Microsoft начал убирать Teams из своих офисных пакетов в Европе. Новый этап противостояния со Slack
С 1 октября 2023 года Microsoft больше не будет предлагать новым клиентам из Европы свой корпоративный мессенджер как бонус к Office. Компания приняла такое решение превентивно, из-за антимонопольного расследования, которое было начато по жалобе Slack. Вспоминаем, с чего началось противостояние двух компаний и на каком этапе оно находится сейчас.
Привет! Это команда Линк Чаты — мы делаем корпоративный мессенджер для больших и малых команд. Slack в свое время показал, как удобно организовать работу в едином пространстве, и стал ориентиром для новой волны мессенджеров: дружелюбных к пользователю, синхронизируемых с другими сервисами и простых для обмена файлами. Но Slack мог бы не появиться, если бы не провал онлайн-игры.
Slack создает новый тип корпоративных мессенджеров
В 2012 году основатель компании Tiny Speck Стюарт Баттерфилд решает прекратить поддержку онлайновой инди-игры Glitch. Ей не удалось набрать критическую массу игроков, деньги заканчивались и было два пути: протянуть еще пару месяцев в ожидании чуда или направить ресурсы на создание чего-то другого.
Стюарт на тот момент не был новичком в бизнесе. Ранее он сделал сервис для обмена фотографиям Flickr, который вырос из онлайн-игры Game Neverending. Сознательно или нет, он решил провернуть тот же трюк: взять их внутренний мессенджер и превратить его в продукт для компаний.
Первый прототип собирают за месяц, начинается бета-тестирование с вайт-листом из 15 тысяч человек, которых постепенно запускают в Slack. Их обратная связь формирует ключевой фокус по функциям: удобный поиск, синхронизация с другими сервисами и простой обмен файлами. Это были золотые времена, когда для лидерства на рынке было достаточно хорошо проработать только эти моменты.
Slack выходит из беты в 2014 году. Он практически сразу становится популярным: уже тогда в него ежедневно заходит 120 тысяч пользователей, из которых 38 тысяч будут платными клиентами из Airbnb, Wall Street Journal, eBay, Paypal, Sony, Dell и других компаний. В стартап приходят инвестиции от венчурных фондов, а его создатель Стюарт Баттерфилд в интервью Wired говорил, что хочет стать «новым Microsoft и занять доминирующую позицию на рынке деловых коммуникаций».
Уже к 2015 году общее число активных пользователей в день стало превышать 1 млн человек, а стартап оценили в 2,8 млрд долларов. Стюарту начали поступать первые предложений о покупке, но Slack оставался независимым. Наученный неудачной сделкой по продаже своего сервиса Flickr, Стюарт продолжал ждать лучшего предложения.
Microsoft думает выпустить аналог
Тем временем Microsoft рассматривала возможность вложить 8 млрд долларов в Slack, но Билл Гейтс и Сатья Наделла отказались от этой идеи. Вместо этого они предложили расширять функционал Skype for Business, чтобы противостоять Slack. Но продукт оказывается недостаточно хорош, и тогда было принято решение начать разработку корпоративного мессенджера с нуля.
В феврале 2015 года Брайан Макдональд, который работал над Microsoft Outlook, вместе с командой разработчиков накидывает концепт будущего мессенджера. В апреле начинается разработка. Как и в случае со Slack, первый прототип собирают буквально за месяц (в нем нет даже уведомлений), а дальше приступают к доработке и обдумыванию интеграции с Office. Референс — Slack с его геймификацией и ставкой на приятный пользовательский опыт.
У некоторых людей вызвало удивление то количество времени, которое мы потратили на первую версию, чтобы в ней был инструмент для выбора Giphy, редактируемые мемы и набор ретростикеров Office
Slack приветствует Microsoft в письме на страницах The New York Times
Осенью 2016 года Microsoft собирается презентовать MS Teams. За несколько дней до этого события Slack покупает последнюю страницу New York Times и в длинной статье саркастично приветствует конкурента. Slack противопоставляет себя обезличенной корпорации и говорит, что нельзя просто взять и скопировать то, что годами оттачивала его команда. Письмо заканчивается фразой: «Slack никуда не денется, мы только начинаем».
Чашка эспрессо, лакированный стол и белая рубашка как бы намекает на что-то корпоративное (источник: Stewart Butterfield, Slack)
Slack действительно был другим продуктом, который задал тон для всех корпоративных мессенджеров новой волны. Родившись из внутреннего IRC-чата провальной игры Glitch, он противопоставлял себя неудобной электронной почте и предлагал быстро общаться в потоке, хранить файлы, и получать данные из других сервисов с помощью ботов.
Во многом на продукт влиял сам Стюарт Баттерфилд — бизнесмен со степенью магистра философии. Slack полюбили за его слэк-бота и уникальные рассылки, за которые отвечала редакционный директор компании Анна Пикард — она была театральным драматургом, а не IT-редактором.
С самого начала Slack понимал, что ему придется бороться с электронной почтой и публичными мессенджерами. Поэтому команда заморачивалась над онбордингом и базами знаний, превращала взаимодействие с мессенджером в приятный опыт работы и общения с коллегами.
Такой подход был обусловлен и бизнес-моделью «снизу вверх» (bottom up): продукт давали бесплатно небольшой группе в компании, а та постепенно затягивала в нее всё больше людей. В какой-то момент наступало время покупать платные лицензии, чтобы открыть доступ ко всем функциям — компания была на крючке. На момент публикации открытого письма в Slack было 1,25 млн таких платящих пользователей.
По Microsoft сразу было понятно, что она будет предлагать Teams как бесплатное дополнение к Office 365, у которого на 2016 год было 85 миллионов активных коммерческих клиентов. Если стратегия продвижения Slack строилась на продаже «снизу вверх», то у Microsoft — «сверху вниз» (top-down): решение об установке будет принимать руководство компании и IT-администраторы, что приведет к закономерному итогу.
MS Teams очень быстро обгонит Slack по количеству активных пользователей.
Microsoft Teams стремительно растет
Сейчас это письмо может показаться хвастливым или написанным с уверенностью, что Slack будет расти быстро и по экспоненте. Но 4 млн пользователей, которые у него были на тот момент, четыре года спустя вырастут до 12 миллионов, в то время как Teams будут пользоваться 115 млн человек ежедневно к концу 2020 года.
За это время Slack купит у Atlassian мессенджеры HipChat и Stride, чтобы перевести пользователей к себе. Выйдет на биржу, добавит функцию комментариев к сообщениям, введет интеграцию с Office и сделает редизайн. Всё это время Microsoft будет активно перетягивать аудиторию в свой мессенджер: добавит его бесплатно в офисные пакеты, объявит о закрытии Skype for Business и начнет переводить клиентов на новую платформу, сделает бесплатную версию для малого бизнеса и разрешит другим сервисам делать интеграции.
Slack хоть и был инноватором, но больше не обладает той шириной и глубиной, чтобы заново изобрести совместную работу
Когда начнется пандемия и сотрудников компаний начнут массово переводить на удаленку, появится новая волна спроса. Zoom, Google Meet, Cisco отметят рост числа пользователей на 50–70%. MS Teams вырастет с 32 до 44 млн в марте, а Slack — с 10 до 12,5 млн. В апреле в интервью для MarketWatch Стюарт скажет, что «рост до 44 млн — впечатляющий, но это только 20% от платящих клиентов Microsoft».Но Microsoft продолжит, и в апреле там будет 77 млн человек, а в ноябре — 115 млн.
Slack подает жалобу
Стюарт публично не называл Microsoft конкурентами, но во внутренних документах прямо указывал на то, что их главный соперник — Microsoft. Он признавал, что в какой-то момент корпорация их убьет, потому что у неё есть мощный канал для дистрибуции. То, как модель top-down оказалась эффективней, очень хорошо описали в статье на GoPractice, рассказав, как еще в начале 2020 года было понятно, что Microsoft сможет очень быстро развернуть свой Teams на миллионы устройств.
В итоге Slack подает антиконкурентную жалобу против Microsoft в Европейскую комиссию, где говорит о том, что Microsoft злоупотребляет своим положением на рынке.
Microsoft создали слабый продукт-подражатель и привязали его к своему доминирующему сервису Office, принудительно устанавливая и блокируя его удаление, что является точной копией их незаконного поведения во время «браузерных войн»
В обращении Slack просит Европейскую комиссию принять срочные меры, чтобы остановить Microsoft незаконно использовать свое влияние с одного рынка на другой.
Slack перестает быть стартапом
Комиссия начнет рассмотрение только через несколько лет. За это время случится несколько событий.
Стартап перестал быть независимым в декабре 2020 года: Salesforce объявит о покупке Slack за 27,7 млрд долларов. Объединение с гигантом облачных вычислений должно устранить единственное конкурентное преимущество Microsoft — эффективные каналы распространения. Так, 90% компаний из списка Fortune 500 использовали продукты Salesforce в 2020 году, что открывает большие возможности для Slack. Плюс у корпорации огромный отдел продаж и рекламные бюджеты, которые позволят продавать корпоративный мессенджер на совсем другом уровне.
Объединение помогло и в развитии функционала мессенджера: в 2022 году в Slack появляется huddles для совершения голосовых и видеозвонков — то, что у ее конкурента MS Teams было практически с самого начала. В этом же году Стюарт Баттерфилд покидает пост CEO и его место занимает Лидиан Джонс, исполнительный вице-президент Salesforce.
К концу 2022 года в Slack будет 25 млн ежедневных активных пользователей.
В Teams почти в одиннадцать раз больше — 270 млн.
Что сейчас и что дальше
В июле 2023 года Европейская комиссия начинает антимонопольное расследование. В августе Microsoft объявляет, что разделит Office и MS Teams как превентивную меру до конца расследования. Начиная с 1 октября новые клиенты в Европе и Швейцарии могут приобретать лицензию на Office на 5 евро дешевле — именно столько теперь стоит отдельный клиент Teams. Старые клиенты, правда, могут оставаться на прошлом тарифе и продолжать использовать мессенджер как бесплатное дополнение к Office.
Сколько продлится расследование — неизвестно, но если за Microsoft признают нарушение, то запрет на объединение продуктов может начать действовать не только в Европе.
Титры
Основатель Slack Стюарт Баттерфилд мечтал создать новой Microsoft, но, видимо, чтобы достичь цели, ему потребовалось пожертвовать независимостью компании, а потом и вовсе ее покинуть. Microsoft в очередной раз продемонстрировала, что инновации и любовь к своему продукту ничего не значат, если у тебя есть огромное влияние на цифровом рынке. Но без Slack не было бы ни MS Teams, ни других корпоративных мессенджеров, ни нашей экосистемы с мессенджером Линк Чаты, о развитии которого рассказываем в своем телеграм-канале.
Slack показал, что корпоративный мессенджер — это удобный и открытый к пользователю интерфейс, быстрые интеграции с сотнями приложений и всегда доступный архив с переписками и файлами в одном месте. В 2023 году он начал, как и многие другие сервисы, внедрять нейросети, которые помогут упрощать работу миллионов людей и дальше.
Slack, возможно, не стал лидером на рынке, который сам создал, но действительно никуда не делся.