы — это стандарт, который применяется во всех современных ЖК. Поэтому мы расширяем не только аппаратные решения, но и цифровую функциональность, чтобы работать с нашим оборудованием было максимально удобно.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

19
41 комментарий