Как увеличить конверсию с помощью рассылок в мессенджерах и омниканальности
Привет, меня зовут Вячеслав, я сооснователь компании Sherlock Platform. Мы делаем чат-платформу для омниканальной коммуникации с клиентами в мессенджерах для среднего и крупного бизнеса.
Сегодня я расскажу о том, как устроены рассылки в мессенджерах и проиллюстрирую это кейсами внедрения сервиса рассылок на базе Sherlock Platform для разных клиентов. Но для начала немного о том, что вообще из себя представляют рассылки в мессенджерах.
Механика рассылок в мессенджерах
Массовую рассылку в мессенджерах можно использовать для решения сразу нескольких типов задач, поэтому выделяют несколько видов рассылок.
- Маркетинговые рассылки ставят своей целью “прогрев” аудитории и последующую конверсию в покупку. Они позволяют быстро информировать клиентов о новых продуктах, акциях, скидках и других новостях, а также приглашают их совершать конкретные целевые действия — воспользоваться промокодом, зарегистрироваться на вебинар, перейти на сайт, чтобы посмотреть новую коллекцию и так далее. Благодаря этому компании поддерживают связь с аудиторией и увеличивают лояльность пользователей, что помогает повышать продажи и препятствовать оттоку клиентов.
- Отдельный подвид рассылок — информационные/сервисные сообщения, которые позволяют автоматизировать процесс продвижения клиента по воронке продаж. Например, к сервисным рассылкам относятся сообщения об успешной регистрации, о статусе заказа, об оставленной корзине, а также сбор обратной связи. Как правило, такие рассылки дешевле, чем маркетинговые, так как выполняют функцию скорее техническую — но при этом очень важную.
- Рассылки в ватсап могут совмещать в себе функции информирования и прогрева аудитории, а также использоваться для cold outreach — отправки сообщений по базе контактов с целью привлечения новых клиентов (эту возможность дает WABA — WhatsApp Business Account) .
Преимущества рассылок в мессенджерах:
- Низкая стоимость: Рассылка сообщений через мессенджеры обычно обходится дешевле, чем традиционные email- или смс-рассылки.
- Высокая открываемость: Сообщения, отправленные через мессенджеры, часто имеют более высокий процент открываемости по сравнению с электронными письмами.
- Быстрая доставка и реакция: Мессенджеры доставляют сообщения мгновенно, и пользователи часто отвечают на них быстрее, чем на электронную почту.
- Широкий охват: С ростом использования мессенджеров во всем мире компании могут охватить больше аудитории.
- Интерактивность: Мессенджеры позволяют использовать кнопки быстрого ответа, опросы и чат-боты, создавая увлекательный интерактивный опыт, который повышает вовлеченность клиентов и интерес к бренду.
- Поддержка мультимедиа: Мессенджеры поддерживают различные типы мультимедиа, такие как изображения, видео и GIF-файлы, что делает сообщения более интересными и информативными.
- Персонализация и кастомизация: Компании могут персонализировать сообщения на основе пользовательских данных, обеспечивая более индивидуальный подход к получателю.
- Возможности интеграции: Многие мессенджеры могут быть интегрированы с бизнес-инструментами и CRM-системами, что позволяет оптимизировать коммуникацию и управление данными.
- Аналитика в реальном времени: Мессенджеры предоставляют мгновенную обратную связь и аналитику, например сведения о прочтении и показатели вовлеченности, что позволяет предприятиям оценивать эффективность своих кампаний.
- Повышенное удобство для клиентов: Многие клиенты предпочитают пользоваться приложениями для обмена сообщениями из-за их удобства и оперативности.
Одно из основных преимуществ использования мессенджеров для массовой рассылки — это возможность отправки мультимедийных сообщений, таких как видео, стикеры, изображения и ссылки с превью прямо в приложении. Это делает процесс более интерактивным и привлекательным для пользователей.
Кроме того, стоимость рассылки через мессенджеры обычно значительно ниже, чем стоимость рассылки SMS, а рассылка в Телеграм по базе клиентов с помощью платформы Sherlock и вовсе бесплатна.
По сравнению с классическими e-mail и sms-рассылками, рассылки в мессенджерах более эффективны: их открываемость (Open rate) может достигать 88%, а CTR — около 50%.
Как правило, сервисы рассылок в мессенджерах имеют широкий функционал для создания, редактирования и анализа рекламных кампаний, а также информационных и сервисных рассылок. Например, модуль «Рассылки» Sherlock Platform позволяет:
- создавать, редактировать, удалять рассылки и цепочки рассылок
- создавать и редактировать списки контактов для рассылки
- отбирать необходимые рассылки с помощью фильтров
- создавать и редактировать шаблоны сообщений
- составлять расписание рассылок
- просматривать подробные отчеты о произведенных рассылках
Важный этап работы с рассылками в мессенджерах — это сбор статистики и аналитика. Ниже представлены основные метрики, на которые стоит смотреть:
- Доставляемость: какой процент адресатов сообщения получил его.
- Открываемость: какой процент получивших сообщение открыл его.
- Конверсия: процент совершенных целевых действий в результате рассылки.
- Кликабельность: сколько клиентов кликнуло на целевые ссылки или кнопки в рассылке.
- Отписки: коэффициент отписавшихся после получения рассылки.
- Жалобы на спам и блокировки: количество жалоб на спам или случаев блокировки отправителя по итогам рассылки.
Такая подробная аналитика позволяет компаниям более точно выстраивать стратегию рассылки сообщений, лучше понимать предпочтения клиентов и эффективно сегментировать аудиторию. Адаптируя свой контент к определенным демографическим характеристикам или моделям поведения, можно добиться максимального эффекта от рассылок.
Какие бывают форматы рассылок?
Рассылки в мессенджерах могут подразделяться на разные категории, в зависимости от формата, содержимого и метода доставки. К примеру, в Sherlock Platform доступны три вида рассылок:
- Текстовая рассылка – стандартный тип рассылки, который позволяет отправлять подписчикам в мессенджеры текстовые сообщения с форматированием, а также картинки и видео.
Пример формирования текстовой рассылки на платформе Sherlock
Бот-рассылка – запускает для выбранной аудитории предварительно настроенный чат-бот. Например, это может быть простой кнопочный бот, где при нажатии на кнопку пользователь переходит по ссылке на нужную страницу. Или более сложный вариант, где по кнопке запускается целый сценарий, либо квиз.
- WhatsApp-рассылка – используется для отправки согласованных шаблонных сообщений как существующим, так и потенциальным клиентам через WhatsApp. Оператор может инициировать диалог с контактом, используя заранее одобренные шаблоны, которые содержат кастомизируемые поля, такие как имя, название компании/продукта, CTA и т. д.
Аудитория рассылки формируется на основе списков контактов — в том числе полученных через интеграцию с CRM. Также можно разделять аудиторию на более узкие сегменты с помощью тегов, что позволяет более гибко управлять списками рассылки. Помимо этого, на платформе Sherlock у операторов есть возможность сделать точечную рассылку для отдельных клиентов, что не всегда доступно в сервисах массовых рассылок.
Кейс
Один из наших клиентов, известный производитель мебели на заказ, активно тестирует маркетинговые шаблоны рассылок в WhatsApp, формируя их с помощью переменных. К примеру, один сценарий выглядит так:
- Клиент посещает салон и оставляет свой контакт
- Затем ему в мессенджер приходит персонализированное сообщение вида
Таким образом, клиент может посмотреть и сразу оплатить заказ или тут же в мессенджере задать все интересующие его вопросы менеджеру. Как результат, увеличивается количество предложений, оплачиваемых клиентом
Преимущества Sherlock Platform по сравнению с другими сервисами рассылки
- Комплексная коммуникационная платформа: Платформа Sherlock включает в себя весь функционал, необходимый для омниканальной коммуникации с клиентами. Помимо запуска массовых рассылок, платформа позволяет разрабатывать и внедрять чат-боты, быстро обрабатывать клиентские запросы в едином окне, персонализировать коммуникации и анализировать отчетность.
- Единый чат-центр и бот-студия: В Sherlock есть чат-центр, объединяющий сообщения из всех мессенджеров в одном окне, и бот-студия для создания и обновления ботов любой сложности. Это обеспечивает контроль качества переписки и безопасность клиентской базы, а также интеграцию AI-ботов для обслуживания клиентов и сопровождения сделок.
- Масштабируемость и применение для сложных бизнес-процессов: Платформа способна выдерживать высокие нагрузки и масштабируется в обоих направлениях без потери функциональности. Это делает ее подходящей для сложных бизнес-процессов и масштабных проектов.
- Надежность и гибкое ценообразование: Платформа Sherlock обеспечивает высокую производительность и надежность, поддерживая до 1000 операторов с различными правами доступа. Она может быть адаптирована к конкретным корпоративным стандартам и бизнес-процессам, а гибкие ценовые и лицензионные опции позволяют использовать ее компаниям любого размера.
Омниканальность: зачем она и как ее реализовать
Кто-то предпочитает использовать для общения электронную почту, кто-то WhatsApp, а кто-то Телеграм. Мультиканальность (или омниканальность) нужна, чтобы охватить сразу как можно больший процент целевой аудитории и вести коммуникацию с пользователями сразу по нескольким каналам.
Основным принципом омниканального подхода является его способность поддерживать последовательную и «бесшовную» коммуникацию с клиентами в различных каналах. Это достигается за счет единой базы данных, в которую заносятся история и контекст взаимодействия с клиентом, что исключает дублирование информации при переходе от одного канала к другому.
Мессенджеры и сервисы, доступные для подключения на платформе Sherlock
Как это работает? Например, вы можете установить на сайте виджет, который будет помогать пользователям с поиском и выбором товаров. И даже если посетитель сайта не купит товар сразу, то оставит свои контактные данные, и вы сможете впоследствии «догнать» его в мессенджере или по email с помощью персонализированных сообщений.
По статистике платформы Sherlock, конверсия в покупку может увеличиваться в 3-5 раз при использовании персонализированных предложений и триггеров в рассылке через мессенджеры.
Еще один вариант применения омниканальности — перевод общения с пользователями в мессенджеры. Для этого по тем клиентам, с кем ранее не общались в мессенджере, делается смс-рассылка с предложением скидки и ссылкой на промокод. Клиент переходит по ссылке в мессенджер и следующую рассылку получает уже там — а компания тем самым экономит на смс-рассылках.
Альтернативные способы — это добавление ссылки на мессенджеры в виджет на сайте или в e-mail рассылку.
Кейс
У нас был интересный опыт работы с сегментом 50+ (казалось бы, не самая активная аудитория мессенджеров) для ритейлера ShoppingLive. У клиента имелся большой и дорогостоящий колл-центр для общения с заказчиками, поэтому стояла задача перевести хотя бы часть аудитории в мессенджеры. В частности, значительная часть заказов от аудитории 50+ приходила из ТВ-рекламы (формат “магазин на диване”), и все такие заказы подтверждались оператором колл-центра по телефону. Чтобы перевести их в мессенджер, мы внедрили опцию подтверждения заказа в WhatsApp: для этого нужно было отсканировать QR-код с экрана телевизора. Всё дальнейшее сервисное и маркетинговое общение с клиентом происходило в WhatsApp, что гораздо дешевле. Несмотря на возраст целевой аудитории, новая опция подтверждения заказа зашла на ура.
В ходе этих взаимодействий все переходы клиента фиксируются с помощью уникальных UTM-меток. Таким образом, сообщения остаются последовательными, а контекст сохраняется во всех каналах, поэтому клиенты получают более персонализированный контент — а это, в свою очередь, ведет к более высокой конверсии в покупку.
Как устроена интеграция с CRM
Для повышения эффективности отдела маркетинга и продаж многие компании прибегают к интеграции различных сервисов, чтобы автоматизировать обмен данными.
В частности, сервис рассылок часто подключается к CRM, что позволяет автоматически формировать списки рассылок, проставлять статусы, сохранять историю взаимодействия и многое другое.
Что важно, такая интеграция нескольких сервисов помогает решить многие проблемы, связанные с управлением данными — особенно когда речь идет о крупных компаниях и/или высоких нагрузках, например, в горячий сезон распродаж. Сервис Sherlock Platform позволяет легко работать с данными из множества источников и подключенных инструментов за счет единого окна управления — это экономит много времени и упрощает процесс коммуникации с клиентами.
Как интеграцию с CRM можно использовать на практике?
- Загружать клиентские данные из CRM в базу данных рассылки: после первоначального общения с клиентом можно автоматически добавлять контакты в базу рассылки или делать массовый импорт контактов.
- Автоматически обновлять данные подписчиков: одновременное обновление изменившихся данных, таких как номер телефона, адрес, фамилия или должность во всех связанных сервисах.
- Перенос клиентов между разными списками рассылки: при продвижении клиента по воронке продаж можно автоматически подписать его сначала на рассылку для теплых лидов, потом на рассылку с горячими предложениями, а потом — на рассылку с допродажами.
Некоторые CRM предлагают коннекторы к популярным сервисам «из коробки», в других случаях приходится привлекать разработчиков, чтобы соединить два инструмента. Платформа Sherlock имеет коннекторы таких популярных CRM, как AmoCRM, MS CRM, Битрикс24, РитейлCRM, Mindbox и многие другие.
Интеграция между сервисом рассылок и CRM-системой способствует формированию более эффективной и ориентированной на клиента коммуникационной стратегии. Кроме того, такая синергия снижает количество ручных операций и уменьшает вероятность ошибок.
Подводя итоги
Рассылка в мессенджерах — весьма привлекательный маркетинговый инструмент из-за своей низкой стоимости и более высокой эффективности по сравнению с e-mail и SMS-рассылками. Она предлагает расширенный спектр возможностей: использование различных форматов сообщений, прикрепление картинок и файлов, а также высокую открываемость, которая может достигать 70-90%.
Отличие от email и SMS еще и в том, что мессенджеры предоставляют двусторонний канал коммуникации. Это не только позволяет компаниям получать обратную связь от пользователей, но и обеспечивает возможность клиентской поддержки в реальном времени, что делает общение более персональным и эффективным.
Надеюсь, статья оказалась полезной, буду рад ответить на вопросы и комментарии. В следующий раз подробно расскажу про различия хэлп-деск системы и омниканального чат-центра и что из этого более эффективно для решения бизнес-задач.
Здравствуйте, спасибо за подробный разбор. А то я уже столько сервисов пересмотрела для своего фэшн бренда, и все предлагают только какую-то часть всех рассылок Ватсапп например, а мне нужно полное взаимодействий с моими клиентами. Интересно подробнее узнать про интеграцию с РитейлCRM, у нас стоит, но всех задач она не выполняет.