«Строки» от МТС: нужна была фишка для читателей, мы посмотрели, что летит глобально, и сделали свой сервис по подписке

Рассказываем, чем сервис «Строки» отличается от привычных читалок, зачем МТС собственное издательство и читают ли детям электронные книги.

«Строки» от МТС: нужна была фишка для читателей, мы посмотрели, что летит глобально, и сделали свой сервис по подписке

Всем привет! Меня зовут Евгения Рыкалова, я руководитель проекта «Строки» в МТС. В сентябре 2022-го мы запустили сервис электронных книг и одноимённое издательство.

Сейчас «Строкам» почти полгода — всё это время мы допиливали наш сервис, смотрели, что интересно читателям, исправили баги и улучшали интерфейс. И теперь готовы рассказать о сервисе больше, поделиться опытом и выслушать мнения читателей VC.

Ну что, поехали?

От обычной интернет-библиотеки до полноценного сервиса

Такой путь мы прошли за два года. С 2015-го у нас работала «МТС Библиотека»: мы предлагали со своей витрины книги «ЛитРеса». Нечто подобное встречается практически у всех операторов связи.

«МТС Библиотека» как и другие похожие решения был одним из дистрибьюторов чужого контента, а нам хотелось развивать собственный продукт, проектировать разные пользовательские сценарии и опыт. И всё это вписать в контур экосистемы МТС. Поэтому в начале 2021-го мы разработали стратегию перезапуска интернет-библиотеки.

Мы хотели сделать не «ещё одну читанку», а сервис с уникальной системой подписок, рекомендаций и классным авторским контентом. Не только для библиофилов, а вообще для всех людей, даже если они читают только одну книгу в год.

Вдохновлялись Amazon, но пошли по своему сценарию

Книжный бизнес Amazon — это не только продажа книг. Это разные типы подписок, сервисы для комиксов, аудиокниг (и другого контента), больше десятка собственных издательств. Примерно так работают и книжные сервисы Apple и Google.

При перезапуске интернет-библиотеки МТС мы, безусловно, вдохновлялись этими примерами. Работа предстояла нешуточная: нужно было поменять логику работы, структуру бизнес-процессов, логистики плюс выйти на рынок и заинтересовать его.

В течение почти двух лет мы занимались контентом, бэкендом и фронтендом, налаживали связи с правообладателями и запускали собственные издательства. 20 сентября 2022 года сервис начал работу в новом статусе.

«Строки», конечно, можно назвать наследником «МТС Библиотеки». Но с точки зрения архитектуры, UI и контента это совершенно новый сервис, который использует бонусы экосистемы МТС.

Чем сервис «Строки» отличается от других

Уникальный пользовательский опыт — базис, вокруг которого мы строили «Строки». Сейчас расскажу на примерах.

Мультикарточка

В любом магазине или сервисе книг есть карточки товаров. У бумажных и аудиокниг, как правило, карточки разные — для пользователя это не самый комфортный сценарий.

Мы сделали мультикарточку, где по свайпу влево или вправо пользователь переходит к разным форматам книги, включая краткое содержание, электронный формат и аудио. Также в ближайшее время в мультикарточке можно будет выбрать разные озвучки аудиокниги.

Жанровые рекомендации

Внутри книжной карточки есть функция, которая рекомендует экранизации книги в нашем онлайн-кинотеатре KION. Сейчас в «Строках» больше 30 000 таких карточек.

Также недавно мы добавили жанровые рекомендации: предлагаем фильм или сериал такого же жанра, как и книга.

До конца года хотим сделать интеграцию с «МТС Музыкой», с плейлистом автора — у некоторых авторов на музыке построено всё повествование книги, как, например, в недавно вышедшей в «Строках» книге Дмитрия Болдина «Лишний».

Также если по произведению снят фильм, сервис порекомендует саундтреки из него. Если нет — предложит музыку по настроению книги или для погружения в сюжет.

Подписка с «бонусом» и другие

На книжном рынке около 20–25% книг невозможно распространять по подписке — так сложились отношения с авторами и правообладателями: их можно продавать онлайн только поштучно.

В среднем человек, который читает 3 такие книги в месяц, тратит на них 1000–1500 рублей. Наша подписка «Больше всех» стоит 899 рублей — в неё входит и подписной каталог, и три кредита-«монеты» на эксклюзив.

Т. е. эта подписка позволяет получать книги, которые обычно в подписку не входят: подписчик может приобрести три премиальные книги за бонусные «монеты», которые даёт подписка. Эту фишку мы тоже подсмотрели у Amazon.

Ещё в «Строках» есть подписка «Чуть-чуть», позволяющая читать книги из платного каталога до 10 часов в месяц, и подписка «Много» — с безлимитным доступом к расширенному каталогу, но с выборочными ограничениями на бестселлеры, которые можно докупить отдельно или получить в подписке «Больше всех».

Кроме оформления подписки, книги можно просто купить и сохранить у себя в профиле. Мы за то, чтобы каждый пользователь мог читать так, как ему удобно.

Собственное издательство

Мы действительно заморочены на оригинальном контенте, который можно найти только у нас, поэтому выпускаем собственные книги. За год подписали контракты более чем со 100 партнёрами — и продолжаем подписывать каждую неделю.

«Строки» от МТС: нужна была фишка для читателей, мы посмотрели, что летит глобально, и сделали свой сервис по подписке

У нас уже отличный портфель: топ-фикшн — книги Нобелевского, Пулитцеровского и Букеровского лауреатов — мы собрали все главные премии последних двух лет. Также отличные портфели переводных нон-фикшн и historical-fiction, есть планы на новый любовный роман. И это выйдет только на «Строках», — с нашим контролем качества перевода, корректуры, вёрстки, обложки.

Большую часть книг, которые выйдут у нас на эксклюзиве, пользователи получают бесплатно. У других такого контента просто нет.

Ещё кое-что важное

Есть три критически важных для пользователя момента, на которые мы обращаем особое внимание:

  • Постоянное улучшение книжного сервиса. Для этого у нас есть отдельная команда и продуктовый менеджер. Обновления на платформе выходят каждый месяц.
  • Аудиокниги. Над совершенствованием плеера работаем не менее активно, чем над сервисом для чтения.
  • Рекомендации. Это не про допродажи книг, а про комфортный пользовательский опыт. С рекомендациями работает отдельная команда внутри Big Data МТС.
«Строки» от МТС: нужна была фишка для читателей, мы посмотрели, что летит глобально, и сделали свой сервис по подписке

Рекомендации — это не только про машинное обучение. Например, тайтлы для раздела «Важная книга» подбирает наша редакция, ориентируясь на премии и общемировые тенденции книжного рынка.

«Строки» — сервис для всех. И ещё 3 факта о нашей аудитории

  • «Строки» не клуб библиофилов. Мы работает для всех. Даже тех, кто читает не больше книги в год.
  • Активнее всего привлекаем аудиторию new adult — 26–40 лет. Визуал, функционал, контент, продвижение делаем, в первую очередь ориентируясь на них: они больше читают, часто покупают книги и активно делятся ссылками на них друг с другом.
  • В одном из исследований мы выясняли, хотят ли женщины читать книги, где протагонисты — их ровесницы. Оказалось, что нет: респондентки ассоциировали себя с книжными героинями самых разных возрастов.
  • С электронными книгами для детей сложно: правообладатели часто уверены, что детская книга должна быть только в бумажном формате. Это мнение поддерживают и родители, ограничивающие взаимодействие детей с гаджетами. С детскими аудиокнигами наоборот — они активно растут в рейтингах.

Что дальше: добавляем лекции и развиваем комьюнити

Наверное, не удивим, если скажем, что стараемся делать сервис более комфортным, читалку — классной, поиск — быстрым, рекомендации — точными, а навигацию — гладкой. В хорошем сервисе эти характеристики должны быть по умолчанию.

Если говорить про конкретные идеи, сейчас работаем над пространством знаний. Кроме аудиокниг и подкастов планируем добавить в «Строки» большое количество лекций. Чтобы к научно-популярным книгам можно было рекомендовать ещё и лекции по теме.

Также мы планируем развивать в сервисе книжное комьюнити, чтобы каждый пользователь мог прямо на платформе обсудить книгу с тем, кто её сейчас читает, или поделиться ею.

А ещё совсем скоро у нас появится новая фича: можно будет отсканировать страницу в бумажной книге и продолжить её читать с того же места в электронном варианте. Например, если книга большая, а вы уходите из дома и планируете читать её в транспорте или слушать на прогулке с собакой.

Много функций ещё на стадии обсуждения и проработки. Если вам есть что предложить, или вы уже протестировали «Строки» и можете поделиться впечатлениями, добро пожаловать в комментарии!

26
19 комментариев