Papajobs — пивот маркетплейса в агентство по подбору персонала

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о стартапе Papajobs и проверке бизнес — гипотез.

Одна из иллюзий основателей стартапов, что конечный продукт — это сайт, приложение или какой-то ещё софт. Проекты вкладывают большие ресурсы для того, чтобы создать удобную платформу для своего сервиса. Но, порой, ей так никто и не воспользуется. Не потому что сайт или приложение плохое, а потому что идея или бизнес-процессы нерабочие. Но пока не начнешь реализацию проекта — не узнаешь.

В 2017 году Виталий Крылов, ранее возглавлявший российский филиал Gett, запустил сервис PapaJobs.

Суть идеи

Идея стартапа заключалась в том, что работники сфер ритейла, перевозок и услуг смогут быстро находить подходящую работу рядом с домом. Ранее я писал обзор американского проекта Wonolo, с очень похожей идеей. Если кратко, то там работодатель может за 15 мин найти персонал на разовый выход. Американский стартап пошёл, давайте разберём как развивается российский аналог.

По словам создателей, система должна была отбирать максимально релевантные вакансии, учитывая опыт работы пользователя и поведения похожих профилей в сервисе. Papajobs в 2017 году привлек 40 млн рублей инвестиций от менеджмента «Альфа-банка», «Газпромбанка», Alibaba Russia и других инвесторов.

По идее, в выбранных сферах работает более 50 млн человек и на эти вакансии всегда нужны люди, есть текучка сотрудников. Есть спрос как со стороны соискателей, так и со стороны работодателей.

Но гипотеза не сработала, на практике менее 1% соискателей, оставивших отклики, доходили до этапа собеседования.

В статье на vc Виталий Крылов оставил свои комментарий о том, что изучив записи переговоров HR-специалистов и сотрудников, они увидели недочеты в работе рекрутеров: в скорости обработки заявок от соискателей, в тоне, в котором разговаривают с соискателями.

Проблема коммуникации

Это частая проблема маркетплейсов. Создается площадка для коммуникации продавцов/покупателей, мастеров/заказчиков и т.п. Но как происходит общение между пользователями, проконтролировать нельзя. Заказчики уверены в том, что мастера им пятки будут лизать, лишь бы взять заказ. Мастера — что у них должно быть море заданий. Все участники ждут, что им чего-то должны. И, в итоге, никто не получает желаемого результата.

В качестве лирического отступления могу привести наш профессиональный маркетплейс — FL. Программисты и дизайнеры ищут заказчиков, заказчики ищут себе частников, чтоб не переплачивать в студии. При этом, куда ни плюнь, заказчики рассказывают о криворуких исполнителях, которые не могут довести проект до конца, у которых в момент сдачи заболевает бабушка, горит компьютер, разбивается машина, а исполнители жалуются на неадекватных заказчиков, которые все соки выпьют сверх оплаченного, так ещё и не заплатят в полном объёме. Очевидно, что у одних, что у других ожидания не совпадают с реальностью и очень важно на берегу договориться как будет выполняться работа. Если обе стороны считают, что им кто-то что-то должен сверх оговорённого, то проект явно пойдёт по пути долгостроя.

На самом деле, эта проблема достаточно прогнозируема для маркетплейсов. Ведь суть любого маркетплейса — свести заказчиков и конечных исполнителей. При этом, все действия посредников (сейлзов, менеджеров проекта, тестировщико и т.д.) устраняются, предполагая, что либо площадка возьмёт на себя часть этих функций, либо стороны сделки. Много людей говорит о том, что менеджеры — это паразиты в любом процессе, которые ничего не производят, а только мешаются (отсюда, кстати, частые просьбы заказчиков дать прямой контакт с дизайнером или программистом). Тем не менее, должность менеджера предполагает управление процессом. То есть роль некого переводчика между клиентом и конечным специалистом, а, по совместительству, третейского судьи, когда клиент требует лишнего или специалист отлынивает от задачи.

Пивот PapaJobs

Сейчас, если зайти в PlayMarket, можно увидеть огромное количество негативных отзывов о том, что вакансий в приложении крайне мало, а само приложение работает с ошибками.

Papajobs — пивот маркетплейса в агентство по подбору персонала

Предполагаю, что сейчас Виталий приостановил работу проекта для проверки жизнеспособности другой гипотезы, которая была озвучена этим летом. Увидив проблему в коммуникации, сервис решил взять на себя эту роль. Он станет больше похожим на рекрутинговое агенство, чем на маркетплейс. Отчасти, это напоминает «Правовед», который позиционируется перед клиентами, как единая команда, которая несёт всю ответственность перед клиентами за исполнителей.

Работодатели будут платить только за трудоустроенного сотрудника. А оценку кандидатов, проведение интервью и т.п. будет ответственен Papajobs. Процессы подбора, проведения первичного собеседования и даже программу адаптации планируется автоматизировать.

Заключение

Не хочу обвинять основателей в клонировании Wonolo — куча сервисов успешных и не очень, которые близки по своей сфере деятельности и модели. Да и сама идея помогать находить низко квалифицированный персонал через единый сервис лежит на поверхности.

Интересен факт того, что проблема запуска лежала не в технической реализации и даже не в маркетинге, как это часто бывает. Роли сервиса тупо не нашли общий язык и это ещё один риск, который нужно учитывать при разработке аналогов — в каком контексте работают роли пользователей в проекте. Если контекст «мне должны», то либо сфера такая, что к ним реально должны бежать, либо это серьёзная проблема для проекта и что-то нужно менять.

2121
22 комментария

1. Сертификат битый https://papajobs.ru/  http://joxi.ru/MAjzqLncj0PqGA 
Хром вообще пускать не хотел
2. Трафика мизер 
https://www.alexa.com/siteinfo/papajobs.ru
https://www.similarweb.com/website/papajobs.ru#search
http://joxi.ru/gmvYWyMTq9P3Dr

Там от маркетплейса - одно название, понятно, что работать не будет.

6
Ответить

как я понял проект уже год в замарозке. Т.е. трафик был, но всё стопорнули

Ответить

Столько их появилось за последние два месяца. Куда вам столько персонала, вы что его жрёте что ли....

3
Ответить

Их - имеете ввиду сервисов или кого? 

Если понял правильно, то рост достаточно логичен - если условная компания по грузоперевозкам предоставляет услуги грузчиков, то выделиться очень сложно. Грузчики они и в Африке грузчики. А если выделиться качеством услуг, по крайней мере, очевидным, нельзя, то рабочей моделью становится максимальная автоматизация всех процессов администрирования.

1
Ответить

При средней оценке меньше 4 в Google Play теряется от 60-80% возможного органического трафика. Странно, что компания получившая 40млн инвестиций не учитывает такие банальные вещи.

2
Ответить

Откуда такая информация? Есть пруфы?

Ответить