Почему за границей закрываются сервисы доставки продуктов с основателями из России — основное из материала Forbes
Игорь Демишев, сооснователь UK-based стартапа Jiffy и автор Telegram-канала «Игорь про продукт и бизнес», собрал краткое саммари из статьи Forbes про то, что же все-таки происходит с экспресс-доставкой в мире.
На днях на ряду с другими русскоязычными основателями зарубежных сервисов экспресс-доставки продуктов я дал свои комментарии редакции Forbes про то, что происходит на рынке. Далее выжимка из оригинального материала с авторскими комментариями.
За последнее полугодие за рубежом закрылись сразу несколько сервисов по быстрой доставке продуктов, которые в последние пару лет очень активно развивались, привлекали инвестиции и в целом подавали большие надежды. Среди них есть и основанные россиянами компании: канадский Tiggy, Fridge No More и Buyk, работавшие в Нью-Йорке.
Наш UK-based стартап Jiffy сделал пивот в b2b software компанию и теперь продает готовые решения для ретейлеров, которые хотят развить работу в онлайне. Продолжает работу и дубайский YallaMarket.
Инвестиции в сервисы быстрой доставки с русскими корнями
- Buyk (США): >$46 млн за год
- Fridge No More (США): $16,4 млн за 2 года
- Tiggy (Канада): закрыли посевной раунд >$6
- Jiffy (Англия): >$36 млн за два года
- YallaMarket (ОАЭ): $4.5M за 1.5 года
Такой успех эти проекты имели во многом из-за хорошего технологического бекграунда их основателей, некоторые из которых раньше развивали фудтех-проекты на родине. Но, к сожалению, в 2022 году этот тренд сменил вектор.
При этом крупные компании, которые успели набрать «жировую прослойку» в виде инвестиций, имели место для маневра и начали активно резать косты — последовала череда сокращений, закрытий магазинов в определенных районах или даже странах.
Основные причины для закрытия сервисов по экспресс-доставке продуктов на развитых рынках, которые называют их основатели:
- Венчурная зима и глобальный риск рецессии.
- Восприятие всех проектов, хоть как-то связанных с Россией, как токсичные.
- Прошел хайп на сервисы быстрой доставки.
- Долгий цикл оптимизации операционных расходов в странах с дорогой рабочей силой.
Что будет дальше — мой прогноз
По сути мы видели пик оценок во время эйфории по отношению к рынку быстрой доставки. Затем это сменилось депрессией и падением оценок, в том числе вызванных экономическим и геополитическим кризисом. Я не умаляю вклад объективных факторов, но и та и другая крайность — следствие эмоциональной реакции людей на происходящее.
Если оценивать ситуацию здраво, то в странах с дорогой рабочей силой модель будет трансформироваться с точки зрения баланса стоимости и обещанию клиенту:
- доставка в более длинные интервалы (30-120 минут)
- разбавление оффером с расширенным ассортиментом но с более долгой доставкой (~2 часа или в таймслот) — так уже делает «Самокат» в РФ
- все запустят собственные торговые марки или запартнерятся с известными сетями (это позволит повысить маржу и поможет маркетингу)
Что касается экспресс-доставки за 15 минут, я думаю что на развитых рынках она останется скорее в формате дополнительного предложения e-grocery сервисов. В этом сегменте, к примеру, продолжает работать немецкий стартап GetFaster, запущенный в 2020 году.
Я считаю текущую ситуацию на рынке оздоровлением этой ниши. Такое происходило с WeWork совсем недавно, это циклически происходит в экономике. На более длинном горизонте мы увидим, как ситуация выровняется — выжившие сервисы оптимизируют свою экономику, мультипликаторы и инвестиционная активность выйдут на разумный уровень.
В скором времени я планирую написать материал про то, как мы в Jiffy делаем pivot — от стадии когда мы начали прогнозировать такой исход событий до текущего момента, когда мы делаем первые продажи. Чтобы не пропустить, подписывайся на мой Telegram-канал!
Почему это не сработает у них, да потому, что там нельзя нанять раба на ГПХ в статусе самозанятости за 2-4 usd/час.
Следовательно, будет экономически невыгодно.
Модель у всех одна.
Вваливаем бабло, доставляем бесплатно, выдавливаем остальных.
Набираем клиентов и как только "подсядут", вкручиваем плату за доставку.
Но еще раньше раздуваем "капитализацию" и выходим в кэш...
Тут главное вовремя выйти )))
еще нехерово можно отгрызть в процессе...все такие движухи они не о результате а о самой движухе
Комментарий недоступен
За последнее полугодие за рубежом закрылись сразу несколько сервисов по быстрой доставке продуктов, которые в последние пару лет очень активно развивались, привлекали инвестиции и в целом подавали большие надежды. Среди них есть и основанные россиянами компании
а остальные с какими корнями были основаны? Будет ли статья про то как основатели не из России терпят неудачу на этом рынке?
В целом причины те же самые за минусом русских корней.
Сами по себе русские корни кстати больше помешали ребятам, которые относились к крупным корпорациям которые под санкции попали кмк. Мы и YallaMarket в целом нормально себя чувствуем в плане отсутствия значимой дискриминации.
Комментарий недоступен