Эволюция сервиса: как запустить один универсальный API вместо трех

С помощью API «Ренессанс страхование» удалось упростить и ускорить процессы расчета и оформления страховых полисов, а еще — сэкономить на обслуживании множества систем. Арам Мурадян, директор департамента развития работы с посредниками, CPO партнерских продаж компании, рассказывает о роли API в процессе внедрения сервисов в работу партнеров.

Арам Мурадян, директор департамента развития работы с посредниками, CPO партнерских продаж Группы «Ренессанс страхование»
Арам Мурадян, директор департамента развития работы с посредниками, CPO партнерских продаж Группы «Ренессанс страхование»

Наверное, надо начать с того, что такое API. В нашей компании есть большое количество сервисов, решений и продуктов, которые создают какие-то процессы: оформление полиса, расчет стоимости страхования и так далее. API — это условное обозначение того, что помогает одним процессам «дружить» с другими, то есть дает возможность взаимодействовать системе посредством веб-сервисов с другой системой. Иными словами, это своего рода некая «договоренность» двух сторон, которые придерживаются обмена сообщениями по заранее оговоренному контракту.

В прошлом наш подход к технологическим решениям был ограничен: мы видели API преимущественно как инструмент для организации продаж страховых продуктов. Но применение технологии гораздо шире. Теперь это комплексное решение, которое не только облегчает процесс страхования, но и позволяет более тонко настраивать путь клиента от момента оформления полиса до его обслуживания и урегулирования возникших вопросов.

В 2017 году наши системы API для оформления полисов всех основных продуктов — каско, имущества и ОСАГО — были совершенно разные: протоколы , ответы от страховой компании на те или иные обращения, ошибки, логика обработки этих данных — отличалось вообще все. Каждый из этих продуктов имел уникальную структуру и последовательность взаимодействий. Наши партнеры, которые уже работали с нами по какому-то API, стремясь запустить продажи нового продукта, сталкивались с непростой задачей. Когда они получали от нас документацию на несколько новых типов API, они часто махали рукой на свою попытку начать новые продажи и продолжали работать только с одним видом страхования, так как интеграция новых требовала серьезных ресурсов.

Создание инструмента

Основная идея, к которой мы стремились при разработке новой системы 6 лет назад, заключалась в создании универсальных сервисов, которые могли бы быть эффективно интегрированы в разные процессы и использоваться повсеместно. Этот подход позволил нам не только оптимизировать работу, — и свою, и партнеров — но и существенно сократить затраты, связанные с техническим обслуживанием множества разнообразных систем.

Инструкция по применению

Интеграция с партнерами — это взаимодействие их информационных систем с нашей через API. Партнеры подключаются к нам для расчета и продажи полисов. В API сейчас появились сервисы, которые помогают улучшать клиентский путь, например, вносить изменения в полис. Раньше для этого клиент должен был позвонить на входящую линию или приехать в офис компании, а теперь мы можем подключить сервис внесения изменений в полис, например, к личному кабинету компании-партнера.

В «Ренессансе» теперь установлена единая система приема данных от всех партнеров через API. Это как единое окно, где сходятся все потоки информации. Теперь мы предлагаем унифицированный API, который позволяет партнерам быстрее и проще интегрироваться. Это значительно снижает временные и технические затраты на подключение и обучение.

Например, если партнер-маркетплейс уже интегрировал продукт каско, и это заняло, условно, 3-5 дней, то добавление страхования телефонов займет несколько часов — все API разработаны с похожей структурой данных и в единой логике обработки запросов, а у партнера уже написаны какие-то программные классы, и их можно просто использовать в интеграции нового продукта.

При этом мы не накладываем ограничений на технологические стеки партнеров, что позволяет им использовать предпочтительные им инструменты.

Работа 24/7: выводы и результаты

Мы поняли, что ключ к улучшению нашей работы — это непрерывное совершенствование скорости ответов и алгоритмов. Также мы пришли к тому, что нужно придерживаться принципа стабильности стоимости полиса для клиента и предоставлять окончательную цену сразу после анализа входных параметров.

Для расчета стоимости полиса мы используем множество таблиц и источников данных. Для оформления полиса клиенту достаточно заполнить 1-3 параметра, и дальше он может переходить к оплате. То есть клиент указывает, например, госномер автомобиля при страховании авто, а на основе этих данных мы заполняем остальные поля по сведениям из открытых источников.

Вообще система работает не последовательно, а обращается одновременно к 10, 20 или даже 30 различным источникам, чтобы ускорить расчет — он должен занимать несколько секунд. Одновременно мы автоматически рассчитываем вознаграждение партнера, подбираем дополнительные виды страхования, которые могут заинтересовать клиента и так далее. Например, минимальный набор данных для оформления полиса ОСАГО включает информацию о машине, страхователе и лицах, допущенных к управлению автомобилем. На базе этой информации мы можем предложить, например, страхование квартиры. Таким образом, покупатель получает комплексное предложение, сочетающее несколько продуктов.

За все расчеты отвечают наши бэкэнд-системы и микросервисы, работающие параллельно. Это комплекс программ и алгоритмов, оптимизированных для быстрой обработки данных.

Над их усовершенствованием мы также постоянно работаем. Изучаем процессы, выявляя операции, которые занимают наибольшее количество времени. В некоторых случаях это может быть запрос к базе данных или сложный алгоритм.

Такие мелкие, но значимые улучшения происходят регулярно и помогают ускорять процессы.

Мы постоянно фокусируемся на:

  • Минимизации необходимых данных для расчета;
  • Обновлении алгоритмов для повышения скорости ответа;
  • Использовании асинхронных запросов для ускорения обработки данных;
  • Оптимизации архитектуры микросервисов для сокращения времени операций.
Как работает конструктор виджетов

Эти улучшения позволяют нашим клиентам и партнерам быстро запускать продажи новых продуктов и сокращать время на интеграцию. Кроме того, мы активно сотрудничаем с партнерами при разработке новых продуктов, что увеличивает их ценность для конечных пользователей. Для партнера это не только возможность дополнительной монетизации и увеличения количества клиентов за счет новых продуктов, сервисов, но и возможность масштабирования бизнеса. Например, год назад у нас в API появился продукт «Помощь на дороге». Им пользуются владельцы полиса ОСАГО, чтобы получить техническую помощь на дороге, заправиться, завести автомобиль. На базе таких сервисных продуктов партнер может собрать собственную линейку, максимально увеличить доход и создать клиентоориентированные продукты.

77
Начать дискуссию