Геймификация в Telegram с помощью чат-ботов: как превратить онбординг или рекламную кампанию в увлекательную игру
Всем привет, на связи Руслан Исай, основатель сервиса Raidboss и эксперт по геймификации. Бизнес давно обратил внимание на любовь людей к играм и стал применять игровые механики для решения своих задач. Один из актуальных инструментов, который поможет запустить геймификацию — чат-боты в Телеграм. Об этом поговорим в статье.
Сегодня трудно найти человека, который ни разу не зависал в игру в смартфоне, сидя в очереди или отвлекаясь от трудного дня. Дети с рождения держат в руках смартфоны, подростки зарабатывают на игровых чемпионатах, а взрослые с ностальгией проходят очередной уровень в World of Tanks.
Компании взяли на вооружение методы вовлечения людей в игру и стали их использовать, чтобы привлекать, учить, удерживать покупателей и сотрудников. В арсенале бизнеса уже много игровых механик.
Сегодня хочу подробно рассказать о набирающем популярность способе внедрить геймификацию — чат-ботах Telegram. В них можно собирать контакты покупателей и кандидатов на вакансии, организовать круглосуточную поддержку, продавать услуги и товары, проводить конкурсы и другие активности, не нанимая при этом целый отдел разработчиков. Но почему это работает и как внедрить чат-бот у себя в компании? Расскажу ниже.
Как геймификация делает онбординг и рекламные кампании интереснее и эффективнее
Когда я рассказываю о геймификации, многие задают резонный вопрос: компании десятилетиями привлекали и привлекают миллионы людей стандартной рекламной, а сотрудники привыкли к обычному, пусть и долгому онбордингу — почему бы не пойти по проторенному пути, вместо того, чтобы рисковать и искать что-то новое?
Действительно, обычные реклама и онбординг вряд ли исчезнут в ближайшее время и продолжат приносить результаты. Но все эти процессы можно сделать эффективнее и интереснее, привлечь больше внимания, а еще выгодно отстроиться от конкурентов.
Именно это позволяет сделать геймификация в бизнесе — она еще не успела приесться людям, поэтому всегда привлекает больше внимания, чем стандартные реклама и онбординг. Предлагаю убедиться в этом на примере известных компаний.
В прошлой статье мы поговорили о том, что такое геймификация.
В компании «Утконос ОНЛАЙН» процесс онбординга перенесли в мобильное приложение с элементами геймификации — баллами, бейджами, рейтингом для сотрудников и удобной статистикой для HR-специалистов.
Главными задачами гипермаркета было:
- снизить стресс во время адаптации для новых сотрудников и подготовить их к выходу на работу,
- создать удобную площадку для эйчаров, чтобы передать всю новую информацию и не спугнуть новичков.
Элементы геймификации в приложении помогли справиться с этими задачами. Например, на этапе пребординга специальный чат-бот запрашивает у специалиста необходимые для трудоустройства документы, рассказывает о компании и ее ценностях и показывает, как пройдет первый рабочий день и как к нему подготовиться. А еще дает задание оригинально сфотографировать свой рабочий стол и обновить облачко со статусом профиля, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. За каждый успешно пройденный этап сотрудника награждают баллами и бейджами и показывают его прогресс на интерактивной карте.
У руководителей и эйчаров тоже есть свои личные кабинеты, где они могут следить за этапами адаптации каждого сотрудника — вся статистика отображается визуально и показывает прогресс по каждому направлению.
Согласитесь, что такое приложение выглядит дружелюбнее, чем большая папка с Word-документами на компьютере. А HR-специалисты наконец-то могут отдать всю рутину круглосуточным чат-ботам, занимаясь более стратегическими задачами.
Еще один интересный кейс с геймификацией во время онбординга есть у Леруа Мерлен. Они тоже предложили проходить обучение в интерактивном режиме с визуальными картами, заданиями и наградами, но не стали ограничиваться только сотрудниками. В компании создали упрощенную систему обучения на платформе Битрикс и разрешили пройти онбординг всем желающим. Так любой человек мог познакомиться с корпоративной культурой и подать заявку на вакансию, если хотел присоединиться к команде. Почти во всех компаниях процесс онбординга обычно скрыт, поэтому такая открытая политика Леруа и игровой формат привлекли внимание даже тех, кто никогда до этого не задумывался о работе в гипермаркете.
В рекламных кампаниях игровые элементы не менее популярны. Один из известных кейсов принадлежит Ленте — в преддверии Нового года они запустили мини-игру, чтобы напомнить о доставке и привлечь аудиторию в свой онлайн-бот.
В онлайн-игре участникам нужно было как можно быстрее нарезать салат. За готовый салат им дарили промокод, который давал скидку на заказ продуктов в Ленте онлайн. Если участник делал заказ, он автоматически становился участников розыгрыша призов.
Получить промокод и узнать результаты розыгрыша можно было в чат-боте Ленты. Также участник периодически получал полезные рассылки и истории, что дополнительно подогревало интерес и вовлеченность.
В результате в игре поучаствовали 87 000 человек по всей России — это на 37% больше, чем планировали организаторы. 48% игроков зарегистрировались в чат-боте Телеграм и подписались на новости.
А маркетологи онлайн-кинотеатр Оkko запустили бот в честь выхода нового фильма Тарантино. Участники могли пройти викторину с 15 вопросами о творчестве знаменитого режиссера. Все, кто правильно ответил хотя бы на пять вопросов, получали скидку 50% на все фильмы Тарантино. Всего за неделю с чат-ботами пообщались более 100 000 человек.
Все эти кейсы и другие игровые механики объединяет то, что их можно легко реализовать с помощью обычных чат-ботов — современные площадки позволяют внедрить в бот систему наград, рейтинги, рассылки, розыгрыши и другие механики.
Давайте подробнее разберем, как чат-боты стали так популярны и почему они идеально подойдут для вашего онбординга или маркетинга.
Почему все начали внедрять чат-боты?
У многих чат-боты ассоциируются с обычной анкетой с ответами вроде «да» и «нет» и самым простым функционалом. Но современные чат-боты стали умнее. В них появилось больше функций, а разговоры с голосовыми и текстовыми помощниками теперь можно вести бесконечно долго.
То же самое с чат-ботами в Telegram: сейчас в них можно автоматизировать почти любые части бизнеса от HR-процессов до маркетинга.
А еще чат-боты:
- работают 24/7,
- быстро отвечают,
- не нуждаются в установке дополнительных программ — общаться с ботом можно в самом мессенджере,
- не собирают личные данные пользователей без их согласия,
- имеют много возможностей для геймификации сотрудников: с помощью них можно проводить конкурсы, копить баллы, создавать игры,
- могут интегрироваться с другими сайтами, CRM-системами и платформами для оплаты.
Так что если вы еще не внедрили их в свои бизнес-процессы, советую поторопиться. Внедрить геймификацию в чат-боте Телеграма намного дешевле и проще, чем создать сайт или приложение с нуля. К тому же, статистика и факты говорят сами за себя:
- 40% миллениалов пользуются чат-ботами каждый день;
- 35% людей хотят, чтобы как можно больше брендов использовали чат-боты;
- У Telegram большая аудитория — около 800 млн пользователей в месяц.
Зачем бизнесу нужны чат-боты?
Например, вы стали замечать, что новые сотрудники во время онбординга или после долгого обучения все равно плохо ориентируются в процессах компании, а их энтузиазм теряется.
Обойти этапы онбординга и обучения нельзя, но можно сделать их интереснее и проще: чат-бот может каждый день присылать новое задание с подбадривающей фразой, быстро отвечать на вопросы в процессе, звать нужного сотрудника для помощи, дарить баллы и хвалить за каждый пройденный этап. Игровой формат, привычный мессенджер и эмоциональная поддержка будут мотивировать людей и помогут лучше запоминать большой объем информации.
Какие еще задачи бизнеса поможет решить геймификация в чат-ботах?
Как превратить свой онбординг или рекламную кампанию в увлекательную игру?
Чтобы вы могли успешно внедрить геймификацию в свой Телеграм-канал, мы подготовили небольшой универсальный план:
- Определите, какой цели вы хотите достичь. Например, ускорить онбординг и увеличить количество положительных отзывов сотрудников после его прохождения.
- Выберите тему игры, механики и правила игры. Процесс онбординга становится интереснее, когда все действия объединены одним сюжетом. Сотрудник может выполнять задания в формате квеста или игры Марио. Чем быстрее он выполняет задания и чем больше дает правильных ответов в тестах, тем выше его рейтинг и больше награда на финише.
- Определите призы и бонусы, которые участники будут получать за свою активность. Это может быть корпоративная валюта, фирменный мерч, сертификаты в онлайн-магазин и другие полезные вещи.
- Регулярно собирайте фидбек и улучшайте процесс. Игра не всегда получается идеальной с первого раза, поэтому важно обновлять механики и тестировать разные гипотезы.
- Не забудьте подключить бота для автоматизации процессов и создания интерактивных элементов. Кстати, тут у нас есть решение 🤓
Мы в Raidboss разрабатываем Телеграм-бот для геймификации внутренних процессов бизнеса. Ведь каждая компания начинается с сотрудников. Если они чувствуют себя плохо, то не смогут выполнять свои задачи и приносить пользу. Наша цель — помочь людям почувствовать себя лучше, получить признание, работать эффективнее.
Бот поддерживает следующие игровые механики:
- Благодарности — публично поблагодарить коллегу в чате, подарив баллы или внутрикорпоративную валюту.
- Квесты для прохождения онбординга и выполнения рабочих задач.
- Валюту и подарки под разные активности и задачи.
- Лидерборд — рейтинг достижений команды и отдельных участников.
- Корпоративный магазин, где можно потратить накопленные баллы.
Подключить бот можно бесплатно по ссылке.
Raidboss — платформа для геймификации и повышения вовлеченности команды, которая интегрируется с корпоративным порталом, виджетами, API и индивидуальными информационными системами.
Хотите узнать больше про геймификацию? Заходите в наш Telegram-канал — там на примерах рассказываем об игровых механиках.
Также недавно мы в Raidboss выпустили телеграм-бот для геймификации внутренних процессов бизнеса. Зарегистрироваться в боте можно бесплатно по ссылке. Присоединяйтесь к сообществу Raidboss для обмена опытом, идеями или если у вас возникли вопросы.
Комментарий удалён модератором
Здравствуйте! Боты можно использовать как для HR-задач, так и для маркетинга.
Сначала игра сделала из обезьяны человека, а теперь она из человека сделает покупателя