Пострадать от DDoS-атаки может любая компания. Знаете, как защититься?
В 2021 году DDoS-атаки на российские компании совершали в два раза чаще по сравнению с 2020 годом. В 2022 году массированным DDoS-атакам подверглись сайты и серверы СМИ, телеком-провайдеров, государственных организаций, банков, промышленных компаний, ритейлеров и компаний из других сфер.
Потенциальный ущерб от DDoS-атак может достигать тысяч и даже миллионов долларов. В этой статье разбираемся, что такое DDoS-атаки и как от них защититься.
Хакер отправляет миллионы запросов
DDoS-атака (Distributed Denial of Service) — атака злоумышленника на ИТ-инфраструктуру и клиентские сервисы, которая приводит к их отказу, то есть временной недоступности. При DDoS-атаке хакер искусственно создает поток запросов, он перегружает сервер и сервисы жертвы, из-за чего оборудование не успевает обрабатывать трафик. В итоге пользователи не могут зайти на сайт или использовать приложение.
Атаковать хакер могут серверы, приложения, сайты, социальные сети и другие ресурсы.
Классическая схема DDoS-атаки. Источник
Существует десятки типов DDoS-атак, но основных — два.
- Атака на сеть и сетевой стек. Ее цель — обрушить сервер с помощью большого количества запросов. В результате такой атаки становятся недоступными весь сервер и развернутые на нем сервисы.
- Атака на отказ приложения. Нацелена на выявление уязвимых мест в сервисах и их перегрузку ложными запросами. В итоге недоступны отдельные сервисы или функции — например, клиенты интернет-магазина не могут посмотреть каталог или купить товар.
Бывают и естественные, то есть органические DDoS-атаки. Они случаются, если сервер не рассчитан на то количество реальных посетителей, которые заходят на сайт или в приложение. Как правило, так происходит во время распродаж или маркетинговых кампаний — из-за ажиотажа покупатели могут обрушить сервис без злого умысла.
Последствия DDoS-атаки: репутационный ущерб и остановка бизнес-процессов
DDoS-атаки нельзя игнорировать, поскольку они могут нанести большой ущерб, в том числе непоправимый.
Остановка бизнес-процессов. В результате атаки могут остановиться все процессы, которым требуется сеть. В зависимости от типа атак поток искусственного трафика может перегрузить серверы или снизить пропускную способность интернет-соединения. В итоге сервисы и сайты недоступны до тех пор, пока DDoS-атака не закончится, а ее последствия не устранят.
Репутационный ущерб. Если компания гарантирует доступность сервисов 24/7, то может потерять клиентов даже из-за незначительного простоя. Особенно, если компания предоставляет критически важные бизнес-сервисы, для которых простой недопустим. По данным «Лаборатории Касперского», в 23% компаний считают: репутационный ущерб — главная опасность для бизнеса.
- Технические трудности. Если сбой глобальный или основные сервисы долго недоступны, компании вынуждены разворачивать резервные системы. Это не всегда просто и требует времени.
Снижение эффективности защиты. У всех инструментов безопасности есть лимит обрабатываемых запросов в секунду. Если он небольшой, часть ложных запросов останется без контроля, что может привести к критическим уязвимостям. Например, под видом DDoS-атаки хакеры могут внедрить в сервисы жертвы вирусы-шифровальщики или украсть корпоративную информацию.
- Дополнительные расходы. Для отражения DDoS-атак и восстановления рабочего режима нужны дополнительные инструменты и специалисты, а это дополнительные расходы.
Защиту проще реализовать на облачной платформе
Защита от DDoS-атак — непростая задача. Но отразить атаки и уменьшить ущерб от них все же можно.
- Оптимизация сервисов. Сервисы нужно сделать максимально быстрыми, надежными и стабильными. Для этого избавляются от неоптимальных исполнений кода, сложных или повторяющихся запросов, ресурсоемких алгоритмов и функций.
- Масштабируемость. Нужно предусмотреть возможность горизонтального масштабирования, быстрого подключения резервных ресурсов и асинхронного выполнения задач.
- Фильтрация входящего трафика. Предотвратить атаки можно, блокируя подозрительную активность, используя шифрование и отключая лишние сервисы.
- Создание контрольных точек. Контрольные точки, к которым можно откатить систему после атаки, позволяют смягчить ее последствия.
- Использование CDN (Content Delivery Network, сети доставки контента). CDN распределяет трафик между несколькими серверами, что снижает задержку при доступе посетителей.
Стоит понимать, что защита своих серверов от DDoS — сложное и дорогое занятие. Потребуется специальное программное обеспечение, резервные серверы и помощь экспертов.
Защитить сервисы проще, если перенести их в облако. В таком случае защиту обеспечивает провайдер: он блокирует подозрительные запросы, перераспределяет нагрузку, подключает резервные каналы, выделяет дополнительные ресурсы и не только.
В облаке VK Cloud Solutions доступна комплексная защита от DDoS-атак и ботов. Сервисы клиента защищают с помощью фильтрации входящего трафика, автоматической балансировки нагрузки, шифрования и других средств для защиты веб-сайтов и API от DDoS-атак любого типа.
Кратко о самом важном: как защититься от DDoS-атак
DDoS-атака — действия злоумышленников, из-за которых сайты и приложения могут быть недоступны для клиентов.
Успешные DDoS-атаки приводят к всевозможным издержкам: от репутационного ущерба до долгосрочных финансовых потерь.
- Есть ряд эффективных мер защиты от DDoS-атак, но для их реализации нужны навыки и соответствующие ресурсы. Защиту проще обеспечить, если перенести сервисы в облако.