Всё как услуга или The Spotify of Industry 4.0

Предыстория

Меня зовут Иван Гутник. Уже будучи полгода ex-Siemens AG, я решил поделиться об одном из интересных проектов, которым мы занимались с моим коллегой и по совместительству преподавателем МГТУ им. Баумана, Ильей Юнаком, накануне принятия решения об уходе компании с российского рынка.

Мы были сотрудниками департамента «Цифровое производство» и в нашу зону ответственности входило развитие направления «Промышленный сервис» на всей территории России, что удавалось делать довольно успешно с ежегодным двузначным годовым приростом объемов бизнеса.

Понимая, что наш потенциал не бесконечен, было принято решение искать новые возможности, рынки, решения. Мы обращались к лучшим мировым практикам компании Siemens AG, изучали опыт внедрения сложных цифровых решений на различных предприятиях от Чили до Японии. Где-то у нас не хватало компетенций, где-то просто не смоги понять, как построить маркетинг вокруг нового продукта в России, а что-то и вовсе было пока футуристичным для нашего российского B2B клиента в индустрии.

Однажды, теплым летним августовским вечером, мой друг прислал мне ссылку на Spotify, а именно remix моего любимого трека Modjo — Lady, и я подумал, что было бы невероятно круто, если бы мы сделали что-то похожее на SaaS, что было бы максимально востребовано на таком сложном рынке как промышленное производство. На очередном мозгоштурме и родилась идея, а почему бы нам вообще не продавать «все как сервис» или XaaS (Anything-as-a-service). Ведь это получается у таких гигантов как Rolls-Royce, Caterpillar, давно взявших на вооружение такую бизнес-модель.

Это были единичные случаи, но активно данная бизнес-модель стала развиваться после того, как началось повсеместное использование благ интернета. Вообще IT сектор можно назвать драйвером концепции «все как сервис», именно IaaS, PaaS, SaaS позволили широко реплицировать подобный подход на другие отрасли и продукты, создающие добавленную стоимость, а Deloitte внесла «всё как услуги» в число перспективных технологий в своем восьмом ежегодном отчете «Технологические тренды: Подвижное предприятие», еще в недалеком 2017 году.

В итоге это вылилось в тезис: «Мы будем помогать промышленным компаниям увеличивать производительность, делать их успешнее», а инструментом для этого как раз и была бизнес-модель XaaS. В планах было стать амбассадорами роботизации в России за счет PMF (Product market fit) XaaS, а именно переводом непосильных CAPEX в посильные практически для каждого клиента OPEX.

Мы тут же обратились к рынку для того, чтобы понять, насколько позитивно будет воспринят такой подход в промышленности. Ведь, как говорит Павел Дуров продукт делается либо быстро и качественно, либо долго и плохо. И практически сразу нам подвернулся кейс по внутрицеховой логистике у одного из крупных шинных заводов России, где заинтересовались нашим подходом.

Решение XaaS -> ILOGaaS

Существует два основных способа решения задачи интралогистики при помощи автоматизированных устройств: AGV и AMR. AGV (Automated Guided Vehicle) представляет из себя платформу, которая перемещается в пространстве вдоль определённых физически обозначенных маршрутов. Путь может быть обозначен магнитной лентой, кабелем под полом или маяками. При этом AGV тележке не требуется строить карту помещения, она движется всегда по определенному маршруту. За счет конструкции, общее количество датчиков, а также необходимые к бортовому аналитическому оборудованию сокращаются до минимума. Пожалуй, основным недостатком AGV является невозможность перестроить маршрут в случае обнаружения препятствия, мешающего проезду. AGV – это, своего рода, трамвай. Многие из нас хотя бы раз в городах видели очереди из этих видов общественного транспорта при поломке одного впереди или аварии на трамвайных путях. Так и AGV, при обнаружении препятствия впереди себя, она остановится и продолжит движение только после того, как путь будет свободен.

Однако сама по себе тележка, будь то AGV или AMR, не решает проблему перемещения грузов внутри предприятия. Для корректной работы системы интралогистики требуется продвинутая система более верхнего уровня, которая является интерфейсом между роем тележек и ERP или WMS системами, содержащими в себе данные о местонахождении ТМЦ, подлежащих перемещению. Ниже представлен возможный цикл работы данной системы:

1. Оператор Заказчика в системе управления производством выдаёт команду на пополнение запаса требуемой резиновой смеси в зону хранения указанной единицы оборудования.

2. Производственная система Заказчика определяет склад, на котором находится паллета с требуемой резиновой смесью.

3. На выбранном складе определяется самая старая (но не просроченная) единица хранения. Транспортировщик запрашивает адрес единицы хранения на складе резиновых смесей в базе.

4. Транспортировщик извлекает/устанавливает единицу хранения со склада, подтверждает факт извлечения/установки корректной единицы путём сканирования её штрихкода и направляет запрос для корректировки в базу.

5. Транспортировщик перевозит единицу хранения в зону хранения заданной единицы оборудования.

6. Оператор подтверждает приём единицы хранения сканированием её штрих-кода и кода склада потребления на рабочем месте.

7. Транспортировщик забирает пустые паллеты из зоны хранения указанной единицы оборудования и транспортирует в зону хранения пустых паллет подготовительного участка.

Помимо очевидной задачи обработки заказов на перемещение груза из пункта А в пункт B, подбора подходящей тележки, а также подтверждения выполнения задания на уровень ERP или MOM (в случае перемещения ТМЦ со складского на цеховой уровень), данная система должна стать своего рода «регулировщиком», не допускающим коллизий на маршрутах движения тележек. Т. е. решать многофакторные оптимизационные задачи управления трафиком. Очевидно, что от того, насколько хорошо решаются данные задачи (а это зависит не только от совершенства самой системы и ее корректной интеграции с IT ландшафтом предприятия, но и компетенций персонала, ее использующую) будет зависеть её эффективность, что является ключевой характеристикой, требующей максимизации для реализации модели XaaS для системы внутрицеховой логистики.

Общая структура IT, OT систем, а также дополнительных услуг (в том числе финансовых) показана на рисунке ниже. Базовые блоки ILOGaaS (мы решили назвать эту систему именно так) изображены в центре. Риски и способы их снижения – вокруг,

Концепт решения ILOGaaS 
Концепт решения ILOGaaS 

Экономика сервиса

Стоит отметить, что ввиду сложности экономического расчета, а также возможного колебания объема перевезенного груза и пройденных километров в средне и долгосрочной перспективе, целесообразно ограничить минимальную абонентскую плату за пользование системой. В этом состоит один из возможных методов расчета стоимости единицы полезной работы системы: отношение размера минимальной абонентской платы, позволяющей поддерживать систему в работоспособном состоянии, к объему минимально необходимой для производства полезной работы.

В качестве базовых технических решений для построения экономической модели взяты готовые решения компании Siemens, хотя ничего не мешает комбинировать в контракте решения любых других разработчиков IT и OT решений.

Для построения экономической модели сервиса ILOGaaS требуется определить все составляющие затрат, которые будут включены в тариф ежемесячной подписки.

СAPEX – единовременные затраты на инсталляцию системы, куда в большей степени входит работа сервисных инженеров и комплект инфраструктуры системы AR для последующего удаленного мониторинга AGV с помощью «рук» инженера на площадке и удаленного доступа сервисного инженера поставщика системы. OPEX – это подписка на облачную платформу промышленного интернета вещей Mindsphere и ее приложения предиктивной аналитики, а именно:

- Analyze MyDrives;

- SiDrive IQ Fleet;

- Predictive service assistant.

Также учтена в стоимости удаленная сервисная поддержка 24/7 технического специалиста и подлежащие регулярной замене изнашиваемые запасные части.

В финансовой модели сервиса были учтены все макроэкономические индикаторы, такие как месячная инфляция, ставка дисконтирования.

Результаты, которые у нас получились в ходе экономического моделирования:

Аннуитетный платеж заказчика — это подписка на работу, выполняемую автоматически управляемой тележкой, EUR/рейс.

Итого = 26 791,45 EUR /месяц

Цена рейса = 6,24 EUR

После анализа пользовательской задачи было решено тарифицировать рейсы, а не метры, так как предполагалось, что маршруты тележек будут постоянны.

Сразу после получения данных о стоимости ежемесячной подписки, мы видим PMF (Product market fit) данного подхода в организации системы внутрицеховой логистики, где единовременные затраты ~ 1 000 000 EUR и последующая эксплуатация собственными силами инженерного персонала завода или аннуитетный платеж 26 791, 45 EUR/мес. с качественным сервисом 24/7 с использованием облачной платформы промышленного интернета вещей и систем предиктивной аналитики неисправностей

Вывод

Если подытожить, то решение на базе концепции XaaS подразумевает наличие отработанных и хорошо интегрированных между собой опций. Это своего рода lego-контракт, который позволяет решить подойти максимально гибко к решению задачи внутрицеховой логистики и снижению капитальных затрат производственных предприятий. Системное же развитие данного подхода поставщиком с выстраиваем долгосрочных отношений с заказчиками, диверсификации каналов поставок запасных частей и решений, а также развития собственного IT решения, обладающего типовыми потребованными блоками интеграции и управления информационными потоками, может привести к появлению глобального игрока в этой области, своего рода Uber Intralogistics.

По независящим от нас причинам, мы не успели реализовать полностью наш подход, но с полной уверенностью заявляем, что широкое распространение модели XaaS в B2B в России не за горами и если необходимо, то готовы вам помочь стать ближе к будущему.

Иван Гутник, ex-Siemens AG, gutnik-i@rambler. ru

Илья Юнак, ex-Siemens AG, yunak. iy@gmail. com

33
Начать дискуссию